Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2024 г. N 09АП-83609/23 по делу N А40-207183/2023
г. Москва |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А40-207183/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2023 по делу N А40-207183/23
по заявлению ООО "ОптТоргСнаб-99"
к ОСФР по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решения
при участии от заявителя: Потылицына И.В. по доверенности от 11.01.2023; от заинтересованного лица: Ромашков О.О. по доверенности от 28.02.2023;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОптТоргСнаб-99" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 26.07.2023 N 50112380000425 в части расчета пособия по временной нетрудоспособности в отношении Губанова Вадима Владимировича (по уточенным требованиям, принятым судом в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители заявителя и Фонда в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, представленных в отделение Фонда обществом для назначения застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
Выездной проверкой Фонда установлено, что страхователем - обществом в электронном виде были представлены в отделение Фонда недостоверные сведения, влияющие на право получения застрахованным лицом пособия по временной нетрудоспособности и исчисление его размера, в связи с чем назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности за период с 31.05.2022 по 14.06.2022 Губанову В.В. производилась с нарушением норм Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Сведения представлялись страхователем в отделение Фонда в виде электронного реестра для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 910125508969 с периодом оплаты за счет средств бюджета Фонда с 03.06.2022 по 14.06.2022.
На основании представленных страхователем сведений в отношении застрахованного лица Губанова В.В. отделением Фонда было назначено и исчислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда в размере: 1.409, 70 руб.
Выездной проверкой отделения Фонда установлено, что в день, когда работнику общества Губанову В.В. открыт листок нетрудоспособности (31.05.2022), им отработан рабочий день, за что работодателем выплачена заработная плата, что исключает возможность оплаты листка нетрудоспособности за этот день.
За последующие два дня (01.06.2022 и 02.06.2022) страхователь выплатил работнику пособие по временной нетрудоспособности.
Фонд с такими действиями общества не согласился, указав, что если за отработанный день, совпавший с первым днем листка нетрудоспособности, работник получил заработную плату, это не отменяет обязанность работодателя выплатить Губанову В.В. пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня его нетрудоспособности, то есть тех дней, когда работник нуждался в освобождении от работы.
По результатам рассмотрения материалов проверки, Фондом 26.07.2023 вынесено решение N 50112380000425 о взыскании с общества излишне понесенных отделением Фонда расходов, образовавшихся в результате недостоверности представленных страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1.409, 70 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев повторно материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в виду следующих обстоятельств.
На основании статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию и в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона обязано выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются поименованным выше Законом N 255-ФЗ.
Страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (подпункт 4 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
В силу пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно требованиям пункта 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ предусматривается, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно пункту 15 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня. Материалы дела свидетельствуют о том, что в результате проведенной заинтересованным лицом выездной проверки страхователя установлен факт необоснованной, по мнению Фонда, выплаты денежных средств в связи с недостоверными сведениями, направленными страхователем страховщику.
В частности, Фондом отмечено, что страхователь в нарушение пункта 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ оплатил только два дня пособия по временной нетрудоспособности своему работнику из трех предусмотренных законодательством дней, тем самым не исполнив свою обязанность как страхователя, что повлекло за собой выплату пособия за счет средств Фонда застрахованному лицу на один день больше, то есть дополнительное расходование государственных средств.
Общество, возражая против выводов Фонда, указало, что работник Губанов В.В. по окончании рабочего времени (рабочего дня 31.05.2022) обратился за медицинской помощью, в связи с чем ему выдан листок временной нетрудоспособности, датированный оконченным рабочим днем.
В связи с указанным, заявитель внес в табель учета рабочего времени данные об отработанном дне, по окончании которого работнику выдан листок временной нетрудоспособности, и за этот день работнику была начислена и выплачена заработная плата. За второй и третий день пособие по временной нетрудоспособности было начислено и выплачено работодателем.
С четвертого дня периода временной нетрудоспособности финансовое обеспечение выплаты пособия производил Фонд. Изложенные фактические обстоятельства заинтересованным лицом не опровергнуты и напрямую не оспариваются, как не оспаривается и то обстоятельство, что за соответствующий день работнику, получившему листок нетрудоспособности, работодателем была начислена и выплачена заработная плата.
По смыслу положений статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами, и выплата пособия по временной нетрудоспособности носит компенсационный характер и выплачивается вместо причитающейся заработной платы. Выплата одновременно заработной платы и пособия за период временной нетрудоспособности законом не предусмотрена, поскольку и заработная плата, и пособие по временной нетрудоспособности представляют собой выплаты в пользу работника, преследующие одинаковые цели. В случае если работнику выдан листок нетрудоспособности за рабочий день, в который он отработал смену, за этот день ему выплачивается либо заработная плата, либо пособие по временной нетрудоспособности.
При этом вышеизложенное не изменяет общего порядка определения периода нетрудоспособности, который начинается с даты открытия листка временной нетрудоспособности.
Учитывая, что вопрос о виде выплат в таком случае разрешается работодателем, за первые три дня нетрудоспособности заработная плата или пособие по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств работодателя, за остальные дни - за счет средств Фонда в соответствии с положениями Закона N 255- ФЗ.
Иное толкование положений действующего законодательства влечет возложение на работодателя необоснованной обязанности дважды осуществлять оплату тех дней нетрудоспособности, когда работник фактически находится на работе: в форме заработной платы и в форме выплаты пособия по временной нетрудоспособности, что противоречит положениям перечисленных выше норм права, которыми установлен однократный характер выплат.
Первый день периода временной нетрудоспособности, в который открыт листок нетрудоспособности, оплачен Учреждением за счет средств соответствующих фондов работодателя, выданных в виде заработной платы. За второй и третий дни временной нетрудоспособности, в которые работник фактически не вышел на работу и утратил заработок в связи с наступлением страхового случая, работодателем выплачено пособие по временной нетрудоспособности.
Таким образом, работодатель оплатил три первых дня временной нетрудоспособности своего работника, после чего его обязанность по оплате пособия по временной нетрудоспособности следует признать оконченной на основании пункта 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, и далее пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться за счет средств Фонда.
С учетом изложенного утверждение заинтересованного лица о том, что период временной нетрудоспособности и отсчет трехдневного срока начинается со следующего дня после выдачи листка нетрудоспособности, не соответствует положениям Закона N 255-ФЗ и фактическим обстоятельствам спора.
При данных обстоятельствах у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения в оспариваемой части, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение Фонда 26.07.2023 N 50112380000425 в части расчета пособия по временной нетрудоспособности в отношении Губанова В.В. подлежит признанию недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.11.2023 по делу N А40-207183/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207183/2023
Истец: ООО "Оптторгснаб-99"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ