г. Москва |
|
18 октября 2024 г. |
Дело N А40-47453/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Яковлевой Л.Г., Попова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2023 по делу N А40-47453/24,
по заявлению СФР (ИНН: 7706016118) к ФАС России (ИНН: 7703516539) о признании незаконным решения от 07.12.2023 по делу N 28/06/105-2841/2023 в части,
третьи лица: 1) ООО "РТС-Тендер", 2) ООО "Строительная компания Р-Проект",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Васильева Т.Ю. по доверенности от 12.12.2023;
от заинтересованного лица: Джафаров Ш.М. по доверенности от 27.11.2023;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд г. Москвы заявлением о признании незаконным решения ФАС России (далее - ответчик, антимонопольный орган) от 07.12.2023 года по делу N 28/06/105-2841/2023 в части.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, антимонопольный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, отказать заявителю в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
Явившийся в судебное заседание представитель антимонопольного органа озвучил свою позицию, просил решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить требования апелляционной жалобы.
Представитель заявителя озвучил свою позицию, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
02.10.2024 от Фонда поступил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав позиции сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2023.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в ФАС России поступила жалоба ООО "Строительная компания Р-Проект" на действия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию (ТО), планово-предупредительным и (ремонтным) работам (ППР) по инженерным системам и оборудованию зданий ЦА СФР, включая поставку расходных материалов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000123000196) (далее соответственно - Аукцион, Извещение).
По мнению ООО "Строительная компания Р-Проект", их права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок:
1) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка Заявителя ввиду предоставления противоречивых сведений о стране происхождения товара (далее - Довод N 1).
2) Заказчиком установлены положения Извещения, ограничивающие количество участников Аукциона, а именно Заказчиком в рамках одной закупки неправомерно объединены разные виды работ, не установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС, неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении характеристик товара, используемого при оказании услуг (далее - Довод N 2).
По итогам рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Р-Проект" довод N 1 признан необоснованным, а довод N 2 оставлен без рассмотрения на основании пункта 1 части 2 статьи 105 Закона Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в связи с подачей жалобы после окончания срока подачи заявок в Аукционе.
Вместе с тем, в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия ФАС России выявила в действиях Заказчики нарушения пункта 12 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе выразилось в действиях Заказчика, не установившего к участникам закупки дополнительные требования в извещении, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о Контрактной системе выразилось в действиях Заказчика, разместившего в составе Извещения требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки характеристик Товара, используемого при оказании Услуг.
Не согласившись с указанным решением в части признания в действиях СФР нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
Судом апелляционным инстанции не усматривается оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом N 44-ФЗ, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В своем решении комиссия ФАС ссылается на письмо ФАС России N ИА/53616/20 от 25.06.2020, из которого следует, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу). Далее в данном письме приведен пример "При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг".
Согласно пункту 1.5 приложения N 1 (Описание объекта закупки) к извещению об осуществлении закупки (далее - описание объекта закупки) установлены следующие условия поставки:
"1.5.1. Исполнитель осуществляет поставку расходных материалов по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус "Б", с даты заключения Контракта, но не ранее 1 февраля 2024 года, в течение 14 календарных дней.
1.5.2. Исполнитель осуществляет поставку расходных материалов в 2025 году по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус "Б", с 13 января 2025 г. по 31 января 2025 г.
1.5.3. Доставка и разгрузка товара в помещениях Заказчика осуществляется Исполнителем (привлекаемой Исполнителем транспортной организацией) в рабочие дни: с понедельника по четверг с 10.00 до 15.00, в пятницу - с 10.00 до 14.00.
1.5.4. Наименование и количество передаваемого Исполнителем товара определяются в соответствии с приложением N 1 к Техническому заданию".
Пунктом 1 приложения N 4 (Проект контракта) к извещению об осуществлении закупки (далее - проект контракта) установлено, что Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы, оказать услуги по техническому обслуживанию (ТО), планово-предупредительным и (ремонтным) работам (ППР) по инженерным системам и оборудованию зданий центрального аппарата СФР (далее - работы, услуги), включая поставку расходных материалов (далее - товар), в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), прилагаемым к Контракту и являющимся его неотъемлемой частью.
Пунктами 2.1.2 и 2.3 проекта контракта определены цены единиц товаров (Спецификация (приложение N 3 к проекту контракта)) и указано, что цена контракта включает в себя стоимость поставляемых расходных материалов, включая расходы, связанные с доставкой и разгрузкой товара в помещениях Заказчика. Пунктами 3.1, 3.2 и 3.3, 4.2.5, 4.2.6, 4.2.9 проекта контракта определены: срок, место, этапность, условия доставки и разгрузки, а также порядок устранения недостатков и замены товара.
В соответствии с пунктами 5.6 и 5.7 проекта контракта Исполнитель при передаче товара по каждому из этапов N 3, 16 исполнения контракта представляет Заказчику подписанную со своей стороны в количестве 2 экземпляров товарную накладную по унифицированной форме ТОРГ-12. Факт передачи Исполнителем товара Заказчику подтверждается товарной накладной или УПД. Заказчиком непосредственно после завершения передачи товара экземпляр товарной накладной или УПД передается Исполнителю.
Учитывая вышеприведенные положения проекта контракта и описания объекта закупки, товар передается заказчику по товарной накладной и принимается к бухгалтерскому учету заказчика.
Таким образом, решение комиссии ФАС противоречит фактическим условиям закупки и позиции, изложенной в письме ФАС России N ИА/53616/20 от 25.06.2020, а также основано на ошибочном толковании норм Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению (пункты 1, 2 и 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки указывается информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" (характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки) и "б" (наименование страны происхождения товара) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Исходя из данных положений Закона N 44-ФЗ, требования к составу заявки должны быть установлены с учетом объекта закупки, в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без поставки товара, выполнение работ (оказание услуг) с поставкой товара.
Таким образом, только при осуществлении закупки, по результатам которой заключается смешанный договор, имеющий признаки договора поставки товара и выполнения работ (подряда), допускается устанавливать в требованиях к составу заявки условие о конкретных показателях товара в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
По результатам проведения данной закупки заключается смешанный договор (контракт) имеющий признаки договора поставки товара и выполнения работ (подряда), при этом товар подлежит передаче и отражению в бухгалтерском учете СФР.
Следовательно, отсутствует совокупность условий, при наличии которой СФР не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
С учётом изложенного, оспариваемое решение антимонопольного органа является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2024 по делу N А40-47453/24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47453/2024
Истец: ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "РТС-ТЕНДЕР", ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ Р-ПРОЕКТ"