г. Санкт-Петербург |
|
20 сентября 2024 г. |
Дело N А21-13440/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Потаповой А.В.,
при участии:
от заявителя: Калиниченко А.Н. - по доверенности от 01.09.2024;
от заинтересованного лица: Српак К. - по доверенности от 20.12.2023 (посредством системы "онлайн-заседание");
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18420/2024) Акционерного общества "Калининградский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2024 по делу N А21-13440/2022 (судья А.В. Брызгалова), принятое
по заявлению акционерного общества "Калининградский морской торговый порт" (адрес: 236039, Калининград, ул. Портовая, д. 24, ОГРН 1023901862676);
к Федеральному агентству морского и речного транспорта (адрес: 125993, Москва, ул. Петровка, д. 3/6, ОГРН 1047796291950);
об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Калининградский морской торговый порт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Федеральному агентству морского речного транспорта (далее - заинтересованное лицо, Агентство, Росморречфлот), в котором просило:
- признать действия Агентства по отказу в предоставлении в установленный законом срок в собственность Общества по льготной цене земельных участков, расположенных по адресу: Калининград, ул. Портовая, 24, с кадастровым номером 39:15:150:501:61 площадью 4 307 кв.м. и кадастровым номером 39:15:150:501:62 площадью 494 кв.м. незаконными;
- обязать Агентство принять решение о предоставлении в собственность Обществу по льготной цене вышеозначенных земельных участков, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельных участков и направить заявителю с предложением о заключении.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.05.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2024 вышеуказанные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Решением суда от 27.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просил решение от 27.04.2024 отменить. По мнению подателя жалобы, поскольку право Общество на выкуп земельных участков было установлено судом, требования заявителя в части признания незаконными действий Агентства по отказу в предоставлении в собственность земельных участков подлежали удовлетворению, а в части обязания продать имущество по льготной цене надлежало отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Агентство просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора на передачу в постоянное (бессрочное) пользование городских земель от 28.08.2001 N 116 мэрия города Калининграда предоставила в постоянное (бессрочное) пользование закрытому акционерному обществу "Морской торговый порт Калининград" земельный участок площадью 66.2720 га с кадастровым номером 39:15:15 05 01:0004, расположенный по адресу: Калининград, ул. Портовая д. 24; земельный участок находится в 1-16 экономико-планировочной оценочной зоне и предоставляется под существующую производственную территорию порта.
Соглашением сторон от 23.05.2003 договор от 28.08.2001 N 116 расторгнут.
Мэрия Калининграда (арендодатель) и ОАО "Морской торговый порт" (арендатор) заключили договор на передачу в аренду городских земель от 23.05.2003 N 005262.
В пункте 1 договора указано, что в связи с постановлением мэра города Калининград от 08.04.2003 N 725 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Морской торговый порт Калининград" и предоставлении ОАО "Морской торговый порт", мэрия города Калининград передала ОАО "Морской торговый порт" в аренду на 49 лет земельный участок из земель поселений общей площадью 66,2720 га с кадастровым номером 39:15:15 05 01:0004, расположенный по адресу: Балтийский район, ул. Портовая, д. 4.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 23.05.2003 N 005262 срок аренды устанавливается с 08.04.2003 (с момента выхода постановления от 08.04.2003 N725) и действует до 08.04.2052.
Земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:150501:61, 39:15:150501:62 образованы из земельного участка с кадастровым номером 39:15:150501:4.
На основании договора от 06.04.2009 N ФС-2007/04-48 Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области предоставила в аренду ЗАО "Терминал ГМБ" земельный участок площадью 494 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:0062, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Портовая, д. 24 на срок с 29.03.2007 по 28.03.2056 (пункт 2.1 договора).
Данный договор заключен на основании свидетельства от 03.09.2002 серии 39-АА N 111450 о государственной регистрации права собственности ЗАО Терминал ГМБ" на здание учебно-курсового комбината общей площадью 148,3 кв. м. расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Портовая, д. 24, корп. 53-а.
На основании договора 06.04.2009 N ФС-2007/04-49 Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области предоставило в аренду ЗАО "Терминал ГМБ" земельный участок общей площадью 4307 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:0061, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Портовая, д. 24 на срок с 29.03.2007 по 28.03.2056 (пункт 2.1 договора).
Данный договор заключен на основании свидетельства от 09.08.2022 серии 39-АА N 108110 о государственной регистрации права собственности ЗАО Терминал ГМБ" на здание склада удобрений общей площадью 3 952,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Портовая, д. 24, корп. 52.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения от 28.04.2017 к договору от 06.04.2009 N ФС-2007/04-49, арендатором по договору является Паршев Вячеслав Александрович.
В соответствии с пунктом 1 соглашения об уступке прав от 16.11.2021 с учетом дополнительного соглашения от 28.04.2017 по договору от 06.04.2009 N ФС-2007/04-49, Паршев В.А. передал права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 39:15:150501:61 Обществу.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 01.10.2021 Паршев В.А. передал в собственность Обществу учебно-курсовой комбинат площадью 475,8 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:255, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150501:62, и склад удобрений площадью 3952,1 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:250, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150501:61.
В соответствии с дополнительным соглашением от 23.06.2022 N 3Д36/7920 к договору 06.04.2009 NФС-2007/04-49 арендодателем является Росморречфлот.
Общество письмом от 04.07.2022 N 1-82 обратилось в Росморречфлот с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:150501:61 и 39:15:150501:62, занятых зданиями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту Калининград и принадлежащими на праве собственности Обществу, по цене 2,5% от кадастровой стоимости участков.
В ответ Росморречфлот письмом от 19.08.2022 N АПУ-1276 сообщил Обществу о том, что позиция по указанному вопросу была направлена Обществу письмом от 25.03.2022 NЗД-29/3420 в ответ на обращение общества от 09.02.2022 N 4/1/1-1/1, и приложил копию письма от 25.03.2022 NЗД-29/3420, в котором изложены основания отказа в предоставлении земельных участков в собственность: земельные участки ограничены в обороте, поскольку расположены в границах морского порта, в связи с чем относятся к категории земель транспорта; согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в границах участков отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу.
Общество, полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В частности, как следует из пункта 6 указанной статьи, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 пункта 5 названной статьи к ограниченным в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) установлен запрет на предоставление земельных участков в границах морского порта индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 данной статьи.
Согласно названной норме в частной собственности могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
По смыслу названной нормы права любое лицо, являющееся собственником искусственных объектов недвижимости - портовых гидротехнических сооружений, зданий строений, используемых для осуществления деятельности в морском порту вправе приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен соответствующий объект
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1039/13 также разъяснено, что соединение у одного лица прав на земельный участок и на расположенный на нем объект недвижимости является одной из важнейших задач регулирования отношений, связанных с предоставлением земельных участков. Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов выражен в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 и в статье 36 Земельного кодекса, поэтому именно он должен рассматриваться судами как определяющий смысл нормы части 4 статьи 28 Закона N 178-ФЗ.
Таким образом, вопреки позиции Росморречфлота земельный участок в границах морского порта, относящийся к землям транспорта, и в силу закона, ограниченный в обороте, может быть предоставлен Обществу в собственность в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 и статьи 39.20 ЗК РФ при условии, что расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества (инфраструктуры морского порта), принадлежащие заявителю, используются при осуществлении деятельности в морском порту.
Вместе с тем, оспаривая отказ Росморречфлота в предоставлении Обществу упомянутых земельных участков в собственность за плату, заявитель указывал именно на то, что имеет право на выкуп участков по цене 2,5% от их кадастровой стоимости, то есть по льготной цене.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если:
- в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
- такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в предыдущем абзаце.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Следовательно, по смыслу вышеприведенных положений Закона N 137-ФЗ по льготной цене, равной 2,5 % кадастровой стоимости, могут быть выкуплены те земельные участки, в отношении которых было осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, или те земельные участки, которые образованы из таких земельных участков, в отношении которых такое переоформление было совершено.
Как следует из материалов дела, в данном случае принадлежащие заявителю объекты недвижимости: склад удобрений с кадастровым номером 39:15:150501:240 расположен на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150501:61, учебно-курсовой комбинат с кадастровым номером 39:15:150501:225 расположен на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150501:62.
Спорные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 39:15:150501:4.
При этом, направляя настоящее дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судам необходимо установить, был ли предоставлен земельный участок с кадастровым номером 39:15:15 05 01:0004, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:150501:61 и 39:15:150501:62 в аренду по договору от 23.05.2003 N 005262 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или право постоянного (бессрочного) пользования одного юридического лица (ЗАО "Морской торговый порт Калининград") было прекращено и земельный участок был предоставлен в аренду другому юридическому лицу (ОАО "Морской торговый порт").
Так, в данном случае судом первой инстанции верно установлено, что на основании договора на передачу в постоянное (бессрочное) пользование городских земель от 28.08.2001 N 116 (далее - договор N 116) земельный участок с кадастровым номером 39:15:150501:4 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "Морской торговый порт Калининград".
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих то, что Общество является правопреемником ЗАО "Морской торговый порт Калининград", заявителем вопреки положениям части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Более того, постановлением Мэра города Калининграда N 725 от 08.04.2003 (далее - Постановление N 725) право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Морской торговый порт Калининград" было прекращено и земельный участок по ул. Портовая 24 в Балтийском районе предоставлен ОАО "Морской торговый порт".
На основании указанного постановления ОАО "Морской торговый порт Калининград" и Мэрия города Калининграда заключили соглашение о расторжении договора от 23.05.2003 N 116, что свидетельствует о том, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 39:15:150501:4 было прекращено.
23.05.2003 между Мэрией города Калининграда и ОАО "Морской торговый порт" (правопреемник заявителя) заключен договор на передачу в аренду городских земель N 005262 (далее - договор N 005262), по условиям которого ОАО "Морской торговый порт" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:15:150501:4, следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право аренды ОАО "Морской торговый порт" на означенный земельный участок впервые возникло на основании указанного договора.
С учетом вышеприведенного, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что принадлежащее ЗАО "Морской торговый порт Калининград" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 39:15:150501:4 было прекращено, а право аренды ОАО "Морской торговый порт" возникло самостоятельно, без привязки к ранее существовавшему праву постоянного (бессрочного) пользования.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 39:15:150501:4, из которого образованы спорные земельные участки, было переоформлено на право аренды, у суда не имеется, а потому оснований для предоставления Обществу спорных земельных участков в порядке пункта 2.2 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ именно по льготной цене (2,5% от его кадастровой стоимости), как на то указывало Общество при обращении в Росморречфлот, а также в суд, у последнего не имелось.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания действий Агентства по отказу в предоставлении заявителю в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:150:501:61, 39:15:150:501:62 по льготной цене (2,5% от его кадастровой стоимости) незаконным, и в связи с этим правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Довод Общества о том, что с учетом установленного судом права Общества на выкуп спорных земельных участков, заявленные требования в части признания незаконными действий Агентства по отказу в предоставлении заявителю в собственность земельных участков подлежали удовлетворению, отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае, обращаясь в Росморречфлот с соответствующим заявлением (от 04.07.2022 N 1-82) Общество просило предоставить ему в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:150:501:61, 39:15:150:501:62 именно по льготной цене, при этом, обращаясь с настоящим заявлением в суд, Общество также просило признать незаконными действия Агентства по отказу в предоставлении в установленный законом срок в собственность Обществу спорных земельных участков именно по льготной цене и обязать уполномоченный орган принять решение о предоставлении заявителю земельных участков в собственность по льготной цене, направив в адрес последнего соответствующий проект договора, что в свою очередь, исходя их формулировки заявление Общества, исключало удовлетворение заявленных в рамках настоящего дела требований в полном объеме.
В свою очередь апелляционный суд дополнительно отмечает, что Общество не лишено права повторно обратиться в Росморречфлот с заявлением о предоставлении ему в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:150:501:61, 39:15:150:501:62 в установленном законом порядке, в том числе с учетом обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела.
На основании изложенного при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2024 по делу N А21-13440/2022 следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2024 по делу N А21-13440/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Н. С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13440/2022
Истец: АО "Калининградский морской торговый порт"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18420/2024
27.04.2024 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13440/2022
21.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19285/2023
25.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20021/2023
17.05.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13440/2022
16.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-88/2023