Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 8 августа 2001 г. N 350
Положение
об организации проведения работ в МЧС России по договорам на создание (передачу и использование) научно-технической продукции
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет порядок планирования, организации проведения и реализации результатов работ по договорам на создание (передачу и использование) научно-технической продукции в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.
2. МЧС России осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке научно-технической продукции для федеральных государственных нужд в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Научно-техническая продукция (далее - НТП) - это научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации *(1) (результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ; техническая документация, опытные образцы, опытные партии, экспериментальные образцы, модели, макеты, научные отчеты, а также результаты отдельных видов работ, выполненных по заказу (испытания, подконтрольная эксплуатация, технологические операции, в том числе оперативные задания).
3. Структурные подразделения центрального аппарата МЧС России (департаменты, управления и самостоятельные отделы), региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организации Министерства в установленном порядке являются заказчиками НТП по направлениям своей деятельности (далее - заказывающие подразделения).
4. Финансирование договоров на создание НТП осуществляется из средств федерального бюджета и в пределах установленных Министерству объемов годового финансирования научных исследований, за счет средств федеральных целевых программ, а также средств внебюджетных фондов, образованных в установленном порядке.
5. Исполнитель государственного контракта (договора) обязан незамедлительно уведомлять государственного заказчика обо всех созданных при его реализации объектах интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий*(2).
2. Порядок формирования плана работ по созданию научно-технической продукции
6. Научные исследования в МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф определяются "Основными направлениями и приоритетами научно-технической политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий", среднесрочными программами научно-технической деятельности МЧС России, утверждаемыми решением коллегии Министерства, ежегодными перечнями приоритетных направлений проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в МЧС России и федеральными целевыми программами.
7. В соответствии с принятыми направлениями научных исследований в МЧС России ежегодно разрабатывается Единый тематический план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - годовой план НИОКР).
8. Организацию и проведение работы по формированию, согласованию, утверждению и контролю за выполнением годового плана НИОКР осуществляет уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Министерства (далее - координирующее подразделение).
9. В годовой план НИОКР включаются темы, являющиеся приоритетными по важности решаемых проблем, а также инициативные работы по профилю возложенных на Министерство задач, прошедшие отбор в заказывающих подразделениях.
10. Заявки от заказывающих подразделений на включение научных тем в проект годового плана НИОКР (форма заявки прилагается) представляются в координирующее подразделение до 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Каждая научная тема должна сопровождаться пояснительной запиской, содержащей краткие сведения по заявляемой теме в обоснование актуальности ее включения в проект плана.
Заявка направляется за подписью начальника (руководителя) заказывающего подразделения.
11. Заявки от региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на включение научных тем в проект годового плана НИОКР представляются в структурные подразделения центрального аппарата МЧС России по направлениям их деятельности, которые по результатам рассмотрения включают их в свою заявку для представления в координирующее подразделение.
12. Заявки на включение научных тем в проект годового плана НИОКР, поступившие в координирующее подразделение от заказывающих подразделений без пояснительных записок к каждой теме, не рассматриваются.
После указанного срока дополнительные предложения на включение научных тем в проект плана рассматриваются только по распоряжению заместителя Министра, координирующего разработку и поставку НТП.
13. Заявленные темы подлежат рассмотрению в 2-месячный срок с момента их поступления в координирующее подразделение. При необходимости заказывающее подразделение представляет дополнительную информацию.
Работу по проведению рассмотрения и отбора заявленных тем для включения их в проект годового плана НИОКР организует координирующее подразделение совместно с заказывающими подразделениями.
14. Отобранные темы включаются в проект годового плана НИОКР, который согласовывается с заказывающими подразделениями, рассматривается на научно-техническом совете при МЧС России и коллегии МЧС России.
Копия утвержденного годового плана НИОКР рассылается в части касающейся в заказывающие подразделения, которые в 10-дневный срок представляют в координирующее подразделение список своих сотрудников, ответственных за сопровождение соответствующих тем.
15. Внесение изменений в годовой план НИОКР осуществляется по решению Министра или его первого заместителя. Для этого заказывающее подразделение представляет свои предложения на имя заместителя Министра, координирующего разработку и поставку НТП, с обоснованием предлагаемых изменений.
По результатам рассмотрения предложений заказывающих подразделений заместитель Министра готовит докладную записку на имя Министра, содержащую заключение и перечень изменений для внесения в годовой план НИОКР.
3. Организация проведения работ по созданию научно-технической продукции
16. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" *(3):
НТП должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов, к которым относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
НТП, подлежащая в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом;
размещение заказов на создание НТП обеспечивается путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.
17. Конкурсный отбор исполнителей тем проводится в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"*(4).
Конкурс - это способ выявления исполнителя, обеспечивающего лучшие условия выполнения государственного контракта (договора) на создание НТП для государственных нужд*(4).
Конкурс объявляется указанием МЧС России - организатором конкурса. Проект указания готовится координирующим подразделением совместно с заказывающими подразделениями, и он должен содержать:
вид конкурса и основания его выбора;
состав конкурсной комиссии (председатель, заместители председателя, члены, ответственный секретарь);
условия и сроки проведения конкурса;
поручение председателю конкурсной комиссии с предоставлением полномочий на:
организацию разработки, утверждение и рассылку конкурсной документации;
формирование и утверждение экспертной комиссии (при необходимости).
18. Организацию работы по заключению договоров на создание НТП, подготовке и оформлению приложений к ним, сопровождению договоров осуществляет координирующее подразделение.
19. Основным исходным техническим документом для заключения договора, устанавливающим комплекс требований к содержанию, объему, срокам выполнения работы и реализации полученных научных результатов, является техническое задание на выполнение работы (далее - ТЗ), которое, в зависимости от вида разрабатываемой НТП, должно быть составлено в соответствии с действующими нормативными документами.
20. Проект технического задания (в 2-х экземплярах) разрабатывается, как правило, исполнителем договора на основе исходных требований заказчика и предварительно согласовывается с заказывающим подразделением.
В отдельных случаях проект ТЗ разрабатывается непосредственно в заказывающем подразделении.
21. Подготовленный проект ТЗ передается в координирующее подразделение, которое:
проводит научно-технический нормоконтроль представленных материалов;
определяет куратора договора;
обеспечивает методическое руководство организацией согласования ТЗ и условий договора в целом.
22. Проект технического задания, прошедший согласование в координирующем подразделении, передается для визирования в заказывающее подразделение Министерства. После его визирования координирующее подразделение направляет исполнителю проект государственного контракта (договора) для обсуждения и согласования сторонами в установленном порядке условий договора в целом.
23. Проект договора после согласования с исполнителем, координирующим и заказывающим подразделениями и перед его подписанием у руководства Министерства согласовывается заказывающим подразделением с уполномоченным финансовым структурным подразделением центрального аппарата МЧС России (далее - финансовое подразделение) на предмет правильности отнесения исполнителем выделенных финансовых средств по этапам и статьям расходов, а также с уполномоченным юридическим структурным подразделением центрального аппарата МЧС России - на предмет его соответствия законодательству Российской Федерации.
24. Проект договора по каждой теме плана НИОКР (с необходимыми приложениями к нему) в двух экземплярах передается в координирующее подразделение, которое проводит проверку комплектности и согласования документов и организует подписание договора.
25. Подписанный договор в установленном порядке скрепляется гербовой печатью и подлежит учету и хранению.
Первый экземпляр договора регистрируется и хранится у государственного заказчика НТП - МЧС России (финансовое подразделение).
Второй экземпляр направляется исполнителю договора.
Копия договора передается в координирующее подразделение для учета выполняемых работ.
4. Порядок рассмотрения и приемки научно-технической продукции
26. Приемка этапов и работы по договору в целом осуществляется приемочной комиссией. Работа приемочной комиссии организуется в установленном порядке.
Приемочная комиссия рассматривает и оценивает создаваемую НТП по мере ее готовности (как на промежуточных, так и на заключительном этапах выполнения договора).
27. При необходимости координирующее подразделение организует на договорной основе проведение экспертизы НТП учеными соответствующего профиля.
Форма заявки на проведение экспертизы НТП приведена в приложении к настоящему Положению.
28. В состав постоянно действующей приемочной комиссии (далее - приемочная комиссия) входят:
председатель;
сотрудник заказывающего подразделения, ответственный за сопровождение темы договора;
куратор договора из координирующего подразделения;
ответственный представитель от исполнителя;
эксперты научных организаций (при необходимости).
Председатель приемочной комиссии определяется начальником (руководителем) заказывающего подразделения из состава руководства подразделения. В зависимости от вида разрабатываемой НТП, ее технической и технологической сложности, направления дальнейшего использования назначение председателя и членов приемочной комиссии, а также определение порядка ее работы может оформляться приказом (указанием) МЧС России.
На председателя комиссии возлагается:
распределение обязанностей между членами комиссии и руководство их работой;
разрешение возможных разногласий по рассматриваемой НТП между членами комиссии;
ответственность за подготовку и оформление результатов работы актом приемочной комиссии в установленный договором срок;
представление и обоснование решения комиссии.
29. Член приемочной комиссии имеет право:
заблаговременно получать всю отчетную документацию по рассматриваемой комиссией НТП;
участвовать в решении всех вопросов комиссии;
высказывать особое мнение при несогласии с решением комиссии;
не присутствовать (по согласованию с председателем) на заседании комиссии, представив свое письменное заключение (отзыв) по рассматриваемой НТП.
30. Порядок приемки НТП определяет председатель совместно с членами приемочной комиссии. Для продукции с большим объемом проводимых оценок составляется специальная программа или план-график работы комиссии.
31. Работа приемочной комиссии включает этапы:
проверки комплектности отчетной научно-технической документации перечню в ТЗ и календарном плане выполнения работ по договору, соответствия документации государственным стандартам;
изучения и оценки качества (технического уровня) продукции;
оценки степени выполнения требований ТЗ;
подготовки и проведения приемочных испытаний (если их проводит комиссия) или оценки результатов предшествующих испытаний;
оформления результатов работы комиссии актом.
32. Результаты оценки технического уровня продукции должны отражать новизну полученных результатов, место данной продукции на российском и мировом рынках, ее конкуренто- и патентоспособность. В качестве базы сравнения могут быть приняты требования стандартов, тенденции развития данного вида НТП, образцы аналогичной продукции (лучшие, проектируемые).
Конкретные результаты оценки технического уровня разрабатываемой НТП, степени выполнения требований ТЗ указываются в заключении (отзыве), представляемым заказывающим подразделением на заседание приемочной комиссии.
33. Принятию решения по каждой рассматриваемой работе должно предшествовать ее обсуждение на заседании комиссии, результаты которого оформляются протоколом совещания.
34. Решение об окончании работы приемочной комиссии и подписании акта принимается, как правило, при согласии председателя и всех членов комиссии.
При разногласиях членов комиссии акт подписывается всеми членами комиссии, и к нему прилагается изложенное письменно "особое мнение" члена комиссии. Особые мнения, приложенные к акту, являются его неотъемлемой частью.
35. Акт приемочной комиссии утверждается заместителем Министра, координирующим разработку и поставку НТП.
Форма акта приемки научно-технической продукции (заключительного этапа договора) приведена в приложении к настоящему Положению.
Использование результатов работ по договору указывается в акте в соответствии с направлениями реализации НТП, перечисленными в пунктах 41 и 42 настоящего Положения.
36. Рассмотрение и приемка комиссией этапов договора осуществляется в соответствии с Календарным планом выполнения работ.
На заседание комиссии представляется заключение (отзыв) заказывающего подразделения.
Комиссия оценивает:
достаточность проведенного исполнителем аналитического обзора научно-технической литературы, подтверждающего актуальность и новизну исследований;
достаточность теоретического обоснования выбранного исполнителем решения по объекту исследования;
описание соответствующих экспериментальных образцов и установок, моделей, программ и методик;
необходимость участия представителей заказчика в осмотре и испытаниях моделей и образцов;
конкретность задач, решаемых на этапе, с целью успешного проведения следующего этапа, а также обоснование необходимости возможного внесения изменений в ТЗ и календарный план выполнения работ.
37. Результаты рассмотрения принимаемой НТП оформляются протоколом совещания и скрепляются подписями сторон.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(3) МЧС России вправе отказаться полностью или частично от оплаты НТП, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом (договором).
Приемочная комиссия оценивает сдаваемый исполнителем объем работ и соответственно процент его оплаты заказчиком, что отмечается в протоколе совещания и акте сдачи-приемки НТП.
Формы акта сдачи-приемки научно-технической продукции, разработанной на промежуточном этапе договора, и протокола совещания приведены в приложении к настоящему Положению.
После рассмотрения протокола совещания заместителем Министра, координирующим разработку и поставку НТП, и утверждения им акта сдачи-приемки НТП по промежуточному этапу эти документы становятся обязательными для исполнения и оплаты.
38. Рассмотрение и приемка НТП, созданной в соответствии с распоряжением на выполнение оперативного задания (приложение к настоящему Положению), проводится в порядке, установленном для сдачи-приемки НТП по договору.
39. Оформленные акты сдачи-приемки НТП как по промежуточным, так и по заключительному этапам договора подлежат регистрации в финансовом подразделении.
Первый экземпляр акта передается для оплаты и хранения в финансовое подразделение.
Второй экземпляр акта направляется исполнителю договора.
Копия акта передается в координирующее подразделение для учета выполненных работ.
5. Порядок реализации созданной научно-технической продукции
40. Ответственными за полноценную и своевременную реализацию НТП, созданной по договору, являются заказывающие и координирующее подразделения Министерства.
41. Научно-техническая продукция считается реализованной, если она использована:
при разработке проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
при осуществлении нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
при разработке и реализации федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
в нормативных и методических документах Министерства;
при разработке нормативно-технической документации, необходимой для функционирования и управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая документацию по стандартизации, сертификации и метрологии;
при создании аварийно-спасательных средств и технологий;
при проведении мероприятий по вопросам защиты граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий;
при разработке мер, направленных на создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,
а также для осуществления других основных функций МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами.
42. Документы Министерства, в которых используется созданная НТП, как правило, вводятся в действие приказами МЧС России.
43. Для реализации созданной НТП составляется план, который формируется в координирующем подразделении к 1 марта года, следующего за годом исполнения договоров. План утверждается Министром и является основанием для финансирования мероприятий по реализации НТП. Финансирование производится за счет средств, выделяемых на проведение НИОКР.
Ответственность за подготовку включенной в план реализации научно-технической документации, ее согласование и введение в действие в установленном порядке возлагается на заказывающие подразделения Министерства.
44. Для составления проекта плана реализации НТП подразделения Министерства обязаны до 20 января года, следующего за годом исполнения договоров, представить в координирующее подразделение сведения о результатах выполнения и направлении реализации НТП по каждой научной теме плана НИОКР, заказчиками которых они являлись. Образец представления сведений прилагается к настоящему Положению.
45. Контроль выполнения плана реализации НТП осуществляется координирующим подразделением.
46. Научно-техническая продукция, созданная в соответствии с годовым планом НИОКР, используется в деятельности центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций МЧС России, может передаваться заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в установленном порядке, а другим организациям и предприятиям - на условиях, определяемых соответствующими договорами сторон.
Организацию хранения и учета, определение порядка пользования разработанной НТП, отчетной научно-технической документацией обеспечивает координирующее подразделение.
_____________________________
*(1) Статья 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137).
*(2) Подпункт 2 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г., N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 36, ст. 4412).
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 34, ст. 3540.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 19, ст. 2302.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.