г. Москва |
|
02 декабря 2024 г. |
Дело N А40-63724/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей Г.М. Никифоровой, В.И. Попова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бауэр технология" на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2024 по делу N А40-63724/24
по заявлению Прудникова Руслана Петровича
к 1) Министерству финансов Российской Федерации; 2) Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
третье лицо: ООО "Бауэр технология"
о признании незаконным бездействия,
при участии от заявителя: не явился, извещен; от ответчиков: 1. Тарасов П.В. по доверенности от 25.01.2023; 2. не явился, извещен; от третьего лица:Ткаченко Н.Г. по доверенности от 25.09.2023;
УСТАНОВИЛ:
ИП Прудников Руслан Петрович (заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации о признании незаконным бездействия Министерства финансов Российской Федерации и Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, выразившееся в не рассмотрении заявления ИП Прудникова Р.П. о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) Договора купли-продажи ремонтно-технической базы от 19.08.2022 года, а также в не вынесении решения по результатам рассмотрения данного заявления и не направлении ответа в адрес ИП Прудникова Р.П.
Решением от 30.08.2024 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, ООО "БАУЭР Технология" (третье лицо) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в мотивировочной части как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, между предпринимателем как покупателем и ООО "Бауэр Технология" как продавцом был заключен Договор купли-продажи ремонтно-технической базы от 19.08.2022 (Договор) в составе объекта капитального строительства и смежных земельных участков, находящихся в г. Чехов, Московская область.
На момент заключения Договора ООО "Бауэр Технология" (ИНН 7703617713) являлось российским юридическим лицом (резидентом), 100% доли в уставном капитале которого принадлежали иностранному лицу - БАУЭР Шпециальтифбау ГмбХ (Германия).
Германия как член Европейского союза входит в Перечень иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р).
Согласно заявлению предпринимателя в связи с принадлежностью 100% доли в уставном капитале продавца ООО "Бауэр Технология" иностранному лицу из недружественной юрисдикции, во исполнение Указа Президента РФ от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации", ИП Прудников Р.П. обратился в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Правительственная комиссия).
31.10.2022 ИП Прудников Р.П. направил заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) Договора от 19.08.2022 в Минфин России.
Из заявления также следует, что по состоянию на дату подачи заявления ИП Прудникову Р.П. не был предоставлен ответ ни о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки, ни отказ в выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки, заявление по существу не рассмотрено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А41-101031/2022 Договор купли-продажи ремонтно-технической базы от 19.08.2022 был признан недействительной (ничтожной) сделкой по причине неполучения разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Посчитав, что бездействие ответчиков противоречит Указу Президента РФ N 81, Постановлению Правительства РФ N 295, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствует осуществлению (исполнению) Договора от 19.08.2022, предприниматель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ИП Прудниковым Р.П. требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Договор купли-продажи от 19.08.2022 с учетом статуса его сторон и местонахождения имущества не требовал особого порядка исполнения, установленного комментируемыми Указами Президента РФ.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 N 1230-р утвержден перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, в отношении которых применяются меры воздействия (противодействия), установленные Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 243 "О применении мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств", в число которых вошла и Германия.
Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (Указ N 81), а также Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (Указ N 95) на территории Российской Федерации установлен и действует особый порядок осуществления сделок (операций) с недвижимостью, влекущих за собой возникновение права собственности в том числе на недвижимое имущество, осуществляемых (исполняемых) с указанными в них лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении России.
Обход участниками гражданского оборота положений законодательства в противоправных целях, связанных с совершением незаконных финансовых операций, может являться основанием для вывода о недействительности сделки, как это следует из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020 г.)
В соответствии с пунктом 1 Указа N 81 - со 2 марта 2022 года:
а) установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия):
сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия;
б) сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций);
в) сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, с иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если предметом сделок (операций) являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 г. указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, осуществляются (исполняются) в порядке, установленном настоящим Указом.
В пункте 2 настоящего Указа предписано Правительству Российской Федерации в 5-дневный срок утвердить порядок выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 Указа.
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 295 "Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации" установлен порядок выдачи разрешений на сделки, указанные в подпункте "б" пункта 1 Указа N 81.
Пунктом 1 Указа N 95 установлен временный порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, резидентами (далее также - должники) обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами, являющимися иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - иностранные кредиторы).
В соответствии с пунктом 2 Указа N 95 порядок исполнения обязательств, установленный настоящим Указом, распространяется на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн. рублей в календарный месяц, или в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1-е число каждого месяца.
Согласно пункту 3 Указа N 95 в целях исполнения обязательств, названных в пункте 1 настоящего Указа, должник вправе направить в российскую кредитную организацию заявление об открытии на имя иностранного кредитора или иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги (иностранный номинальный держатель), в отношении которых осуществляется исполнение обязательств, счета типа "С", предназначенного для проведения расчетов по данным обязательствам. В целях исполнения обязательств, связанных с эмиссией ценных бумаг, должник вправе направить такое заявление в небанковскую кредитную организацию, являющуюся центральным депозитарием в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии".
Центральный Банк РФ дал официальные разъяснения от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее Разъяснения ЦБ РФ N 2-ОР).
В соответствии с пунктом 1.7 Разъяснений ЦБ РФ N 2-ОР - в целях применения Указа N 81 особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), установленный абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги или недвижимое имущество, распространяется на сделки (операции), совершаемые резидентами с указанными в абзаце первом подпункта "а" пункта 1 Указа N 81 лицами, за исключением Специальных иностранных лиц, направленные как на приобретение резидентами, так и на отчуждение ими ценных бумаг или недвижимого имущества.
Пункт 1.10 Разъяснений ЦБ РФ N 2-ОР устанавливает, что в целях применения Указа N 79, Указа N 81 и Указа N95 при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием "резидент", определенным в статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом резидент - гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" рассматривается только как резидент - гражданин Российской Федерации.
Согласно пункту 1.11 Разъяснений ЦБ РФ N 2-ОР ограничения, содержащиеся в Указе N 81, не распространяются на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) резидентами с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если:
объекты недвижимости (включая строящиеся объекты недвижимости) находятся за пределами территории Российской Федерации.
В данном случае спорное имущество находится на территории Российской Федерации по адресу: Московская область, городской округ Чехов, город Чехов, улица Промышленная, строение 3.
Следовательно, к спорной сделке подлежат применению положения Указов Президента Российской Федерации N 81 и N 95.
Со 2 марта 2022 года сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые резидентами с лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, совершаются в особом порядке и требуют разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (п.1.7 Официального разъяснения Банка России).
Из материалов дела следует, что сделка купли-продажи ремонтно-технической базы (в предмет договора входят, в том числе, земельные участки и объекты недвижимости) от 19.08.2022 является сделкой, влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемой (исполняемой) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (абз. А п. 1 Указа N 81), в связи со следующим.
100% доли в уставном капитале ООО "Бауэр Технология" на момент совершения сделки принадлежало Бауэр Шпециальтифбау Гмбх (Германия), юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством ФРГ, зарегистрированному в торговом реестре N HRB101008.
Федеративная Республика Германия в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц" включена в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, а также российских юридических и физических лиц.
Таким образом, ООО "Бауэр Технология" является лицом, связанным с иностранным государством, которое совершает в отношении Российской Федерации недружественные действия.
Соответственно, при заключении сделки по отчуждению объектов недвижимости стоимостью в 130 000 000 руб. при участии лица, связанного с иностранным государством, которое совершает в отношении Российской Федерации недружественные действия, стороны сделки должны были получить разрешение, выдаваемое Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций) согласно п. 1 Указа N 81, а также осуществить расчеты по спорной сделке с использованием счета типа "С" в соответствии с п. 5 Указа N 95.
Предприниматель указывает, что обратился в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Правительственная комиссия).
31.10.2022 ИП Прудников Р.П. направил заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) Договора от 19.08.2022 в Минфин России.
Заявителем указано, что ИП Прудникову Р.П. не был предоставлен ответ ни о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки, ни отказ в выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки, заявление по существу не рассмотрено.
Однако из материалов дела следует, что предприниматель обратился в Минфин России за получением согласия на совершение сделки Правительственной комиссией уже после подписания Договора купли-продажи ремонтно-технической базы от 19.08.2022 в составе объекта капитального строительства и смежных земельных участков, находящихся в г. Чехов, Московская область, что указывает на нарушение предпринимателем порядка обращения в Минфин с таким заявлением.
Данные обстоятельства нашли подтверждение в рамках дела N А41-101031/2022, имеющего преюдициальное значение к рассматриваемому спору.
Следовательно, у Минфина отсутствовали основания для выдачи или отказа в выдаче разрешения на осуществление (исполнение) Договора купли-продажи ремонтно-технической базы в составе объекта капитального строительства и смежных земельных участков, находящихся в г. Чехов, Московская область, поскольку Договор купли-продажи ремонтно-технической базы от 19.08.2022 между заявителем и третьим лицом на момент поступления в Минфин России заявления о получении согласия на совершение сделки уже был заключен.
При таких обстоятельствах, основания для признания незаконным оспариваемое бездействие ответчиков отсутствуют.
Таким образом, независимо от того, что суд первой инстанции руководствовался другими мотивами, судом в этой части вынесен правильный по существу судебный акт.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.08.2024 по делу N А40-63724/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63724/2024
Истец: Прудников Руслан Петрович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
Третье лицо: ООО "БАУЭР ТЕХНОЛОГИЯ"