В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301, N 23, ст. 2522, N 48, ст. 5032, N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912, N 25, ст. 3039, N 32 ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597, N 17, ст. 1897, N 23, ст. 2719, N 38, ст. 4309, N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378, N 6, ст. 738, N 9, ст. 1119, N 18 (ч. 2), ст. 2249) и пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 874; 2005, N 7, ст. 560, N 38, ст. 4319), проведена проверка законности постановлений Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07.11.2008 г. N 40/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию", от 28.11.2008 г. N 45/8 "Об установлении тарифов на электрическую энергию", от 28.11.2008 г. N 45/9 "Об установлении тарифов на электрическую энергию", от 03.12.2008 г. N 46/6 "Об установлении тарифов на электрическую энергию", от 17.12.2008 г. N 50/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию", от 11.03.2009 г. N 9/1 "О внесении изменений в отдельные постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области", от 08.04.2009 г. N 14/3 "О внесении изменений и дополнений в постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 03.12.2008 N 46/7", от 13.07.2009 N 25/2 "О внесении изменений в отдельные постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области", и установлено следующее.
В соответствии с п. 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), тариф на тепловую энергию устанавливается раздельно по видам теплоносителей: горячая вода; отборный пар под давлением: от 1,2 до 2,5 ; от 2,5 до 7,0 ; от 7,0 до 13,0 ; острый и редуцированный пар.
Между тем постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07.11.2008 г. N 40/4, от 17.12.2008 г. N 50/2, от 21.01.2009 г. N 1/3 не соответствуют требованиям Методических указаний, так как в указанных постановлениях об установлении тарифов на тепловую энергию отсутствует дифференциация тарифа по видам теплоносителей.
Согласно п. 29 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ России от 08.04.2005 г. N 130-э (далее - Регламент), решения регулирующего органа принимаются в соответствии с утвержденной формой.
В нарушение действующего законодательства Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области при установлении тарифов на тепловую энергию выделены группы потребителей, не предусмотренные Методическими указаниями и Регламентом, а именно: постановлением от 17.12.2008 N 50/2 установлены и введены индивидуальные тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кольская ГМК", постановлением от 07.11.2008 N 40/4 установлен индивидуальный тариф на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Олкон".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; 2003, N 13, ст. 1180; 2003, N 28, ст. 2894; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 37; 2005, N 49, ст. 5125; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236) срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации, а также согласно п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. 2), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980, N 8, ст. 981, N 8 ст. 982, N 12, ст. 1429, N 25, ст. 3073, N 26, ст. 3188, N 32, ст. 4040) (далее - Правил), тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Согласно п. 25 Правил решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Постановлением от 08.04.2009 г. N 14/3 Комитет по тарифному регулированию Мурманской области распространяет действие тарифов на электрическую энергию на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Пунктом 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, пунктом 7 Методических указаний, пунктом 29 Регламента установлено, что тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:
1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии (мощности);
2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности;
3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения:
- высокое (110 кВ и выше);
- среднее первое (35 кВ);
- среднее второе (20-1 кВ);
- низкое (0,4 кВ и ниже).
Пунктом 64 Методических указаний предусмотрено, что одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности. Дифференциация устанавливается для следующих диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности:
от 7001 и выше;
от 6001 до 7000 часов;
от 5001 до 6000 часов;
от 4001 до 5000 часов;
от 3001 до 4000 часов;
от 2000 до 3000 часов;
менее 2000 часов.
Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области в постановлениях от 28.11.2008 г. N 45/8, от 28.11.2008 г. N 45/9 для группы "прочие потребители" установлен только одноставочный тариф на электрическую энергию без дифференциации по числу часов использования заявленной мощности.
Приложением N 2 к постановлению от 03.12.2008 г. N 46/6 для групп "прочие потребители" и "бюджетные потребители" установлен одноставочный тариф на электрическую энергию без дифференциации по числу часов использования заявленной мощности.
Приложением N 1 к постановлению от 03.12.2008 г. N 46/7 для групп "прочие потребители" и "бюджетные потребители" установлен двухставочный тариф, где размер платы за мощность по всем уровням напряжения одинаковый.
Приложением N 2 к постановлению от 03.12.2008 г. N 46/7 для групп "прочие потребители" и "бюджетные потребители" установлен одноставочный тариф без дифференциации по числу часов использования заявленной мощности, ставка тарифа по всем уровням напряжения одинаковая. Также установлен двухставочный тариф, где размер платы за мощность и за энергию по всем уровням напряжения одинаковый. Установлены тарифы, дифференцированные по зонам суток (ночная зона, полупиковая зона, пиковая зона), где ставка тарифа по всем уровням напряжения одинаковая.
Приложением N 1 к постановлению от 11.03.2009 г. N 9/1 для группы потребителей "ЭСО, ГП, снабжающие электрической энергией (мощностью) население и (или) бюджетные организации" установлен одноставочный тариф с дифференциацией по числу часов использования только в диапазоне "от 5001 до 6000". Для групп "иные прочие потребители, включая ЭСО, за исключением потребителей, указанных в пп. 1.1 и пп. 1.2" и "бюджетные потребители" установлен двухставочный тариф, где размер платы за мощность по всем уровням напряжения одинаковый.
Приложением N 3 к постановлению от 11.03.2009 г. N 9/1 для группы потребителей "ЭСО, ГП, снабжающие электрической энергией (мощностью) население и (или) бюджетные организации" установлен одноставочный тариф с дифференциацией по числу часов использования только в диапазоне "от 5001 до 6000". Для групп "иные прочие потребители, включая ЭСО, за исключением потребителей, указанных в п. 1" и "бюджетные потребители" установлен двухставочный тариф, где размер платы за мощность по всем уровням напряжения одинаковый.
Приложением N 5 к постановлению от 11.03.2009 г. N 9/1 для групп "прочие потребители" и "бюджетные потребители" установлен двухставочный тариф, где размер платы за мощность по всем уровням напряжения одинаковый.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний отнесение потребителей к "базовым потребителям" возможно только при наличии в субъекте Российской Федерации производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен располагать мощностью, равной или более 25 мВт в месяц.
Также к группе "базовые потребители" относятся потребители, удовлетворяющие следующим критериям: потребители с максимальным значением заявленной покупаемой мощности, равным или более 20 МВт в месяц, и годовым числом часов использования заявленной покупаемой мощности, равным или более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУЭ).
На территории Мурманской области отсутствуют производители электрической энергии, поставляющие электрическую энергию на розничный рынок, отвечающие указанным требованиям.
Комитет по тарифному регулированию Мурманской области приложением 1 к постановлению от 03.12.2008 г. N 46/6 установил группу "базовые потребители".
В постановлении от 13.07.2009 N 25/2 в группах "прочие потребители" и "бюджетные потребители" произведена дифференциация одноставочного тарифа по числу часов использования заявленной мощности только по диапазону менее 5000 часов, что нарушает пункт 64 Методических указаний, а также не указаны составляющие одноставочного и двухставочного тарифа на электрическую энергию, что противоречит Приложению N 1 формы Регламента.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 5 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.02.2003 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; 2003, N 13, ст. 1180; 2003, N 28, ст. 2894; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 37; 2005, N 49, ст. 5125; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; 2007, N 45, ст. 5427); 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236), N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 37; 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418), N 52 (ч. 1), ст. 6236), п. 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 г. N 123 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 874; 2005, N 7, ст. 560, N 38, ст. 4319), и пп. 5.3.8, Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "26.02.2003" имеется в виду "26.03.2003"
1. Постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07.11.2008 г. N 40/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию", от 28.11.2008 г. N 45/8 "Об установлении тарифов на электрическую энергию", от 28.11.2008 г. N 45/9 "Об установлении тарифов на электрическую энергию", от 03.12.2008 г. N 46/6 "Об установлении тарифов на электрическую энергию", от 17.12.2008 г. N 50/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию", от 11.03.2009 г. N 9/1 "О внесении изменений в отдельные постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области", от 08.04.2009 г. N 14/3 "О внесении изменений и дополнений в постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 03.12.2008 N 46/7", от 13.07.2009 N 25/2 "О внесении изменений в отдельные постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области" отменить с 01.10.2009 г.
2. Управлению по тарифному регулированию Мурманской области установить и ввести в действие тарифы на электрическую и тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с 01.10.2009 г.
3. Управлению по тарифному регулированию Мурманской области письменно сообщить в ФСТ России об исполнении настоящего приказа в срок до 6 октября 2009 г.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 августа 2009 г. N 325-к "Об отмене постановлений Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07.11.2008 г. N 40/4, от 28.11.2008 г. N 45/8, от 28.11.2008 г. N 45/9, от 03.12.2008 г. N 46/6, от 17.12.2008 г. N 50/2, от 11.03.2009 г. N 9/1, от 08.04.2009 г. N 14/3, от 13.07.2009 г. N 25/2"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 4 сентября 2009 г. N 32