г. Владивосток |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А51-12543/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей С.В. Понуровской, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Шулаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Профинтерн",
апелляционное производство N 05АП-4689/2024
на решение от 26.06.2024
судьи Жестилевской О.А.
по делу N А51-12543/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профинтерн" (ИНН 3702194970, ОГРН 1183702004122)
к Владивостокской таможне (ИНН2540015767, ОГРН1052504398484)
о признании незаконными решений от 16.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/180822/3262596, 10702070/190822/3265385, 10702070/190822/3265843, а также от 15.05.2023 по ДТ N 10702070/171022/3351992 после выпуска товаров;
при участии в заседании:
от ООО "Профинтерн": представитель Пащенко С.А. по доверенности от 12.07.2024, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 13052), паспорт;
от Владивостокской таможни: представитель Панасенко А.П. по доверенности от 21.05.2024, сроком действия до 21.05.2025, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0372), служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профинтерн" (далее - заявитель, общество, ООО "Профинтерн") обратилось в суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о признании незаконными решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N N 10702070/180822/3262596, 10702070/190822/3265385, 10702070/190822/3265843, 10702070/171022/3351992 после выпуска товаров.
Решением от 26.06.2024 в удовлетворении требований общества было отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Профинтерн" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.06.2024 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что файлы формата XLS изъятые и исследованные таможенным органом в рамках оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в порядке ст. 6 и ст. 15 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (далее - Закон N 144-ФЗ), в действительности не были подвергнуты объективной проверке и независимой оценке, проведенной в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. У общества не была изъята первичная бухгалтерская и отчетная документация, проверка которой могла бы подтвердить или опровергнуть сведения, содержащиеся в файлах формата XLS.
Апеллянт настаивает на том, что таможенный орган не представил никаких доказательств указывающих на то, что файлы формата XLS, полученные им в рамках оперативно-розыскных мероприятий, были закреплены и признаны доказательствами с соблюдением соответствующих норм уголовно-процессуального закона и в дальнейшем использованы для подтверждения фактов совершения виновными лицами преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, указанное прямо свидетельствует о неподтвержденности заявлений таможенного органа о том, что декларантом были представлены недостоверные сведения.
Податель жалобы обращает внимание, что к справкам в рамках ОРМ были приложены распечатки файлов формата XLS, из которых видно, что эти файлы являются лишь редактируемыми формами (электронными таблицами) и не являются оригинальными, надлежащим образом оформленными и согласованными в установленном порядке документами, которые порождают для сторон контрактов N 1 и N 2, а также для иных участников соответствующих гражданских правоотношений, несут какие-либо юридические последствия. То есть, данные файлы формата XLS сами по себе не являются коммерческими инвойсами.
В связи с изложенным общество считает, что выводы таможенного органа, сделанные им в акте проверки, являются ошибочными и основаны лишь на предположениях оперативного сотрудника таможенной службы, а не на надлежащим образом оформленных доказательствах. Сам по себе факт наличия у декларанта файлов в формате XLS с различной информацией, без соответствующих подписей и печатей не является доказательством виновных его действий и не свидетельствует о заявлении им недостоверных сведений, а также совершения им какого-либо правонарушения или преступления.
Также общество считает, что таможенным органом в качестве источника ценовой информации, использованной для корректировки таможенной стоимости спорных товаров, неправомерно применены сведения, полученные в ходе ОРМ, потому что они, как указывалось выше, документально не подтверждены и не основаны не официальных данных.
Таможенный орган в письменном отзыве по доводам апелляционной жалобы возражал, считает вынесенное решение законным и обоснованным, просит оставить в силе судебный акт первой инстанции.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары по ДТ N N 10702070/180822/3262596, 10702070/190822/3265843, 10702070/190822/3265385, 10702070/171022/3351992.
Таможенная стоимость заявлена по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
При таможенном декларировании проверяемых товаров декларантом, получателем товаров и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно сведениям, указанным в графах 8, 9, 14 проверяемых деклараций на товары, является ООО "Профинтерн".
Товары были ввезены в соответствии со следующими внешнеторговыми контрактами:
- контракт от 18.10.2018 N 04/2018 с компанией NANTONG KALINNA INTERNATIONAL TRADING CO., LTD (Китай) (далее - контракт N 1) на поставку товаров на условиях FOB Шанхай;
- контракт от 10.03.2020 N 2/2020 с компанией SHAOXING JFNPFNG TRADE CO., LTD (далее - контракт N 2) на поставку товаров на условиях FOB Шанхай.
При таможенном декларировании в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о таможенной стоимости товаров, таможенными представителями были представлены внешнеторговые контракты с приложениями, коносаменты, инвойсы к ним.
В период с 27.10.2022 по 30.03.2023 в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Профинтерн" (далее - ООО "Профинтерн") по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (в части достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров), задекларированных по декларациям на товары N N 10702070/180822/3262596 (товары N 1, 2), 10702070/190822/3265843 (товар N 1), 10702070/190822/3265385 (товар N 1), 10702070/171022/3351992 (товары N1,2). Проведение камеральной таможенной проверки является правом таможенного органа.
По результатам таможенной проверки составлен акт камеральной таможенной проверки от 30.03.2023 N 10702000/210/300323/А004937.
В ходе камеральной таможенной проверки в целях проверки достоверности документов и сведений о товарах, задекларированных ООО "Профинтерн" по проверяемым декларациям на товары, направлено требование о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке (письмо Владивостокской таможни от 02.11.2022 N 07-01-23/44738), которым запрошены, в том числе, следующие документы:
1) внешнеторговые контракты, относящиеся к поставке товаров, задекларированных по проверяемым ДТ, со всеми действующими приложениями, дополнениями и иными документами, вносящими изменения (дополнения) к нему;
2) транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществлялась международная перевозка товаров; договор на морскую перевозку (перегрузку) товаров, а также действующие приложения, дополнения (изменения) и т.д. к нему; сведения о стоимости транспортных расходов с подтверждающими документами; страховые документы;
3) оферты, заказы, проформы-инвойсов, спецификации, упаковочные листы, инвойсы с подробной детализацией, прайс-листы завода-изготовителя проверяемых товаров с информацией о сроках их действия, относящиеся к товарам, задекларированным по вышеуказанным ДТ;
4) экспортные декларации страны отправления с переводом или сведения о номерах деклараций;
5) документы, подтверждающие расчеты по контракту (выписки из лицевых банковских счетов, заявления на перевод, платежные поручения на оплату товара);
6) документы и регистры бухгалтерского учета, отражающие поступление, постановку на бухгалтерский учет товаров, дальнейшее движение товаров.
В адрес таможни ООО "Профинтерн" представлены, в том числе:
- внешнеторговые контракты: контракт от 18.10.2018 N 04/2018, контракт от 10.03.2020 N 2/2020;
- инвойсы от 29.07.2022 N В135, от 28.07.2022 N В131, от 29.07.2022 N В136, от 24.08.2022 N PF-29-30;
- упаковочные листы от 29.07.2022 N В135, от 28.07.2022 N В131, от 29.07.2022 N В136, от 24.08.2022 N PF-29-30;
- прайс-листы от 01.09.2022 и от 01.10.2020
- договора транспортно-экспедиционного обслуживания грузов от 01.11.2020 N 011120-1/СХТ и от 25.05.2020 N ЛКЦ-2505-01;
- договоры поставок, универсальные передаточные документы (далее - УПД) и иные документы о передаче (продаже) товаров на территории Российской Федерации.
В результате анализа представленных ООО "Профинтерн" УПД установлено, что в графе 11 "Регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости" номера проверяемых ДТ отсутствуют либо вообще не указан.
Вместе с тем экспортные декларации страны отправления (Китай) ООО "Профинтерн" не представлены без объяснения причин.
С целью получения дополнительной информации о товарах, задекларированных по ДТ N N 10702070/180822/3262596 (товары N 1, 2), 10702070/190822/3265843 (товар N 1), 10702070/190822/3265385 (товар N 1), 10702070/171022/3351992 (товары N 1, 2), направлены запросы в адрес ООО "Логистическая компания Церта" (письма Владивостокской таможни от 18.01.2023 N 07-01-23/01574, от 14.02.2023 N 07-01-23/05659).
Письмами от 03.02.2023 Исх.Ю-565 (входящий от 06.02.2023) и от 20.02.2023 Исх. Ю-553 (входящий от 21.02.2023) таможенным представителем сообщено, что документы для декларирования товаров в ДТ N 10702070/171022/3351992 (товары NN 1, 2) получены от ООО "Профинтерн" по электронной почте.
Услуги по таможенному декларированию товаров осуществлялись ООО "Логистическая компания "Церта" на основании договора на оказание услуг по таможенному декларированию товаров от 29.11.2018 N 0886/18/125-2911, заключенному с проверяемым лицом.
Также, ООО "Логистическая компания Церта" оказывало услуги по организации международной перевозки товаров в контейнере XHCU5493461 и по коносаменту от 31.08.2022 N ZGNGB0133000582 до границы Евразийского экономического союза (по маршруту порт Нингбо - порт Восточный) в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания от 25.05.2020 N ЛКЦ-2505-01, заключенного с ООО "Профинтерн".
Согласно представленному счету от 31.08.2022 N Ц-310822-85 и платежному поручению от 01.11.2022 N 581 сумма фрахта за перевозку товаров в контейнере XHCU5493461 до порта Восточный составила 5 950 долл. США.
Таким образом, по результатам анализа полученных от ООО "Логистическая компания Церта" документов установлено их соответствие с представленным ООО "Профинтерн" по требованию таможенного органа в ходе камеральной таможенной проверки документами.
Кроме того, таможней направлено письмо от 09.02.2023 N 07-01-23/04966 в адрес ООО "СЕРВИСКОМ", однако запрошенные документы и сведения не представлены, письмо возвращено в таможенный орган в связи с невручением.
Помимо этого, письмом от 22.02.2023 Исх. 22/02 (входящий от 01.03.2023) АО "СОЮЗХИМТРАНС ИНТЕРНЕШИНЕЛ" представлены запрошенные документы, в том числе:
- договор от 01.11.2020 N 011120-1/СХТ на транспортно-экспедиторское обслуживание;
- заявки на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов к договору от 01.11.2020 N 011120-1 /СХТ;
- платежные поручения и счета на оплату.
В соответствии с заявками на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов от 11.07.2022 N В131, от 12.07.2022 N В135, от 12.07.2022 N В136 к договору от 01.11.2020 N 011120-1/СХТ, АО "СОЮЗХИМТРАНС ИНТЕРНЕШИНЕЛ" организована перевозка и оказаны услуги по транслортно-экспедиторскому обслуживанию внешнеторгового груза в контейнерах KPNU1781050, KPNU1781023, KPNU1781039 по маршруту порт Шанхай (Китай) -порт Восточный.
По результатам анализа полученных от АО "СОЮЗХИМТРАНС ЗШТЕРНЕШИНЕЛ" документов установлено их соответствие с документами и сведениями, заявленными при таможенном декларировании, а также с документами представленным ООО "Профинтерн" по требованию таможенного органа в ходе камеральной таможенной проверки.
Также Владивостокской таможней направлено письмо в ООО "ОПТИМАТРАНС" от 18.01.2023 N 07-01-23/01575.
Письмом от 13.02.2023 Исх. N 13/02 (входящий от 27.02.2023) ООО "ОПТИМАТРАНС" сообщено, что в соответствии с договором от 01.09.2018 N СХТ/18/09 на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенным с АО "СОЮЗХИМТРАНС ИНТЕРНЕШИНЕЛ", оказаны транспортно-экспедиционные услуги при перевозке груза в контейнерах KPNU1781050, KPNU1781023, KPNU1781039 по маршрутам: порт Шанхай (Китай) - порт Восточный, по ЖД порт Восточный (станция Находка) - г. Москва (станция Электроугли) и далее автомобильным транспортом на склад получателя ООО "Профинтерн" (г. Иваново, ул. Сортировочная, д. 1Б).
Также ООО "ОПТИМАТРАНС" представлены акты и счета-фактуры на оплату транспортно-экспедиционных услуг, платежные поручения, упаковочные листы, экспортные декларации КНР, квитанции о приеме груза, транспортные накладные.
Сведения о стоимости фрахта за перевозку груза в контейнерах KPNU1781050, KPNU1781023, KPNU1781039 по маршруту порт Шанхай (Китай) - порт Восточный корреспондируют со сведениями в документах, представленных ООО "Профинтерн" в ходе камеральной таможенной проверки, а также со сведениями, заявленными при таможенном декларировании товаров в ДТ N N 10702070/180822/3262596 (товары N 1, 2), 10702070/190822/3265843 (товар N 1), 10702070/190822/3265385 (товар N 1).
Помимо прочего, при проведении камеральной таможенной проверки письмом от 20.01.2023 N 07-01-22/01970 в ПАО Банк "ФК Открытие" направлен запрос о представлении выписок по счетам, а также ведомости банковского контроля по внешнеторговым контрактам в отношении ООО "Профинтерн".
Письмом от 13.02.2023 б/н (входящий от 20.02.2023) ПАО Банк "ФК Открытие" представлены выписки по счетам, справка о наличии счетов, сканированные копии внешнеторговых контрактов, а также ведомости банковского контроля.
Согласно разделу V "Итоговые данные расчетов по контракту" ведомостей банковского контроля, представленных уполномоченным банком, к Контрактам N 1, 2 по паспортам сделки установлено:
- N 18100030//0323/0000/2/1 от 30.10.2018 сумма платежей по контракту от 18.10.2018 N 04/2018 по состоянию на 08.02.2023 составила 6 911 075,67 долл. США, сумма по подтверждающим документам составила 7 021 988,69 долл. США (с учетом уменьшающих обязательств нерезидента перед резидентом на сумму 361 540,00 долл. США), сальдо расчетов - ПО 913,023 долл. США;
- N 20030103/2209/0042/2/1 от 17.03.2020 сумма платежей по контракту от 10.03.2020 N 2/2020 по состоянию на 08.02.2023составила 984 091,22 долл. США, сумма по подтверждающим документам составила 986 922,31 долл. США, сальдо расчетов - 2 831,09 долл. США.
В результате изучения и анализа ведомостей банковского контроля по внешнеторговым контрактам от 18.10.2018 N 04/2018, от 10.03.2020 N2/2020 следует, что итоговые данные расчетов по контрактам имеют положительное сальдо, увеличивающее обязательства резидента, то есть имеет место наличие задолженности ООО "Профинтерн" по расчетам.
Согласно сведениям, содержащимся в выписках с лицевого счета, ООО "Профинтерн" 01.11.2022 (счет от 15.05.19 N Ц-310822-85), 30.08.2022 (счет от 17.08.2022 NN 1188П, 1195П), 26.10.2022 (счет от 17.08.2022 N 1196П) произведена оплата за транспортные услуги экспедиторам ООО "Логистическая компания "Церта" и АО "СОЮЗХИМТРАНС ИНТЕРНЕШИНЕЛ" в полном объёме. В графе "Назначение платежа" также указаны соответствующие реквизиты счета на транспортно-экспедиционное обслуживание.
Сведения о произведенных платежах за оказание транспортных услуг в выписке с лицевого счета, представленного ПАО Банк "ФК Открытие", полностью корреспондируют с документами и сведениями, полученными в ходе камеральной таможенной проверки.
В ходе проверки таможенным органом были исследованы документы, представленные оперативно-розыскным отделом Владивостокской таможни (далее -ОРО таможни) докладными записками от 19.10.2022 N 39-09/499, от 19.10.2022 N 39-09/500, от 14.09.2022 N 39-09/437, служебными записками от 08.11.2022 N 39-09/543, от 15.12.2022 N 39-09/609, согласно которым в ходе проведения ОРМ по вышеуказанным ДТ получены документы, имеющие отношение к организации внешнеторговой поставки проверяемых товаров, которые отличаются от документов, представленных ООО "Профинтерн" при совершении таможенных операций по таможенному декларированию товаров.
При проведении ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (протокол от 04.10.2022) по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Сортировочная, д. 1Б в офисных помещениях ООО "Профинтерн" на основании постановления и.о. заместителя начальника управления - начальника оперативной таможни Кураева А.Л. от 28.09.2022 изъяты: жесткий диск черного цвета "Agestar" (ADATAHD700, занято 198 031 962 112 байт, свободно 802 036 908 032 байт), ноутбук черного цвета марки HP (SN 8CG72989MY).
В ходе ОРМ "Исследование предметов и документов" (справки по результатам проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия "Исследование предметов и документов" от 17.10.2022 б/н, от 18.10.2022 б/н) проведен анализ изъятых в ходе проведения ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (04.10.2022, по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Сортировочная, д. 1Б в офисных помещениях ООО "Профинтерн") предметов (жесткий диск черного цвета "Agestar"), по результатам которого обнаружены коммерческие документы (инвойсы, упаковочные листы).
Согласно полученным в ходе проведения ОРМ документам (инвойсы, упаковочные листы), относящимся к внешнеэкономической сделке с ввозимыми товарами на таможенную территорию ЕАЭС, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10702070/180822/3262596 (товары N 1, 2), 10702070/190822/3265843 (товар N 1), 10702070/190822/3265385 (товар N 1), 10702070/171022/3351992 (товары N 1, 2), установлено, что фактическая стоимость проверяемых товаров значительно выше стоимости, заявленной при совершении таможенных операций по таможенному декларированию.
По результатам сравнительного анализа инвойсов установлено, что фактическая стоимость проверяемых товаров отличается от стоимости, заявленной при совершении таможенных операций по таможенному декларированию. В графе 22 ДТ N N 10702070/180822/3262596 (товары NN 1, 2), 10702070/190822/3265843 (товар N 1), 10702070/190822/3265385 (товар N 1), 10702070/171022/3351992 (товары NN 1, 2), указанная общая сумма по счету значительно ниже, чем общая стоимость (стоимость по инвойсу), указанная в инвойсах, полученных в ходе ОРМ. Сведения в инвойсах совпадают со сведениями, заявленными в проверяемых ДТ, за исключением стоимости товара.
Анализируя сведения в инвойсах, полученных в ходе ОРМ, таможня пришла к выводу, что сведения о товарных партиях данных инвойсов совпадают со сведениями, заявленными в проверяемых ДТ, за исключением сведений о цене товаров за единицу и общей стоимости товаров; соответствие качественных и количественных сведений о товарах, содержащихся в инвойсах, упаковочных листах, полученных в ходе ОРМ, позволяют их соотнести с проверяемыми ДТ.
Так, в ДТ N 10702070/180822/3262596 по товару N 1 заявлена стоимость 29 671,72 долл. США против стоимости товара в инвойсе, полученном в ходе ОРМ, - 45 380,27 долл.США, по товару N 2 указанной дата заявлена стоимость 51 367,90 долл.США против 102 277,17 долл.США, в ДТ N 10702070/190822/3265385 по товару N 1 заявлена стоимость 89 795,28 долл.США против стоимости товара в инвойсе, полученном в ходе ОРМ, - 162 679,04 долл.США, в ДТ N 10702070/190822/3265843 (товар N 1) заявлена стоимость 92 297,68 долл.США против стоимости товара в инвойсе, полученном в ходе ОРМ, - 153 870,26 долл.США, в ДТ 10702070/171022/3351992 по товару N 1 заявлена стоимость 44 011,36 дол. США стоимости товара в инвойсе, полученном в ходе ОРМ, - 82 356,95 долл.США, в ДТ 10702070/171022/3351992 по товару N заявлена стоимость 16 957,46 против стоимости товара в инвойсе, полученном в ходе ОРМ, - 20 511,14 долл.США.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 30.03.2023 N 10702000/210/300323/А004937 приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 15.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/171022/3351992, от 16.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/190822/3265843, от 16.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/190822/3265885, от 16.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/180822/3262596.
В результате принятых решений обществу были дополнительно начислены таможенные платежи в общей сумме 4 690 310,32 руб. без учета пени.
Не согласившись с вынесенными решениями от 15.05.2023, 16.05.2023, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, которое оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В обязанности декларанта, в числе прочего, входит представление таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, выполнение иных требований, предусмотренных ТК ЕАЭС (подпункты 2, 6 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии с подпунктами 4, 6, 9 пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в ДТ подлежат указанию сведения, в частности, о товарах, в том числе о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), о сделке с товарами и ее условиях, о документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, среди прочих, относятся: документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункты 1,10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 1 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017, пунктами 9, 10, 15 статьи 38, пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров; таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации; основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
Таможенной стоимостью ввозимых товаров, определяемой на основании метода 1, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств - членов (пункт 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, пункт 2 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС пунктом 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по перевозке (транспортировке) ввозимых товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 (далее - Решение N 42), контроль таможенной стоимости осуществляется таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров, начатого как до, так и после выпуска ввозимых товаров.
Как разъяснено в пункте 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), исходя из пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС принятие таможенной стоимости, иных сведений, имеющих значение для исчисления таможенных платежей и заявленных декларантом при ввозе товара, либо их изменение по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, не исключает права таможенных органов на проведение таможенного контроля после выпуска товаров.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров). При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
На основании пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7-15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 331 ТК ЕАЭС определено, что формой таможенного контроля является таможенная проверка, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться, в том числе, достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
Исходя из положений пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведений, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в декларации, и (или) сведений содержащихся в иных документах, в случае, если документы, содержащиеся в декларации не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждает заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдение положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверных сведений, содержащихся в таких документах.
Пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с данной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных данным Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Согласно пункту 21 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289), внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению N 1.
Пунктом 13 Постановления N 49 предусмотрено, что при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, определено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
а) выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе, в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов;
б) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
в) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;
г) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
д) наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем;
е) наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).
Материалами таможенной проверки установлено, что обществом при таможенном декларировании товаров по спорным ДТ в качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров, представлены документы, содержащие недостоверные сведения в части указания цены товара, что обоснованно послужило основанием для отказа декларанту в применении первого метода определения таможенной стоимости.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 315 ТК ЕАЭС по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме, предусмотренной статьей 326 или статьей 331 настоящего Кодекса, таможенный орган исчисляет таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии с настоящей статьей, если таможенному органу представлены документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации, запрошенные (истребованные) таможенным органом для проверки заявленных в таможенной декларации сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения.
Пунктом 2 статьи 315 ТК ЕАЭС установлено, что база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.
При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из таких точных сведений, осуществляется возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 10 и 11 и статьями 76 и 77 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Апелляционным судом установлено, что по материалам проверки таможенный орган пришел к обоснованному выводу о невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, поскольку заявленные сведения о таможенной стоимости не основаны на достоверных и документально подтвержденных сведениях; фактическая стоимость проверяемых товаров значительно выше стоимости, заявленной при совершении таможенных операций по таможенному декларированию, а полученные в ходе ОРМ инвойсы с действительной стоимостью, значительно превышающей заявленную декларантом в спорных ДТ, можно однозначно идентифицировать с товарами, задекларированными ООО "Профинтерн" по спорным ДТ.
Довод ООО "Профинтерн" о том, что таможня неправомерно сослалась в рамках камеральной проверки на сведения, полученные в рамках оперативно-розыскной деятельности, коллегией отклоняются, поскольку документы, исследованные таможней при проведении камеральной проверки, получены сотрудниками оперативно-розыскного отдела таможни в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Ограничений в использовании таможенным органом при проведении мероприятий таможенного контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий, закон не устанавливает.
Так, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС и пункту 6 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на таможенные органы в пределах их компетенции возложены функции по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности.
По определению статьи 1 Закона N 144-ФЗ, оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом N 144-ФЗ.
В перечне органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определенном в статье 13 Федерального закона N 144-ФЗ, поименованы оперативные подразделения таможенных органов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС на таможенные органы, среди прочих, возложены функции по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов Евразийского экономического союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица, а в соответствии с пунктом 9 статьи 332 Кодекса целью проведения таможенной проверки может, в том числе, являться установление признаков административного правонарушения или преступления, то документы и сведения, полученные таможней по результатам осуществления ОРМ, имеющие прямое отношение к проверяемым товарам, правомерно исследованы и использованы таможней совместно с результатами таможенного контроля для принятия обжалуемых решений.
В связи с чем, судебная коллегия признает, что со стороны декларанта отсутствовала должная степень раскрытия информации, позволившая таможенному органу в ходе контрольного мероприятия удостовериться в наличии всех необходимых сведений, подтверждающих обоснованность в рассматриваемом случае первого метода определения таможенной стоимости товаров.
Учитывая вышеизложенное, коллегия поддерживает выводы таможни о том, что заявленная декларантом в спорных ДТ стоимость товаров не основана на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, и должна в наибольшей степени соответствовать действительной стоимости товара, сложившейся в условиях рынка.
В качестве источников ценовой информации при принятии оспариваемых решений использованы инвойсы, полученные таможней в ходе ОРМ.
Данные обстоятельства полностью подтверждаются представленными таможней в материалы дела материалами таможенной проверки.
Нарушений при составлении акта камеральной таможенной проверки судом не установлено.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
В силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная за подачу апелляционной жалобы в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2024 по делу N А51-12543/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Профинтерн" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 261 от 05.07.2024 за подачу апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
С.В. Понуровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12543/2023
Истец: ООО "ПРОФИНТЕРН"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ