г. Хабаровск |
|
07 октября 2024 г. |
А73-13560/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мангер Т.Е., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от администрации сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края; финансового управления администрации Ульчского муниципального района: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края
на решение от 23.11.2023
по делу N А73-13560/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края
к финансовому управлению администрации Ульчского муниципального района
о признании незаконными: представления, предписания
УСТАНОВИЛ:
администрация сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к финансовому управлению администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее - финансовое управление, управление, орган контроля) о признании незаконными: представления, предписания от 18.07.2023.
Решением суда от 23.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, администрация поселения обжаловала его в апелляционном порядке. По существу доводы жалобы направлены на незаконность оспариваемых представления и предписания, а также на несогласие с выводами суда, изложенными в решении. Кроме того, просит принять во внимание судебный акт суда общей юрисдикции, по делу N 5-452/2023, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств) в отношении главы сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края - Тисленок С.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Просит решение отменить, принять новый судебный акт.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание откладывалось.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации на доводах жалобы настаивала, просила решение отменить, принять новый судебный акт с учетом приведенных в жалобе доводов.
Представитель органа контроля в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт без изменений.
Определением суда от 05.06.2024 производство по делу N А73-13560/2023 приостанавливалось до принятия процессуального решения Девятым кассационным судом общей юрисдикции по делу N 16-1325/2024 по кассационной жалобе финансового управления администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края на постановление по делу об административном правонарушении N 5-452/2023 от 19.09.2023, решение об административном правонарушении N 12-33/2023 от 12.12.2023.
Определением от 29.07.2024 производство по делу возобновлено.
В процессе судебного разбирательства стороны настаивали на своих правовых позициях.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 1.1. Плана контрольных мероприятий финансового управления администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на 2023 год, утвержденного начальником Финансового управления от 27.12.2022, приказа от 17.03.2023 N 5 должностным лицом органа контроля была проведена проверка соблюдения Бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правомерность использования средств бюджета сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края за 2022 год.
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 03.05.2023 N 2, который получен Главой сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края Тисленок С.Н.
По результатам проверки в адрес администрации поселения было вынесено представление от 18.07.2023 об устранении нарушений (поименованных в представлении) по акту проверки от 03.05.2023 N 2, предписание от 18.07.2023 по принятию мер по возмещению причиненного ущерба в срок до 18.08.2023 в размере 1 103 499,05 руб.
Несогласие с вышеназванными представлением и предписанием, послужило администрации основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс РФ) к бюджетным правоотношениям относятся:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
В силу статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 9 БК РФ устанавливает, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (статья 15 БК РФ).
В свою очередь, согласно части 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам
Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В силу пункта 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
При этом в силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению.
Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Как следует из материалов дела, в отношении администрации сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края органом финансового контроля была проведена проверка соблюдения Бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правомерность использования средств бюджета сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края за 2022 год.
Результаты проверки отражены в акте от 03.05.2023 N 2.
По результатам контрольного мероприятия администрации выдано представление содержащее требование принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений, в срок до 18.08.2023, а также предписание с требованием возместить ущерб, причиненный дорожному фонду сельского поселения "Село Богородское" в сумме 1 103 499,05 руб.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ и пункта 1 статьи 48 Устава, Сельское поселение "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского имеет собственный бюджет.
В целях регулирования бюджетных правоотношений, возникающих между участниками бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета поселения в 2022 году, решением Совета депутатов от 13.11.2015 N 101 утверждено Положение о бюджетном процессе в сельском поселении (далее - Положение N 101).
В соответствии со статьей 172 БК РФ, при составлении бюджета поселения использованы прогнозы социально-экономического развития, разработанные отделом экономической политики администрации района (на основании соглашений о передачи части полномочий по разработке прогноза социально - экономического развития).
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, в целях регулирования бюджетного процесса в 2022 году, администрацией поселения разработаны и утверждены следующие нормативные правовые акты:
Постановление администрации поселения от 02.04.2021 N 40 "Об утверждении Положения о проведения мониторинга оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края" (пункт 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ);
Постановление администрации поселения от 21.01.2021 N 6 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края" (статья 174.3 Бюджетного кодекса РФ);
Постановление администрации поселения от 11.06.2015 N 26 "Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана бюджета сельского поселения "Село Богородское"" (далее - Порядок N 26) (пункт 1 статьи 217.1 Бюджетного кодекса РФ);
Постановление администрации поселения от 13.10.2014 N 215 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета сельского поселения "Село Богородское" (далее - Порядок N 215) (статья 217 Бюджетного кодекса РФ);
Постановление администрации поселения от 20.12.2021 N 112 "Об утверждении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края" (пункт 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ);
Постановление администрации поселения от 14.09.2016 N 216 "Об утверждении Порядка осуществления администрацией сельского поселения "Село Богородское", внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (статья 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ);
Постановление администрации поселения от 11.07.2016 N 175 "О порядке составления, утверждения и ведения бюджетной сметы сельского поселения "Село Богородское" (статья 221 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 47.2 БК РФ установлено, что решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства утраты возможности взыскания задолженности по платежам в бюджет.
Между тем, в нарушение статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ администрацией поселения не утверждено Положение о порядке принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет сельского поселения "Село Богородское".
Понятие внутреннего финансового аудита дано в статье 160.2-1 БК РФ: внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета: информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности; предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств; заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществляется в целях: 1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля; 2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 настоящего Кодекса; 3) повышения качества финансового менеджмента.
Таким образом, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.
Исходя из изложенного, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом Российской Федерации в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Вместе с тем, в нарушение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, организация внутреннего финансового аудита в течение 2022 года не обеспечена.
Согласно статье 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета помимо прочего, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации.
Между тем, в нарушение указанной нормы права, администрацией поселения методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет, не утверждена.
Так, в результате проведенного анализа установлено, что при планировании налоговых доходов на 2022 год не проведен анализ ожидаемых фактических поступлений 2021 года. Соответственно плановые назначения на 2022 год по НДФЛ, транспортному налогу и УСН были необоснованно занижены.
Фактическое поступление по транспортному налогу в 2022 году ниже уровня поступлений 2021 года на 947,7 тыс. руб. и первоначального плана на 693,2 тыс. руб.
При этом по данным УФНС по Хабаровскому краю задолженность физических лиц по уплате транспортного налога по состоянию на 20.12.2022 составила 2 612,0 тыс. руб., в свою очередь транспортный налог является одним из источников формирования средств дорожного фонда.
Таким образом, администрацией проведена недостаточная работа по взысканию задолженности.
Решением Совета депутатов сельского поселения "Село Богородское" от 28.12.2021 N 187 "О бюджете муниципального образования сельское поселение "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края на 2022 на плановый период 2023 и 2024 годов" плановые назначения по КБК 000 111 05075 10 0000 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну сельских поселений (за исключением земельных участков)" утверждены в сумме 2 150,0 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2022 было заключено 11 договоров аренды имущества на общую сумму 1 349, 3 тыс. руб. Плановые назначения скорректированы с учетом заключенных в 2022 договоров аренды имущества и Решением о бюджете в редакции от 29.06.2022 года N 205 утверждены в сумме 2 550,0 тыс. руб.
Согласно форме 0503369 дебиторская задолженность по уплате арендных платежей составила - 163 377 руб., кредиторская задолженность - 78 067,25 руб., что не соответствует данным регистров бухгалтерского учета (Оборотно-сальдовая ведомость по счету 205.21 за 2022 год).
В течение 2022 года администрацией поселения направлено 5 уведомлений о наличии задолженности, в адрес юридических лиц.
При этом, дальнейшей работы по взысканию арендных платежей в доход сельского поселения не проводилось.
Также, в ходе проверки установлен неправомерный расход бюджетных средств в размере 1 342 139,25 руб.
Так, в нарушение Приказа Минфина России от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения", Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", ГОСТа 33388-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" администрацией поселения проведены расходы за счет средств дорожного фонда на освещение улиц, ремонт и расчистку тротуаров, замену светильников, не относящихся к элементам обустройства автомобильных дорог. В действующих технических паспортах автомобильных дорог администрации поселения данные элементы отсутствуют, либо отражены не полной протяженностью в части тротуарного покрытия.
Согласно Приказу N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В силу п. 3.9 раздела 3 ГОСТа 33388-2015, технический паспорт автомобильной дороги - технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги.
Согласно п.п. 4.2 раздела 4 ГОСТа 33388-2015, паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, к элементам обустройства автомобильных дорог относятся - объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно п.п. "к" п.6 раздела 4 Приказа N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит плата за расход электроэнергии на освещение, по элементам обустройства автомобильных дорог.
В силу п.п. "ж" п.6 раздела 4 Приказа N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждении покрытия тротуаров по элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с Приказом N 82н, подраздел 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" классификации расходов бюджетов включает расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства, расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, неправомерный расход бюджетных средств, произведенный на освещение улиц, ремонт и расчистку тротуаров, замену светильников, не относящихся к элементам обустройства автомобильных дорог, составил 1 103 499,05 руб.
Также в нарушение Федерального Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" выявлен неправомерный расход бюджетных средств на содержание автомобильного транспорта и при расчетах с подотчетными лицами, на сумму 233 834,20 руб.
Так, на балансе администрации поселения числится автомобиль УАЗ-390945, используемый для нужд сельского поселения.
В нарушение Приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (Далее - Приказ N 368), п.2 ст.9 Федерального Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) приняты к учету путевые листы в отсутствие обязательных реквизитов (сведения о сроке действия путевого листа, содержание факта хозяйственной жизни (отсутствует маршрут следования автомобиля)) неправомерный расход бюджетных средств составил в сумме 191 370 руб. (2 990,16 л. топлива).
Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ принят к учету авансовый отчет в отсутствие первичного учетного документа (чека, товарного чека, товарной накладной и др.) подтверждающего расходы на сумму 38 264,20 рублей:
-авансовый отчет от 22.08.2022 N 0000-000040 на сумму 1 099,20 руб.;
-авансовый отчет от 09.12.2022 N 0000-000062 на сумму 36 190,00 руб.;
-авансовый отчет от 28.06.2022 N 0000-000032 на сумму 975,00 руб. (нечитаемый чек).
В нарушение пункта 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ принят к учету авансовый отчет в отсутствие обязательных реквизитов в первичных учетных документах от 23.02.2022 N 0000-000013 на сумму 4 200,00 руб. (отсутствует расшифровка закупаемого товара, в чеке формулировка "автозапчасть").
Таким образом, неправомерный расход бюджетных средств, по указанным нарушениям, составил 233 834,20 руб.
Также, в нарушение Приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Приказ N 209н) администрацией поселения отнесены на общую сумму 4 806,00 руб.:
- основные средства (метла с деревянной ручкой), на 346 КОСГУ "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", согласно Приказу N 209н указанные расходы следует отражать по КВР 310 "Увеличение стоимости основных средств" по авансовому отчету от 27.04.2022 N 0000-000028 на сумму 600,00 руб.;
* основные средства (грабли веерные), на 346 КОСГУ "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", согласно Приказу N 209н указанные расходы следует отражать по КВР 310 "Увеличение стоимости основных средств" по авансовому отчету от 20.04.2022 N 0000-000024 на сумму 860 руб.;
* основные средства (степлер), на 346 КОСГУ "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", согласно Приказу N 209н указанные расходы следует отражать по КВР 310 "Увеличение стоимости основных средств" по авансовому отчету от 22.06.2022 N 0000-000024 на сумму 765 руб.;
* основные средства (молоток слесарный, 2 шт.), на 346 КОСГУ "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", согласно Приказу N 209н указанные расходы следует отражать по КВР 310 "Увеличение стоимости основных средств" по авансовому отчету от 17.10.2022 N 0000-000051 на сумму 1 086 руб.;
* основные средства (елка искусственная), на 346 КОСГУ "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", согласно Приказу N 209н указанные расходы следует отражать по КВР 310 "Увеличение стоимости основных средств" по авансовому отчету от 20.12.2022 N 0000-000063 на сумму 1 495 руб.
Более того, заявления на выдачу денежных средств в подотчет подписаны после осуществления покупки товара:
* авансовый отчет от 22.02.2022 N 0000-000020, дата заявления 22.02.2022, дата первичного учетного документа (чека) в авансовом отчете 16.02.2022;
* авансовый отчет от 21.02.2022 N 0000-000010, дата заявления 21.02.2022, дата первичного учетного документа (товарной накладной) в авансовом отчете 16.02.2022.
При этом, авансовый отчет составлен сотрудником Бересневым А.Л., товарная накладная, приложенная к авансовому отчету, подписана главой администрации поселения Тисленок С.Н.
Таким образом, неправомерный расход бюджетных средств, при расчетах с подотчетными лицами, составил 4 806 руб.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы права в ходе проверки установлено неэффективное расходование бюджетных средств в связи с приобретением материальных запасов без дальнейшего их использования-доски обрезной (на момент проведения контрольного мероприятия 13,00 м3 доски обрезной находятся на ответственном хранении согласно договору б/н на 10.08.2022) на сумму 208 000 руб., а также в связи с несвоевременным перечислением средств страховых взносов, во внебюджетные фонды, и возникшими и принятыми к учету пенями в сумме 27 994,31 руб.
Таким образом, сумма неэффективного расходования бюджетных средств составила 235 994,31 руб.
Также в ходе проверки установлены иные финансовые нарушения, неподтвержденные (необоснованные) расходы на общую сумму 1 388 739,29 руб.
Так, финансовым управлением было установлено, что в течение 2022 года между администрацией поселения и физическими лицами заключались договора, предметом которых являлось: выполнение работ курьера, работ по содержанию имущества и др.
В нарушение статьи 11 Трудового кодекса российской Федерации (далее - ТК РФ) между администрацией поселения и Берестневым А.Л. заключен договор ГПХ имеющий признаки трудовых отношений согласно ТК РФ.
Согласно договору ГПХ от 10.01.2022 N 2, предметом договора являлось оказание курьерских услуг, оплата за которые осуществлялась в течение года согласно актам выполненных работ. Сумма выплат по данному договору составила 41 379 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между тем, в нарушение указанной нормы администрация поселения заключала договора в отсутствие существенных условий договора (отсутствие в договоре определенного объема выполняемых работ, услуг, товаров), в том числе:
-муниципальный контракт N 44/10-ПОДД от 27.07.2022 предметом которого являлась разработка проекта организации дорожного движения на сумму 350 000 руб.;
-муниципальный контракт N 22 от 13.05.2022 предметом которого являлись работы по восстановлению водоотводной канавы на сумму 100 000 руб.;
-договор возмездного оказания услуг N 18 от 15.06.2022 предметом которого является очистка водоотводных канав и покос, сбор и вывоз травы на сумму 21 913,31 руб. (в т.ч. страховые взносы - 4672,31 руб., НДФЛ -2 241 руб.);
-договор возмездного оказания услуг N 17 от 02.06.2022 предметом которого является очистка водоотводных канав, сбор и вывоз сухой травы на сумму 13 148,50 руб. (в т.ч. страховые взносы - 2 803,50 руб., НДФЛ -1 345 руб.);
-оплата по муниципальному контракту от 01.02.2022 N 13 на оказание услуг по укладке резинового покрытия на общественной территории "Эшелон", в сумме 450 000 руб.;
-оплата по договору возмездного оказания услуг от 01.11.2022 N 32 на оказание услуг по уборке территорий на сумму 10 517,62 руб. (в т.ч. 1 121 руб. НДФЛ, 1 896,62 руб. страховые взносы);
-оплата по договору возмездного оказания услуг от 01.09.2022 N 25, на оказание услуг по уборке территорий на сумму 31 257,93 руб. (в т.ч. 2 241 руб. НДФЛ, 14 016,93 руб. страховые взносы);
-оплата по договору возмездного оказания услуг от 09.08.2022 N 23, на оказание услуг по уборке территорий, на сумму 7 304,44 руб. (в т.ч. 747 руб. НДФЛ, 1 557,44 руб. страховые взносы);
-оплата по договору возмездного оказания услуг от 16.05.2022 N 15, на оказание услуг по уборке территорий на сумму 14 608,87 руб. (в т.ч. 1 494 руб. НДФЛ, 3 114,87 руб. страховые взносы);
-оплата по договору возмездного оказания услуг от 19.09.2022 N 27, на оказание услуг по уборке территорий на сумму 21 913,31 руб. (в т.ч. 2 241 руб. НДФЛ, 4 672,31 руб. страховые взносы);
-оплата по договору поставки от 25.11.2022 N МК7956 на сумму 42 329,63 руб.
-договор возмездного оказания услуг от 03.10.2022 N 29 предметом которого являлся капитальный ремонт в здании администрации поселения, на сумму 146 091.28 руб. (в т.ч. страховые взносы 31 149,28 руб., НДФЛ 14 942,46 руб.);
-договор поставки от 01.08.2022 N ТД ЦС 317/08/2022 предметом которого являлась поставка товара с целью капитального ремонта административного здания на сумму 138 275,40 руб.
Таким образом, сумма неподтвержденных (необоснованных) расходов составила 1 388 739,29 руб.
Кроме того администрацией заключены контракты (договора) по которым не представляется возможным определить суммы неправомерного использования средств, в связи с отсутствием в них локальных сметных расчетов:
-муниципальный контракт N 21 от 26.04.2022 предметом которого является восстановление водной канавы и ремонт тротуара (в части ремонта тротуара);
-договор возмездного оказания услуг N 35 от 16.12.2022 предметом которого является посыпка песком автомобильных дорог и расчистка тротуаров от снега (в части расчистки тротуара);
-договор возмездного оказания услуг N 34 от 16.11.2022 предметом которого является посыпка песком автомобильных дорог и расчистка тротуаров от снега (в части расчистки тротуара);
-договор возмездного оказания услуг N 3 от 13.01.2022 предметом, которого является посыпка песком автомобильных дорог и расчистка тротуаров от снега (в части расчистки тротуара).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 4 Закона N 218-ФЗ, участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
В нарушение указанных норм права, администрация поселения права на недвижимое имущество в составе автомобильных дорог местного значения не зарегистрированы по автомобильным дорогам:
* ул. Парковая протяженностью 1,242 км.;
* ул. Невельского протяженностью 0,906 КМ.;
* ул. Пионерская протяженностью 0,919 км.;
* ул. Школьная протяженностью 0,465 км.;
* ул. Почтовая протяженностью 0,408 км.;
* ул. Некрасова протяженностью 0,697 км.;
* ул. Таежная протяженностью 0,520 км.;
* ул. Лесная протяженностью 0,460 КМ.;
* ул. Рабочая протяженностью 0,508 км.;
* пер. Промкомбината протяженностью 0,293 км.;
* ул. Ключевая протяженностью 0,761 км.;
-ул. Озерная протяженностью 0,888 км.
Кроме того, в Постановлении N 38 ошибочно указана протяженность автомобильных дорог:
* ул. 30 лет Победы - протяженность 1 471,9 км.;
* ул. Кирова - протяженность 1 321,8 км.
Кроме того, в нарушение пункта 11 статьи 13, пункта 3 статьи 34 Закона N 257-ФЗ Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели администрацией поселения не утверждены.
В соответствии с постановлением администрации поселения от 20.07.2020 N 90 "Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района" (далее - Постановление N 90) администрацией поселения разработан план мероприятий по осуществлению деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения "Село Богородское" на 2022, утвержденный главой администрации поселения в 2021 году.
При этом, в нарушение п.п. 2.1. пункта 2 Постановления N 90 администрацией поселения план мероприятий по дорожной деятельности не корректировался, осуществленные работы не соответствуют фактическому объему выполненных работ.
В нарушение условий контракта от 27.01.2022 N 10 об оказании транспортных услуг, администрацией поселения нарушены сроки направления заявки поставщику, предусмотренной условием контракта, что в свою очередь повлекло нарушение сроков доставки груза со стороны поставщика.
Также в ходе проверки выявлен неправомерный расход бюджетных средств, в сумме 46 781,70 руб.
Согласно договорам коммерческого найма жилых помещений, администрация поселения обязана осуществлять капитальный ремонт жилых помещений. Однако капитальный ремонт жилых помещений фактически осуществлялся нанимателями самостоятельно, в последствие в адрес администрации поселения предоставлялись заявления о возмещении расходов затраченных на проведение капитального ремонта, на основании которых с нанимателями жилых помещений заключались договора возмездного оказания услуг:
- договор возмездного оказания услуг от 20.12.2022 N 38 на оказание услуг по закупке и монтажу радиаторов отопления в муниципальном жилом помещении заключенный между администрацией поселения и нанимателем в лице Сивковой Н.В. Согласно заявлению, нанимателя от 13.01.2022, последний просит возместить расходы на замену радиатора батареи в сумме 10 149 руб.;
-договор возмездного оказания услуг от 20.12.2022 N 39 на оказание услуг по закупке и монтажу радиаторов отопления в муниципальном жилом помещении заключенный между администрацией поселения и нанимателем в
лице Безруковой О.В. Согласно заявлению нанимателя от 01.03.2022, последний просит возместить расходы на замену радиатора батареи в сумме 18 872,00 руб.
Между тем, указанными договорами N N 38,39 фактически установлен срок оказания услуг с 20.12.2022 по 23.12.2022, акт выполненных работ подписан 23.12.2022.
Таким образом, договоры заключены после проделанной работы силами нанимателя. Кроме того, согласно предоставленным документам к заявлению прикладывался акт выполненных работ по демонтажу и монтажу радиаторов отопления датированный 30.10.2021.
При этом, согласно карточке счета 304.05 за 2022 перечисление налогов и НДФЛ осуществлено 21.12.2022, т.е. до момента подписания актов выполненных работ 23.12.2022.
В 2022 году план капитального ремонта администрацией поселения не разработан и не утвержден.
Кроме этого администрацией поселения заключен договор возмездного оказания услуг от 17.10.2022 N 31 по демонтажу шайбы на подаче системы отопления (4 382,41 рулей (в т.ч. страховые взносы 934,41 руб., НДФЛ 448,00 руб.)
Вместе с тем, указанная система не относится к имуществу администрации поселения.
Таким образом, неправомерный расход бюджетных средств составил 46 781,70 руб.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 402-ФЗ, пункту 79, 80, 82 Приказа Минфина России от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", пункту 7 Приказа Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
Так, в ходе контрольного перерасчета муниципального имущества было установлено, что в нарушение пункта 46 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", отсутствуют инвентарные номера на объектах основных средств:
бензопила 00-000000000000540 стоимостью 14 500,00 руб.;
бензопила 00-000000000000698 стоимостью 11 890,00 руб.;
бензотриммер 00-000000000000294 стоимостью 10 200,00 руб.;
газокосилка 00-000000000000295 стоимостью 15 000,00 руб.;
электростанция Husqvarna G3200P 00-000000000000633 стоимостью 25 590,00 руб.;
нагреватель дизельный PATRIOT DTC 228 00-000000000000631 стоимостью 16 990,00 руб.
Кроме того, в ходе проверочного мероприятия, выявлена недостача муниципального имущества:
-электрокотла 00-000000000000301 стоимостью 20 474,00 руб.;
-доски обрезной 40 мм в количестве 10,74 мЗ на сумму 171 840 руб.;
-транспортного средства ЗИЛ 137 государственный регистрационный номер В817ЕР 27.
Повторно рассмотрев спор, судебная коллегия пришла к выводу, что выявив в ходе проверки нарушения требований бюджетного законодательства, финансовое управление в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 270.2 БК РФ правомерно выдало администрации представление, потребовав принять меры по устранению нарушений, также причин и условий выявленных нарушений, и предписание с требованием возместить причиненный ущерб в размере 1 103 499,05 руб.
Обстоятельства, послужившие основаниями для принятия оспариваемого представления и предписания, документально подтверждены материалами дела.
Представление и предписание финансового управления от 17.07.2023 N 321, 322 (соответственно), как мера реагирования контрольного органа на выявленные нарушения, соответствуют требованиям БК РФ, а также соответствуют и отвечают требованиям, предъявляемым к данным видам ненормативного акта. Нарушений в ходе проверки, органом контроля не допущено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя жалобы на судебный акт суда общей юрисдикции, по делу N 5-452/2023, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств) в отношении главы сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края - Тисленок С.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что, по мнению заявителя жалобы, является основанием для удовлетворения заявления по настоящему делу, апелляционным судом отклоняются.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Однако в данном случае решение было принято по административному делу о привлечении главы сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края - Тисленок С.Н. к ответственности за нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим правовая оценка судом общей юрисдикции действий Тисленок С.Н. и примененные им положения закона, на которых основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего дело, поскольку непривлечение лица к административной ответственности, не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению причиненного ущерба.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.11.2023 по делу N А73-13560/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13560/2023
Истец: Администрация сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: Финансовое управление администрации Ульчского муниципального района