город Омск |
|
05 декабря 2024 г. |
Дело N А70-16659/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Бацман Н.В., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., после перерыва - секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10538/2024) Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.08.2024 по делу N А70-16659/2022 (судья Маркова Н.Л.),
принятое по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Уватнефтегаз", третьи лица - Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, публичное акционерное общество "ГЕОТЕК Сейсморазведка", ФБУ "ТФГИ по Уральскому федеральному округу", ФГБУ "РОСГЕОЛФОНД", Роснедра об обязании совершить определенные действия,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Казакеевой Т.Н. (паспорт, доверенность от 01.06.2023 N 72 сроком действия на три года, диплом),
от Федерального агентства по недропользованию - Манафовой Э.Ш. (паспорт, доверенность от 24.07.2024 N ЕП-05-32/17343 сроком действия один год, диплом),
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Уватнефтегаз" - Кулягина Е.Ю. (паспорт, доверенность от 01.01.2024 N 1/24 сроком действия по 31.12.2024, диплом), после перерыва - Григорьевой М.В. (паспорт, доверенность N 4/24 от 01.01.2024, диплом);
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Уватнефтегаз" (далее - общество) об обязании в срок до 01.10.2023 выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории Тюменской области на площади 0,3336 га в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, публичное акционерное общество "ГЕОТЕК Сейсморазведка".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2024 решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2023, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2023 по делу N А70-16659/2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФБУ "ТФГИ по Уральскому федеральному округу", ФГБУ "РОСГЕОЛФОНД", Роснедра.
17.04.2024 от истца поступило заявление об уточнении исковых требований в части срока исполнения обязательств - до 01.10.2024.
Уточнение принято судом.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.08.2024 в удовлетворении исковых требований отказано; с департамента в пользу общества взыскано 25 978 руб. 64 коп. судебных расходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований и отказе в удовлетворении заявления ответчика о взыскании судебных расходов.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что обществом, в нарушение норм лесного законодательства Российской Федерации, не выполнены компенсационные работы по лесовосстановлению и лесоразведению в установленный срок - до 01.12.2020; оснований для освобождения общества от их проведения не имеется; общество заявляло о намерении выполнить спорные работы до внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ), однако в дальнейшем уклонилось от проведения компенсационных работ; участки, расположенные в Ишимском участковом лесничестве в квартале 67 в выделе 8 на общей площади 0,3336 га, зарезервированы по настоящее время; обжалуемое решение не содержит выводов суда на предмет оценки поведения ответчика при установленных обстоятельствах дела; поведение ответчика не отвечает принципу добросовестности.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
Федеральное агентство по недропользованию представило письменные пояснения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители сторон, Федерального агентства по недропользованию поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Третьи лица (за исключением Федерального агентства по недропользованию), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
24.05.2017 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 26-43-17 (далее - договор), по условиям которого арендодатель по акту приема-передачи от 24.05.2017 передал, а арендатор принял в аренду лесной участок площадью 7,5933 га кадастровый номер 72:18:0000000:124/5636 местоположение: Тюменская обл., Уватский р-н, Уватское лесничество, Верхне-Демьянское участковое лесничество, кварталы 264 (выд. 14(6), 15(6,9), 16(6), 17(9), 18(6), 19(1-2,6), 20(2,6), 21(6)), 265 (выд.19(9)).
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 22 договора, срок его действия составляет 3 года 6 месяцев с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.
Согласно заключению государственной экспертизы от 09.08.2017 N 177/ЭПО видами использования лесов являются выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно представленному обществом отчету об использовании лесов (по форме 1-ИЛ) за период январь - ноябрь 2019 года площадь сплошной рубки на лесных участках по договору составила 0,3336 га.
Указанные обстоятельства также подтверждаются актом натурного осмотра лесного участка от 24.09.2019, составленного участковым лесничим, согласно которому площадь рубки составила 0,3336 га в квартале N 264, выделе 9.
Ссылаясь на наличие у общества обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению лесного участка, неисполнение им соответствующих требований, изложенных в направляемых департаментом в его адрес письмах, департамент обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции полагает его подлежащим отмене.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 ЛК РФ).
Статьей 12 ЛК РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Согласно статье 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 данного Кодекса. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Также Законом N 212-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр.
Таким образом, статьей 63.1 ЛК РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46).
Для данных категорий лесопользователей установлена публичная обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
В акте натурного осмотра лесного участка от 24.09.2019, составленного участковым лесничим, указано, что площадь сплошной рубки составила 0,3336 га в квартале N 264, выделе 9.
Общество направило в департамент заявление от 20.03.2020 N 08-ИСХ-0290 о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению площадью 0,3336 га в квартале N 67, выделе 8.
Письмом от 24.03.2020 N 1954-20 департамент зарезервировал участки, которые указаны в заявлении обществом.
Между тем, из материалов настоящего дела следует, что имевшаяся у ответчика в силу закона обязанность по лесовосстановлению не была им исполнена на 31.12.2020.
В связи с указанным ООО "РН-Уватнефтегаз" назначено административное наказание в виде штрафа со статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 210 000 руб.
Решением Уватского районного суда Тюменской области от 27.04.2021 по делу N 12-15/2021, оставленным без изменения решением Тюменского областного суда от 16.06.2021 по делу N 21-244/2021, размер назначенного штрафа снижен до 200 000 руб.
Таким образом, при рассмотрении административного дела, судами было установлено нарушение ООО "РН-Уватнефтегаз" требований части 1 статьи 63.1 ЛК РФ, введенной Законом N 212-ФЗ.
Вместе с тем, Законом N 303-ФЗ в ЛК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 ЛК РФ; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в проекте освоения лесов указано на то, что лесной участок предоставлен ответчику для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых под объект "Полевой лагерь сейсмопартии на Надеждинской площади с зимней автодорогой". Сплошная вырубка насаждений обусловлена строительством объектов (пункт 4.2). При этом проектом предусматривается искусственное и естественное лесовосстановление.
В соответствии с частями 3-5 статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) государственное геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку месторождений полезных ископаемых, осуществляется государственными учреждениями за счет средств бюджетов и средств пользователей недр в соответствии с утвержденной проектной документацией.
По пояснениям ответчика геологическое изучение недр производилось за счет его собственных средств, поскольку затратная часть на этот этап работ компенсируется добычей полезных ископаемых по смешанной лицензии.
Согласно части 2 статьи 27 Закона о недрах геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах. Под интерпретированной геологической информацией о недрах понимаются результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы.
Первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды (часть 9 статьи 27 Закона о недрах).
Приказом Минприроды России N 548, Роснедр N 05 от 23.08.2022 утверждены перечни первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов РФ по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 2 указанного Перечня интерпретированной геологической информации о недрах (с учетом приложения N 2), представляемой пользователем недр в соответствующие фонды установлена интерпретированная геологическая информация о недрах, которая подлежит сдаче в фонды при проведении работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений.
Пунктом 3 этого Перечня установлена интерпретированная геологическая информация о недрах, которая подлежит сдаче в фонды при проведении разведки и добычи.
Исходя из представленных в материалы дела договора, проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу (заключение от 09.08.2017 N 177/ЭПО), лесной участок предоставлен в пользование ответчику в целях проведения работ по геологическому изучению участка недр и разработки месторождений полезных ископаемых под объект "Полевой лагерь сейсмопартии Надеждинской площади с зимней автодорогой".
Применительно к указанному объекту ответчиком в рамках исполнения лицензионных обязательств и в соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона о недрах подготовлена и направлена на государственную экспертизу в ФГКУ "Росгеолэкспертиза" проектная документация "Проект на выполнение полевых сейсморазведочных работ по методике ЗД на Южно-Тамаргинской, Немской, Надеждинской площадях", предусматривавшая проведение сейсморазведочных, буровзрывных и топогеодезических работ.
Приказом Минприроды России от 23.09.2016 N 490 утвержден Порядок проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение (далее - Порядок N 490) (утратил силу с 30.09.2022).
Согласно пункту 2 Порядка N 490 экспертиза проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводится ФГКУ "Росгеолэкспертиза".
В соответствии с пунктом 23 Порядка N 490 положительное заключение экспертизы составляется при условии соответствия проектной документации на геологическое изучение недр требованиям законодательства о недрах, условиям пользования недрами (по лицензии на пользование недрами, контракту или государственному заданию), срокам пользования участком недр, документам, предусмотренным РФ о техническом регулировании и стандартизации, а также при условии обоснованности принятой методики, техники, технологии и комплекса работ по геологическому изучению недр на объекте, достаточности их видов и объемов для решения поставленных геологических задач, обеспечения рационального комплексного использования и охраны недр.
Так, по результатам рассмотрения указанной проектной документации ФГКУ "Росгеолэкспертиза" составлено положительное заключение экспертизы от 28.04.2017 N 078-02/2017.
Кроме того, впоследствии ответчиком также подготовлена проектная документация "Проект на проведение работ по геологическому изучению, включая поиски и оценку месторождений углеводородного сырья на Надеждинской площади ВосточноГерасимовского и Тамаргинско-Северо-Болотного лицензионных участках. I этап. Подготовка объектов к поисково-оценочному бурению сейсморазведочными работами МОГТ 3D", предусматривавшая аналогичные виды работ (сейсморазведка, буровзрывные, топогеодезические работы). По результатам рассмотрения указанной проектной документации ФГКУ "Росгеолэкспертиза" составлено положительное заключение от 30.05.2018 N 077-02-07/2018.
Строительство объекта "Полевой лагерь сейсмопартии Надеждинской площади с зимней автодорогой" напрямую связано с проведением работ по геологическому изучению предоставленных ответчику в пользование участков недр. Так, Правилами безопасности при геологоразведочных работах (ПБ. 08-37-2005) прямо предусмотрена необходимость обустройства вахтовых поселков, временных баз и лагерей при проведении полевых работ. Более того, отсутствие объектов, обеспечивающих проживание персонала, хранение, складирование необходимых для проведения работ технических средств и материалов фактически исключает возможность проведения соответствующих геологоразведочных работ.
Данный вывод лицами, участвующими в деле не опровергнут.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов РФ, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
Из представленных ответчиком, ФГБУ "Росгеолфонд" и ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу", ПАО "Геотек Сейсморазведка" пояснений и документов следует, что предусмотренные проектной документации сейсморазведочные работы выполнены, полученная по результатам работ геологическая информация сдана в фонды геологической информации.
Учитывая вышеизложенное, применительно к вопросу наличия взаимосвязи проведенных пользователем недр работ с поиском и оценкой новых месторождений полезных ископаемых судом первой инстанции заключен вывод о том, что запроектированные и впоследствии выполненные поисково-оценочные работы на Надеждинской площади соответствуют требованиям законодательства о недрах, условиям пользования недрами, документам, предусмотренным законодательством РФ о техническом регулировании и стандартизации, принятые методики, техники, технологии и комплекс работ по геологическому изучению недр на объекте обоснованы, виды и объемы работ достаточны для решения поставленных геологических задач.
Согласно сведениям Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации Надеждинская площадь, на которой ответчиком в 2017-2019 годах выполнялись работы по геологическому изучению, является не месторождением, а относится к перспективным площадям, подготовленным для глубокого бурения.
Поэтому Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации по состоянию на 01.01.2017 учтены не запасы, а ресурсы нефти Надеждинской площади в размере: геологические - 4715 тыс.т., извлекаемые - 1132 тыс.т.
По данным последнего изданного Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации по состоянию на 01.01.2023 ресурсы нефти (геологические/извлекаемые) Надеждинской площади учтены в том же размере, то есть изменение ресурсов (в том числе по причине выполнения добычных работ недропользователем) за указанный период не производилось.
При таких условиях, принимая во внимание, что лицензии выданы ответчику с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а проведенные работы соответствуют как законодательству о недрах, так и условиям пользования недрами по выданным ответчику лицензиям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такие работы непосредственно направлены на поиски и оценку полезных ископаемых.
Апелляционный суд данный вывод полагает обоснованным.
Таким образом, учитывая внесенные Законом N 303-ФЗ в статью 63.1 ЛК РФ путем ее дополнения частью 7 изменения, на дату рассмотрения спора в суде первой инстанции и на дату обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском ответчик освобожден от предусмотренной указанной статьей обязанности по проведению работ по лесовосстановлению.
Вместе с тем, Верховным Судом Российской Федерации, при направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции указано также на необходимость оценки установленных обстоятельств с точки зрения соответствия поведения ответчика принципу добросовестности, принимая во внимание, что правоотношения сторон при надлежащем исполнении публичной обязанности прекратились бы до принятия Закона N 303-ФЗ.
Как уже было отмечено выше, имевшаяся у ответчика в силу закона обязанность по лесовосстановлению не была им исполнена на 31.12.2020, при том, что общество направило в департамент заявление от 20.03.2020 N 08-ИСХ-0290 о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению площадью 0,3336 га в квартале N 67, выделе 8, а департамент письмом от 24.03.2020 N 1954-20 зарезервировал участки, которые указаны в заявлении обществом.
Апелляционный суд принимает во внимание, что правоотношения сторон при надлежащем исполнении публичной обязанности прекратились бы задолго до принятия Закона N 303-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.02.2016 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.В. Потоцкого", придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Поведение общества, выразившееся в создании видимости перед истцом о намерении произвести работы по лесовосстановлению, в частности, направление заверений о выполнении указанных работ департаменту, при одновременном неисполнении обязанности в значительный промежуток времени до вступления в силу Закона N 303-ФЗ не может быть признано добросовестным; приведенные обществом в письменных пояснениях мотивы - убедительными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Поскольку испрашиваемый департаментом срок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на дату судебного заседания истек, апелляционный суд, с учетом положений части 1 статьи 174 АПК РФ, полагает необходимым установить новый разумный срок совершения ответчиком предписанных ему действий - до 01.10.2025.
Заявленные ко взысканию ответчиком судебные расходы, с учетом результата рассмотрения иска, возмещению истцом также не подлежат.
С учетом указанного имеются основания для отмены обжалуемого решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика в силу части 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.08.2024 по делу N А70-16659/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Департамента лесного комплекса Тюменской области удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью "РН-Уватнефтегаз" (ИНН 7225003194, ОГРН 1027201295395) в срок до 01.10.2025 выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории Тюменской области на площади 0,3336 га в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РН-Уватнефтегаз" (ИНН 7225003194, ОГРН 1027201295395) в доход федерального бюджета 36 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16659/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "РН-Уватнефтегаз"
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, ПАО "ГЕОТЕК Сейсморазведка"
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10538/2024
29.08.2024 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-16659/2022
14.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3057/2023
19.04.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2260/2023
20.01.2023 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-16659/2022