Приказ Министерства культуры РФ от 15 апреля 1993 г. N 233
"О продлении срока действия временного положения о государственном историко-культурном музее-заповеднике"
20 ноября 1995 г.
Приказом Минкультуры России от 1 марта 2006 г. N 91 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях обеспечения деятельности государственных историко-культурных музеев-заповедников на территории Российской Федерации до утверждения Положения о государственном историко-культурном заповеднике в установленном порядке приказываю:
1. Продлить срок действия приказа Министерства культуры РСФСР от 24.12.90 г. N 431 "О временном действии "Положения о государственном историко-культурном музее-заповеднике" с учетом изменений и дополнений временного Положения согласно приложению.
2. Распространить временное Положение на все государственные историко-культурные музеи-заповедники Российской Федерации.
Положение
о государственном историко-культурном музее-заповеднике (заповеднике)
20 ноября 1995 г.
Общие положения
1. Государственный историко-культурный музей-заповедник (заповедник) является научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением культуры, хранителем движимых и недвижимых памятников материальной и духовной культуры народов Российской Федерации, создается в целях обеспечения комплексного изучения, сохранения, популяризации и использования в музейных и туристско-рекреационных целях недвижимых памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, архитектурную, художественную, мемориальную или иную культурную ценность, и обеспечения целостности ансамблей, комплексов памятников, исторической среды и прилагаемых ландшафтов.
2. Музей-заповедник учреждается в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации и, в соответствии с Законом Российской Федерации "О краевом и областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", по согласованию с краевым, областным Советом народных депутатов.
3. Музей-заповедник имеет утвержденные в установленном порядке границы. Земля в установленных границах в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР относится к землям историко-культурного назначения и передается музею-заповеднику в установленном порядке. Земля в границах музея-заповедника может быть полностью изъята из хозяйственного использования в случае, если это использование противоречит целям и задачам музея-заповедника.
Музей-заповедник может иметь филиалы со своими территориями, на которые оформляются собственные акты землепользования.
4. Музей-заповедник имеет зоны охраны: охранную, регулируемой застройки и охраняемого ландшафта, утверждаемые в установленном порядке.
5. Все здания и сооружения, входящие в состав музея-заповедника, передаются в установленном порядке в его оперативное управление. Музей-заповедник обеспечивает их сохранность и правильное содержание, имеет право сдачи их в аренду с разрешения собственника.
6. Все музейные предметы, документы, хранящиеся в музее-заповеднике, а также входящие в его состав недвижимые памятники истории и культуры, составляют его основной фонд, подлежат учету и хранению в соответствии с "Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях", утвержденной Приказом Министерства культуры СССР N 290 от 17.07.85 г., "Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", утвержденной Приказом Министерства культуры СССР N 203 от 13.05.86 г., "Правилами работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР", утвержденной Министерством культуры СССР 26.08.90 г. при согласовании Начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР.
8. Музей-заповедник как учреждение культуры может находиться в непосредственном подчинении Министерства культуры Российской Федерации, министерства (комитета) культуры республики в составе Российской Федерации или управления (комитета, департамента) культуры администрации автономной области, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Уникальные музеи-заповедники, представляющие особую ценность с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, могут быть отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в установленном порядке.
9. В своей деятельности музей-заповедник руководствуется законодательством Российской Федерации и республики, на территории которой он находится, "Положением об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 г. N 865, "Положением о музейном фонде", утвержденном приказом Министерства культуры СССР N 483 от 27.12.88 г., собственным Положением, разработанным на основе настоящего и утверждаемым соответствующим органом культуры, в подчинении которого находится музей-заповедник.
В целях своего развития и сохранения объектов музея-заповедника разрабатывается концепция и генеральный план, который утверждается Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, администрацией краев, областей, правительством городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.
10. Структура, штаты, численность, формы и размеры оплаты труда работников в пределах бюджетных ассигнований определяются в соответствии с научной концепцией развития, планами и профильными направлениями деятельности музея-заповедника и и утверждаются его руководством. Директор музея-заповедника назначается вышестоящей организацией в установленном порядке.
В музее с правами совещательного органа действуют:
- Ученый совет;
- Научно-методический совет;
- Фондово-закупочная комиссия;
- Квалификационная комиссия.
Совещательные органы действуют на основании отдельных положений, утверждаемых директором, их решения проводятся в жизнь приказами директора. В их состав могут входить ведущие специалисты музея и других организаций. Фондово-закупочная комиссия утверждается в установленном порядке.
11. Музей-заповедник является юридическим лицом, финансируется из государственного бюджета, имеет счет в банках, в том числе и в иностранной валюте, печать и штампы с полным своим наименованием и наименованием ведомственной принадлежности, фирменные бланки, эмблему и другие реквизиты.
Задачи и функции музея-заповедника
12. Основной задачей музея-заповедника является обеспечение целостности архитектурных ансамблей, комплексов, исторической среды и прилегающих ландшафтов, создание наилучших условий сохранения, изучения и использования недвижимых и движимых памятников истории и культуры, популяризация музейными средствами (экспозиции, выставки, экспозиционно-производственные комплексы, экскурсии, лекции и т.п.) культурного и природного наследия.
В этих целях музей-заповедник:
13. Осуществляет функции государственного органа охраны памятников истории и культуры, обеспечивает контроль за состоянием и сохранностью памятников, хозяйственной деятельностью и производством работ на территории музея-заповедника и его охранной зоны.
14. Является генеральным заказчиком всех исследовательских, проектных и производственных работ по консервации, реставрации, ремонту и приспособлению памятников заповедника.
15. Организует и проводит научные исследования и изучение объектов музея-заповедника, археологическое обследование территории заповедника и его зон охраны, осуществляет выявление и паспортизацию объектов культурного наследия.
16. Участвует в разработке режима содержания памятников и территории заповедника, режима охраны природы, контролирует режим содержания зон охраны музея-заповедника, обеспечивает проведение охранно-пожарных мероприятий по защите зданий и сооружений, входящих в состав музея-заповедника, контролирует характер природопользования территорий (акваторий) музея-заповедника.
17. Выдает разрешения по согласованию с Министерством культуры на все виды обследования, производство консервационных, реставрационных, ремонтных и других работ, связанных с изменением состояния объектов культурного наследия, производство строительных, мелиоративных, дорожных и хозяйственных работ на территории заповедника.
Согласовывает генеральный план, проект детальной планировки и зоны охраны населенных мест, в которых расположен музей-заповедник.
18. Утверждает проектно-сметную документацию на реставрацию и использование зданий и сооружений, входящих в состав заповедника.
19. Осуществляет научно-методический и технический контроль за производством консервационных, реставрационных и ремонтных работ.
20. Рассматривает и принимает в пределах компетенции решения по вопросам приостановки любых видов работ и хозяйственной деятельности в случае возникновения угрозы сохранности объекта культурного наследия; составляет акты и протоколы для передачи в соответствующие правоохранительные органы для определения меры ответственности для виновных в нанесении ущерба памятнику и заповедной территории.
21. Возбуждает иск по изъятию у пользователя памятника в случае нарушений режима и правил его охраны и содержания.
22. В музеях-заповедниках, имеющих в своем составе природные комплексы, предусматривается лесная охрана, на которую распространяются права и обязанности, установленные действующим Положением о государственной лесной охране СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.03.50 г. N 1181 с последующими изменениями и дополнениями на 30.04.82 г. Организация и ведение паркового и лесного хозяйства на территории музея-заповедника осуществляются в соответствии с законодательством и нормативными актами по охране окружающей среды.
23. Руководство музея-заповедника несет персональную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему памятников истории и культуры и режим содержания территории заповедника.
Режим содержания и использования музеев-заповедников
24. На территории музея-заповедника запрещается всякая хозяйственная дельность, противоречащая задачам и целям заповедника, наносящая ущерб памятникам истории и культуры и нарушающая историческую и его природную среду.
25. Деятельность организаций, не входящих в состав музея-заповедника, но расположенных на его территории, подчинена режиму музея-заповедника и согласовывается с его дирекцией.
26. На территории музея-заповедника в установленном порядке по согласованию с его дирекцией допускаются:
- восстановительные и консервационные работы там, где природные комплексы и недвижимые памятники истории и культуры оказались нарушенными деятельностью человека или пришли в упадок в результате естественных процессов;
- работы по восстановлению гидрологического режима, исторически сложившихся растительных ассоциаций;
- необходимые противопожарные и санитарные мероприятия, не нарушающие режима заповедника;
- прокладка по существующим на момент создания заповедника тропам и дорогам маршрутов организованного туризма, усовершенствование этих троп и дорог, создание специальных смотровых площадок и других форм обслуживания туристов, повышающих эффективность деятельности музея-заповедника и уровень обслуживания посетителей;
- проезд по имеющимся дорогам индивидуального автотранспорта и туристических автобусов, организация стоянок в установленных местах в соответствии с генпланом.
27. Все сооружения, ранее возведенные на территории музея-заповедника и искажающие историческую среду, нарушающие художественную ценность памятников, не имеющие прямого отношения к деятельности заповедника, могут быть снесены в соответствии с генпланом развития музея-заповедника.
28. Промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие ущерб памятникам или нарушившие режим содержания музея-заповедника, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Финансово-хозяйственная деятельность музея-заповедника
29. В своей хозяйственной деятельности музей-заповедник руководствуется решением комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года, протокол N 13, раздел I "Основные положения перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", а также инструктивными документами министерств культуры Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
30. Средства музея-заповедника формируются от экскурсионно-просветительской, выставочной, рекламно-издательской, научной и другой деятельности, не противоречащей задачам музея-заповедника, из бюджета и фондов органа, в ведении которого он находится.
Источником доходов музея являются:
- поступления из фондов развития культуры;
- сборы от продажи билетов, реализация творческой продукции и других видов деятельности, а также оказания платных услуг населению;
- поступления за выполненные работы (услуги), проведенные мероприятия по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиям, учреждениями, организациями;
- доход от платного кинопоказа;
- добровольные взносы других предприятий, кооперативов, общественных организаций и отдельных граждан;
- средства от аренды зданий и сооружений;
- прочие поступления.
При определении размера ассигнований из фонда развития культуры и искусства средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения размера ассигнования из этого фонда.
Все поступающие из различных источников средства включаются в доход музея и составляют его единый фонд финансовых средств.
Музей формирует следующие фонды:
- фонд производственного и социального развития;
- единый фонд оплаты труда;
- фонд валютных поступлений.
Музеи-заповедники имеют право на самостоятельное распоряжение собственными средствами и, в соответствии с действующим законодательством, отчитываются перед вышестоящей организацией.
31. Музей-заповедник обладает исключительным правом на организацию экскурсионной, научно-просветительной и культурно-массовой работы на своей территории. Учреждения и организации, кооперативы, специализирующиеся на указанных направлениях деятельности, могут работать на территории музея-заповедника только по договорам с музеем-заповедником.
32. Музей-заповедник имеет право производить работы, реализовывать продукцию (в том числе сувенирную), выполнять работы, оказывать услуги на своей территории в строгом соответствии и во исполнение задач, возложенных на него Положением о музее-заповеднике и генеральным планом развития музея-заповедника. Внешнеэкономическая деятельность музея-заповедника определяется действующим законодательством.
33. Музей-заповедник в соответствии с законодательством об аренде может сдавать в арендное пользование с оплатой согласно ставок арендной платы, утвержденной в установленном порядке, недвижимые памятники истории и культуры и здания, расположенные на его территории и находящиеся на его балансе, для использования в культурно-просветительных и иных хозяйственных целях, не наносящих ущерба заповеднику; ему предоставляется преимущественное право на приобретение по договорным ценам жилых или иных хозяйственных построек, находящихся на территории заповедника, в соответствии с генеральным планом развития заповедника.
34. Земли в границах музея-заповедника передаются ему в безвозмездное пользование.
35. Музей-заповедник имеет право в установленных законодательством размерах получать прибыль за использование в печати, радио, телепередачах, кинофильмах, рекламе и т.п. движимых и недвижимых памятников истории и культуры, принадлежащих музею-заповеднику.
36. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности производится вышестоящей организацией и органами, имеющими соответствующие полномочия.
Ликвидация музея-заповедника
37. Ликвидация музея-заповедника осуществляется постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решено продлить срок действия Приказа Министерства культуры РСФСР о временном действии "Положения о государственном историко-культурном музее-заповеднике".
Положение изложено в новой редакции. Его действие распространено на все государственные историко-культурные музеи-заповедники России.
Положение определяет задачи и функции музеев-заповедников, режим их содержания и использования. Также урегулированы вопросы их финансово-хозяйственной деятельности и ликвидации.
Приказ Министерства культуры РФ от 15 апреля 1993 г. N 233 "О продлении срока действия временного положения о государственном историко-культурном музее-заповеднике"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минкультуры России от 1 марта 2006 г. N 91 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства культуры РФ от 20 ноября 1995 г. N 784