г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2024 г. |
Дело N А56-107367/2020/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой М.В.,
судей Барминой И.Н., Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от УФНС по Ленинградской области - представителя Офицеровой Н.В. (доверенность от 09.10.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления ФНС России по Ленинградской области (регистрационный номер 13АП-34901/2024) на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 по обособленному спору N А56-107367/2020/тр.157 (судья Шитова А.М.), принятое по заявлению Управления ФНС России по Ленинградской области о включении задолженности в реестр требований кредиторов ООО "Строительная Компания "ПромСервис",
УСТАНОВИЛ:
АО "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) с заявлением о признании ООО "Строительная Компания "ПромСервис" (далее - должник, ООО "СК "ПромСервис") несостоятельным (банкротом).
Определением от 12.02.2021 АО "ПСК" отказано во введении процедуры наблюдения в отношении должника, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника прекращено.
Определением 04.03.2021 к производству суда принято заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области о признании должника несостоятельным (банкротом).
Определением от 01.06.2021 назначено судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд) о признании должника несостоятельным (банкротом) и вопроса о применении при банкротстве должника правил параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) о банкротстве застройщиков.
Решением от 18.06.2021 заявление Фонда удовлетворено; должник признан несостоятельным (банкротом) с применением в отношении него правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Слончак Валерия Игоревна.
Сообщение о признании должника банкротом и применении к нему правил о банкротстве застройщика опубликовано в газете "Коммерсантъ" 26.06.2021.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 определение суда первой инстанции от 12.02.2021, принятое по заявлению АО "ПСК", отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении определением арбитражного суда от 23.11.2021 отказано в удовлетворении заявления АО "ПСК" о введении наблюдения в отношении должника. В порядке процессуального правопреемства АО "ПСК" заменено на Дубова Виктора Викторовича. Требование Дубова В.В. в размере 1 152 429,27 рублей включено в четвертую очередь реестра требований кредиторов ООО "СК "ПромСервис".
В арбитражный суд 05.07.2024 обратилась Федеральная налоговая служба России в лице Управления ФНС России по Ленинградской области (далее - уполномоченный орган) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 1 557 821,72 рублей.
Определением от 25.09.2024 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 25.09.2024 отменить, признать его требование обоснованным и включить задолженность в реестр.
Податель жалобы обращает внимание на то, что с даты введения процедуры банкротства в отношении должника задолженность по обязательным платежам, возникшая до возбуждения дела, не может быть взыскана в принудительном порядке. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требования в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношения должника первой процедуры банкротства. Недоимка по взыскиваемым налогам и сборам за 2020 год возникла в 2021 году (11.06.2021). Сроки должны исчисляться с учетом периода, предоставленного для направления требования. Уполномоченный орган при этом не оспаривает, что заявил требование после закрытия реестра.
В отзыве конкурсный управляющий возражает против отмены судебного акта, полагая, что налоговым органом к дате открытия процедуры конкурсного производства пропущен срок выставления требования и тем более, обращения в суд за взысканием задолженности.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по обособленному спору доказательствами, учитывая размещенную в картотеке арбитражных дел в телекоммуникационной сети Интернет информацию по делу о банкротстве, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов спора, уполномоченный орган заявил о наличии у ООО "СК "ПромСервис" задолженности в общем размере 1 557 821,72 рублей, из которых 1 071 510 рублей - основной долг по земельному налогу, 20 877 рублей - основной долг по транспортному налогу, 14 882,80 рублей - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, 32 344,20 рублей - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023; 418 207,72 рублей - пени.
Задолженность возникла по земельному и транспортному налогу, а также страховым взносам за 1, 2, 3 кварталы 2020 года. В подтверждение наличия задолженности уполномоченным органом представлены:
- требование от 13.09.2022 N 65369 об уплате задолженности по земельному налогу до 06.10.2022;
- требование от 01.09.2022 N 64963 об уплате задолженности по транспортному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование до 03.10.2022;
- требование от 07.09.2023 N 126635 об уплате транспортного налога, земельного налога, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 02.10.2023.
Также к заявлению приложены расчеты по указанным налогам и сборам за 2020 год (авансовые платежи).
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71, 223 АПК РФ, учитывая возражения конкурсного управляющего и положения статей 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), разъяснения в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", правовую позицию в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уполномоченным органом пропущен совокупный предельный срок принудительного взыскания налога, а, следовательно, утрачено и право на принудительное взыскание указанной задолженности, в том числе в судебном порядке. В этой связи в удовлетворении требований отказано.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с принятым судебным актом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 6 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).
Согласно абзацу 4 пункта 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
В абзаце 9 пункта 11 указанного Обзора разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (пункт 1). Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 363 НК РФ в течение налогового периода (календарного года - пункта 1 статьи 360 НК РФ) налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ.
Аналогичное регулирование предусмотрено и для уплаты земельного налога: налоговый период - календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ); отчетные периоды - первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (пункт 2 статьи 393 НК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 363 НК РФ в применяемой к сложившимся правоотношениям редакции транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Действительно, авансовые платежи по названным налогам должны были быть уплачены в 2020 году по истечении каждого отчетного периода. Срок уплаты земельного и транспортного налога при этом наступил 01.03.2021.
Конкурсный управляющий утверждает, что недоимка возникла с 02.03.2021, потому крайний срок для направления требования в адрес должника - 02.06.2021. На дату открытия процедуры конкурсного производства срок для направления требования (3 месяца согласно статье 70 НК РФ) уже был пропущен, потому возможность принудительного взыскания утрачена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
В силу пунктов 1, 5 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что недоимка по заявленным уполномоченным органом налогам и сборам выявлена 11.06.2021, а уже 18.06.2021 (резолютивная часть объявлена 16.06.2021) должник признан банкротом, что исключало возможность применения мер принудительного взыскания во внесудебном порядке.
В этой связи суд первой инстанции необоснованно посчитал, что к моменту обращения в суд с заявленными требованиями уполномоченный орган утратил возможность применения мер принудительного взыскания задолженности.
Однако требование поступило в арбитражный суд 05.07.2024, то есть с пропуском двухмесячного срока закрытия реестра требований кредиторов, исчисляемого с 26.06.2021.
Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного и на основании части 1 и части 2 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным определение от 26.09.2024 отменить, признав задолженность ООО "Строительная Компания "ПромСервис" по обязательным платежам в размере 1 557 821,72 рублей обоснованной и подлежащей удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в четвертую очередь реестра требований кредиторов.
Руководствуясь статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 по обособленному спору N А56-107367/2020/тр.157 отменить.
Признать требования Федеральной налоговой службы России в лице Управления ФНС России по Ленинградской области к ООО "Строительная Компания "ПромСервис" в размере 1 557 821,72 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в четвертую очередь реестра требований кредиторов.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Тарасова |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107367/2020
Должник: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ПРОМСЕРВИС"
Кредитор: АО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", НП АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ОРИОН"
Третье лицо: Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих", ИФНС по Всеволожскому району ЛО, НП АУ "Орион", Слончак Виктория Игоревна, Управление Росреестра по ЛО, Управление ФНС по Ленинградской области, ФНС по ЛО, АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СОДРУЖЕСТВО", Дубов Виктор Викторович, Публично-правовая компания "Фонд по защите прав граждан-участников долевого строительства, Слончак Валерия Игоревна
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34901/2024
29.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41313/2023
19.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4356/2023
23.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14800/2023
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3395/2023
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20023/2022
17.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38325/2022
12.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20024/2022
27.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19179/2022
27.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24825/2022
16.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8909/2021
18.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-107367/20