Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Центральной избирательной комиссии РФ
от 23 декабря 2009 г. N 186/1309-5
Информационная записка
"О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами"
В соответствии с пунктом "Ноябрь" Раздела II Плана работы ЦИК России на июль - декабрь 2009 года в части пункта "О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами", утвержденного постановлением ЦИК России от 14 июля 2009 года N 166/1184-5, был осуществлен анализ информационного наполнения сайтов Интернет-портала ГАС "Выборы" (далее - сайтов) избирательных комиссий 14 субъектов Российской Федерации: Республики Коми, Республики Марий Эл, Чеченской Республики, Камчатского и Пермского краев, Амурской, Астраханской, Иркутской, Курганской, Ленинградской, Московской, Томской и Тульской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Мониторинг сайтов проводился в период с 15 сентября по 25 октября 2009 года. При оценке информационного наполнения и проведении мониторинга учитывалось наличие на сайтах сведений, обязательных к опубликованию в сети Интернет. Перечень таких сведений определяется:
федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О политических партиях";
Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"*(1);
Инструкцией по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в сети Интернет, утвержденной постановлением ЦИК России от 28 февраля 2007 года N 200/1255-4, с изменениями (далее - Инструкция);
нормативными актами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
При работе учитывалось размещение следующих обязательных разделов: "Избирательные комиссии"; "Выборы и референдумы"; "Численность избирателей"; "Нормативная база".
Отдельно отметим, что мониторинг размещаемой информации и оценка сайтов 14 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проводились по ряду позиций в сравнении с общей ситуацией в 83-х избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. Это позволило объективно оценить 14 предложенных с этой целью сайтов на фоне общей ситуации и сделать более обоснованные выводы.
Следует учитывать, что по состоянию на сентябрь 2009 года свой сайт вне Интернет-портала ГАС "Выборы" имели 20 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в том числе среди 14 оцениваемых сайтов - избирательные комиссии Республики Коми, Томской и Тульской областей.
1. Размещение информации о проводимых выборах и референдумах, информации о политических партиях и для политических партий
Информация о проводимых выборах и референдумах на 14 оцениваемых сайтах представлена в разделе "Выборы и референдумы", формируемом на основе сведений из базы данных ГАС "Выборы". Раздел содержит информацию о предстоящих и проведенных избирательных кампаниях, кампаниях референдума согласно установленным в Инструкции формам.
Помимо сведений из базы данных ГАС "Выборы", указанная информация представлена на сайтах 11 избирательных комиссий, в том числе Республики Коми, Республики Марий Эл, Камчатского и Пермского краев, Иркутской и Московской областей и других в иной форме, например, в виде баннеров и разделов, содержащих сведения по проходящим выборам (типовые названия "Единый день голосования_", "Выборы депутатов_"). Наполнение таких разделов отличается неоднородностью. Наиболее удобные, функциональные и информативные разделы о выборах и референдумах созданы избирательными комиссиями Республики Коми, Пермского края и Ямало-Ненецкого автономного округа - прежде всего это определяется четкостью и понятностью их структуры.
Достаточно информативными и удобными для пользователей являются соответствующие разделы сайтов избирательных комиссий Республики Марий Эл и Камчатского края. Менее удобным для пользователей является размещение материалов о проходящих выборах в разделе "Новости" (например, сайт Избирательной комиссии Ленинградской области), поскольку по мере потери актуальности данная информация становится труднодоступной для пользователя.
Следует отметить, что отсутствие единого архивного раздела, содержащего сведения о прошедших выборах и референдумах (дополнительно к базе данных ГАС "Выборы"), создает целый ряд неудобств для пользователей при поиске такой информации.
На всех сайтах имеется информация о политических партиях, региональных отделениях политических партий и общественных объединениях, обязательная к размещению. Однако доступ к ней возможен исключительно через раздел "Выборы и референдумы" и только при переходе к сведениям по конкретной избирательной кампании.
На сайтах девяти избирательных комиссий (Республики Коми, Чеченской Республики, Пермского края, Амурской, Астраханской, Иркутской, Ленинградской, Московской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа) информация о политических партиях содержится и помимо обязательного раздела "Выборы и референдумы" - в разделе "Политические партии" либо в разделах (под баннерами), посвященных конкретным избирательным кампаниям.
Качество, а также степень актуальности информации, представляемой в разделе о политических партиях, различны. Наиболее простым вариантом является размещение перечней региональных отделений политических партий, зарегистрированных в субъектах Российской Федерации (Амурская и Московская области, в последнем случае перечень размещен в формате
MS-Word, что неудобно для использования). В Чеченской Республике, Пермском крае и Ямало-Ненецком автономном округе поддерживаются информационно насыщенные и удобно структурированные разделы со сведениями о политических партиях и информацией для политических партий.
2. Размещение документов финансовой отчетности участников избирательного процесса
Финансовая отчетность кандидатов и избирательных объединений размещается на значительном числе сайтов не в срок и не в полном объеме. В региональных разделах базы данных ГАС "Выборы", размещенных на сайтах (разделы "Выборы и референдумы"), например, по итогам выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, состоявшихся 1 марта 2009 года*(2), финансовая отчетность по обязательным формам*(3) представлена лишь на сайтах избирательных комиссий Республики Хакасия и Владимирской области. Согласно Инструкции указанные документы должны быть размещены на сайтах в день передачи данных для официального опубликования в СМИ.
Отчет избирательной комиссии, организующей выборы, должен быть размещен на сайте не позднее чем через три дня после представления этого отчета в соответствующий орган власти, которым предусматривалось выделение средств на проведение выборов. Тем не менее, например, из 67 выборов различного уровня, состоявшихся в Амурской области 1 марта 2009 года, только по двум кампаниям размещены отчеты; еще в двух случаях форма введена, но не заполнена.
3. Размещение сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, проверке финансовой отчетности
Информация о поступлении и расходовании средств региональных отделений политических партий размещается на сайтах 39 из 83 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. В их число входят и сайты избирательных комиссий Республики Коми, Республики Марий Эл, Камчатского и Пермского краев, которые изучались специально. На сайтах Иркутской и Ленинградской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа информация размещается с опозданием по отношению к дате отчета (в октябре 2009 года размещены данные только за первый квартал 2009 года). На сайте Избирательной комиссии Курганской области раздел не заполняется.
4. Размещение информации о контрольно-ревизионных службах и их деятельности
Информация о деятельности контрольно-ревизионных служб (КРС) при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации размещается на сайтах 10 из 14 избирательных комиссий, работа с сайтами которых оценивалась.
Информация размещается, как правило, в самостоятельном разделе. Сайты избирательных комиссий Республики Коми, Камчатского края и Иркутской области представляют пользователю достаточный объем необходимой информации (положение о КРС, состав, планы работы, материалы проверок и др.). Компоновка информационных блоков обеспечивает восприятие пользователем информации в зависимости от ее важности и актуальности. Иногда сведения о деятельности КРС расположены в разделах, наименование которых затрудняет поиск нужных сведений, например, на сайте Избирательной комиссии Пермского края - в разделе "Информация".
Ряд сайтов содержит неполные или не актуализированные данные. Так, на сайтах избирательных комиссий Астраханской области и Ямало-Ненецкого автономного округа информация о КРС не обновлялась соответственно с апреля 2008 года и с декабря 2008 года (по состоянию на дату проводимого мониторинга). На сайтах избирательных комиссий Амурской и Московской областей в соответствующих разделах не нашли отражения документы, регламентирующие деятельность КРС, отсутствуют списки членов КРС. На сайтах избирательных комиссий Чеченской Республики, Курганской, Томской и Тульской областей также отсутствуют специализированные разделы и сведения о деятельности КРС.
5. Размещение нормативных правовых актов, информации о судебных решениях по делам о защите избирательных прав граждан
Раздел "Нормативная база" ("Нормативные правовые акты о выборах и референдумах") создан на всех сайтах.
Однако принцип организации этого раздела (при размещении документов в едином окне без внутреннего структурирования) не позволяет структурировать их по видам. При наличии большого числа документов поиск конкретного нормативного правового акта затруднен. Размещение документов происходит при отсутствии единых требований к наполнению раздела, в том числе по видам нормативных правовых актов, их реквизитам и так далее.
При этом во многих случаях представлены не все нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов. Например, на сайте Избирательной комиссии Московской области в разделе "Нормативная база" размещены только два региональных закона: "О выборах депутатов Московской областной Думы" и "О муниципальных выборах в Московской области". В дополнительном разделе "Нормативные правовые акты" размещено только федеральное законодательство. Устав Московской области, законы "Об избирательной комиссии Московской области" и "О местном референдуме в Московской области" отсутствуют.
Отметим, что не менее 20 из 83 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации помимо обязательного раздела "Нормативная база" поддерживают на сайтах дополнительные разделы вне базы данных ГАС "Выборы", содержащие нормативные правовые акты. Это избирательные комиссии Чеченской Республики, Пермского края, Иркутской, Курганской, Ленинградской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. Создание таких разделов удобно и позволяет структурировать информацию по видам правовых актов, облегчить доступ пользователя к интересующему документу, разместить дополнительные документы, включая федеральное законодательство, уставы муниципальных образований (например на сайте Избирательной комиссии Амурской области).
Важной и востребованной является информация о судебных решениях, правоприменительной практике. Специализированные разделы "Судебная практика" (или аналогичные по содержанию) есть на сайтах 16 из 83 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в число которых входят и сайты избирательных комиссий Чеченской Республики, Иркутской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. В ряде случаев, например, на сайте Избирательной комиссии Курганской области, размещаются сборники судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан, изданные избирательной комиссией.
6. Размещение нормативных актов и документов избирательной комиссии
Постановление ЦИК России от 28 февраля 2007 года N 200/1255-4 "Об инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в сети Интернет" предусматривает в качестве обязательных к размещению только "решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, непосредственно связанные с подготовкой и проведением конкретных выборов и референдумов". На некоторых сайтах информация о постановлениях избирательной комиссии субъекта Российской Федерации размещена не в одном специальном, а в различных разделах, однако логика размещения тех или иных документов не прослеживается.
На большинстве сайтов отсутствуют специализированные разделы, содержащие обязательные для размещения постановления избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, принятые по жалобам на решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме. Как правило, данные постановления находятся в числе прочих постановлений избирательной комиссии, что затрудняет работу пользователей. На сайте Избирательной комиссии Московской области такие постановления, например, размещены в подразделе "Решения ИКМО" раздела "Справочная информация" в виде сводных (за месяц) вложенных файлов в формате MS-WORD, что еще более затрудняет доступ к конкретному документу.
7. Размещение сведений о численности избирателей, участников референдума
Все избирательные комиссии своевременно размещают на своих сайтах сведения о численности избирателей, участников референдума. На каждом из сайтов есть соответствующий раздел, в который помещается информация по данной теме. С точки зрения удобства использования указанной информации следует отметить сайт Избирательной комиссии Республики Коми (данные на 1 января и 1 июля за 2005 - 2009 годы по всем муниципальным образованиям сведены в единую таблицу).
8. Размещение сведений информационно-новостного характера о деятельности избирательных комиссий
В среднем на сайтах размещается от 10 до 30 новостных материалов ежемесячно. Менее 10 материалов размещается на сайтах избирательных комиссий Камчатского края, Амурской, Ленинградской и Московской областей. Более 50 новостных материалов в месяц появляется на сайтах избирательных комиссий Чеченской Республики и Иркутской области. На сайте Избирательной комиссии Тульской области новости отсутствуют, но предлагается посетить сайт Избирательной комиссии Тульской области вне Интернет-портала ГАС "Выборы".
Часто отсутствуют архивы новостей, что, на наш взгляд, является недостатком в работе с сайтами. Хотя имеют место и интересные решения при оформлении архивного раздела, например, удобные для пользователя, с продуманной и понятной структурой, хронологией, четкими заголовками, которые предложили избирательные комиссии Республики Коми, Амурской, Иркутской, Курганской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ряд комиссий активно использует элементы графического оформления. Фотографиями и иными наглядными материалами снабжены новости на сайтах избирательных комиссий Чеченской Республики и Камчатского края, Ямало-Ненецкого автономного округа. На сайте Избирательной комиссии Иркутской области подобные материалы помещены в отдельный раздел.
На сайтах избирательных комиссий Московской и Томской областей заголовки новостей не отражают их содержания, аннотации к новостным материалам отсутствуют. Кроме того, среди наиболее распространенных недоработок в оформлении новостных материалов можно отметить размещение сообщений в виде информационной ленты (тексты новостей полностью на одной странице) без возможности перехода по ссылке к отдельно взятой новости. Подобный вариант размещения новостей приводит, с одной стороны, к неоправданному увеличению размеров главной страницы, а с другой - затрудняет поиск необходимых новостных материалов. Часть комиссий размещает новостные материалы в формате документов MS-WORD и MS-EXCEL, вынуждая пользователя сохранять полученный материал на диске.
9. Размещение информации и материалов по вопросам правового просвещения избирателей
Информация такого рода не является обязательной, но имеет важное значение в деятельности комиссий. На сайтах избирательных комиссий, включенных в данный обзор, присутствуют тематические разделы, содержащие материалы по повышению правовой культуры различных категорий участников избирательного процесса. Исключением являются сайт Избирательной комиссий Томской области, где данная информация отсутствует, и сайт Избирательной комиссии Тульской области, где раздел "Правовая культура" не заполняется.*(4)
Разделы, посвященные работе с молодыми и будущими избирателями, созданы на сайтах 28 из 83 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. В их числе также сайты избирательных комиссий Республики Марий Эл, Чеченской Республики, Пермского края, Иркутской, Курганской и Ленинградской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, значительное количество материалов по данной проблематике размещается на сайтах избирательных комиссий в разделе "Новости" или аналогичных ему.
Сайты избирательных комиссий Чеченской Республики, Иркутской, Ленинградской и Курганской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа содержат разделы, в которых размещена информация для организаторов выборов в форме учебных программ, методических рекомендаций. Однако в ряде случаев заполнение разделов по данной теме ограничивается списком решений избирательной комиссии по вопросам повышения правовой культуры избирателей, как, например, на сайте Избирательной комиссии Астраханской области.
Различные формы публикации материалов по избирательному праву и избирательному процессу (разделы "Библиотека", "Издания комиссии" и иные) используются на сайтах примерно 20 из 83 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Среди них и избирательные комиссии Республики Коми, Иркутской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.
10. Размещение общих сведений об избирательных комиссиях, работа с обращениями граждан
Общие сведения об избирательных комиссиях (состав комиссии, почтовый адрес, номер телефона, факса) размещены на всех 14 сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Интернет-портала ГАС "Выборы". Адреса электронной почты отсутствуют на сайтах Астраханской, Московской и Тульской областей. Кроме того, на ряде сайтов дополнительно размещаются биографические данные членов комиссии с правом решающего голоса.
Специализированные разделы, посвященные обращениям граждан, а также информация об организации личного приема граждан, о порядке приема и рассмотрения обращений граждан (в том числе номера телефонов лиц, ответственных за прием граждан) на сайтах 14 избирательных комиссий, проанализированных в ходе мониторинга, отсутствуют.
При этом на сайтах ряда избирательных комиссий (Республики Марий Эл, Чеченской Республики) имеются разделы "Вопрос - ответ" или аналогичные по содержанию, в которых систематизирована информация по наиболее часто задаваемым вопросам. Часть сайтов предоставляет пользователю возможность оперативно получить необходимую информацию по заданному вопросу.
11. Размещение сведений о вакансиях, конкурсах на замещение вакансий и включении в кадровый резерв
Информация по вопросам кадровой службы размещается лишь на каждом пятом из 83 сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Интернет-портала ГАС "Выборы". Так, информация о вакансиях и конкурсах отсутствует на сайтах избирательных комиссий Республики Марий Эл, Чеченской Республики, Астраханской, Ленинградской, Московской и Томской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Размещаемая информация чаще всего собрана в специализированных разделах "Объявления" либо "Вакансии". Однако в ряде случаев, например, на сайтах избирательных комиссий Камчатского края, Амурской области, информация о вакансиях размещается в новостном блоке, что затрудняет ее поиск.
Выводы
Работа 14 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по информационному наполнению сайтов проводится в целом удовлетворительно.
Следует особо отметить работу с сайтами избирательных комиссий Республики Коми, Чеченской Республики, Пермского края, Иркутской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, хотя и здесь присутствует ряд недостатков. Указанные комиссии придерживаются норм законодательства при работе с сайтами Интернет-портала ГАС "Выборы", требований Инструкции, а также их сайты отличаются продуманной структурой, удобным дизайном, что ведет к повышению удобства пользования данными интернет-ресурсами. В числе сайтов, работа которых рассматривалась помимо мониторинга, таким параметрам соответствуют сайты избирательных комиссий Республики Карелия, Архангельской, Белгородской, Новосибирской, Ростовской, Тамбовской, Тверской, Ульяновской областей.
Следует подчеркнуть, что избирательные комиссии при работе с сайтами уделяют недостаточное внимание работе с ресурсами для слабовидящих пользователей*(5); отсутствует информация о работе с обращениями граждан; неоправданно часто размещается информация с помощью прикрепленных файлов, что затрудняет работу пользователей. В ряде случаев избирательные комиссии предлагают излишне подробное деление на разделы, перегружая информацией главную страницу.
Недостаточна работа по обновлению информации на сайтах. Некоторые избирательные комиссии не уделяют внимания созданию архивов разделов сайта. Также отсутствуют единые требования к оформлению ключевых разделов.
Создание раздела, содержащего информацию о выборах и референдумах вне базы данных ГАС "Выборы", является в целом оправданным и упрощает поиск информации пользователями. Не на всех сайтах избирательных комиссий содержится актуальная информация о региональных отделениях политических партий (вне базы данных ГАС "Выборы").
Действующий принцип организации раздела "Нормативная база" не позволяет структурировать документы по видам; при наличии большого числа документов поиск конкретного нормативного правового акта крайне затруднен. Размещение документов также происходит при отсутствии единых требований к наполнению раздела, в том числе по видам нормативных правовых актов, их реквизитам и др.
На наш взгляд, оптимальным является создание специальных разделов (подразделов) для размещения постановлений комиссии, судебных решений, постановлений избирательных комиссий, принятых по жалобам на решение и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц.
Отсутствуют единые требования к оформлению новостного раздела. Избирательные комиссии недостаточно используют при оформлении подобных материалов графические изображения, повышающие наглядность размещаемых материалов и упрощающие восприятие информации пользователями.
Рекомендации
по организации работы по информационному наполнению сайтов Интернет-портала ГАС "Выборы" избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
1. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации следует обеспечить систематическую работу с сайтами Интернет-портала ГАС "Выборы".
В том числе необходимо обратить внимание на полноту и оперативность размещения и обновления информации на сайтах, особенно в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний и кампаний референдума. Это касается как разделов сайтов, созданных и поддерживаемых самими избирательными комиссиями, так и особенно - заполнения регионального раздела базы данных ГАС "Выборы". Особое внимание следует обратить на своевременность размещения информации согласно нормативным правовым актам.
2. Для повышения удобства пользователей на сайтах избирательных комиссий Интернет-портала ГАС "Выборы" обязательным считаем создание и заполнение следующих разделов: "Избирательные комиссии", "Выборы и референдумы", "Новости", "Законодательство о выборах и референдумах", "Документы избирательной комиссии", "Политические партии", "Работа с обращениями граждан", "Численность избирателей", "Информационное обеспечение", "Обучение", "Архив выборов и референдумов", "Карта сайта".
Гиперссылки на обязательные разделы предлагаем располагать на главной странице. Не следует допускать изменений названия обязательных разделов.
В разделе "Избирательные комиссии" следует дополнительно разместить сведения о составах, сроках полномочий, субъектах выдвижения и назначения членов избирательных комиссий муниципальных образований.
В разделе "Политические партии" следует размещать в том числе сведения о политических партиях, региональных отделениях политических партий, имеющих право принимать участие в выборах: наименование регионального отделения, лицо, внесенное в ЕГРЮЛ и имеющее право действовать без доверенности от имени регионального отделения, адрес официального интернет-сайта политической партии, регионального отделения политической партии. В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации зарегистрированного регионального отделения партии - размещать сведения о наименовании такой партии.
В разделе "Работа с обращениями граждан" следует размещать в том числе информацию о жалобах и обращениях граждан и избирательных объединений и результатах их рассмотрения избирательными комиссиями. При размещении материалов следует соблюдать нормы Федерального закона "О персональных данных".
В разделе "Информационное обеспечение" следует размещать перечни организаций, осуществляющих выпуск СМИ, полиграфических организаций и индивидуальных предпринимателей, графики распределения эфирного времени и печатной площади, составляемые в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, а также иную информацию, связанную с информационным обеспечением выборов и референдумов, обеспечением предусмотренных законодательством гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах, при освещении их деятельности средствами массовой информации.
3. С целью повышения информационной открытости сайтов и удобства пользователей рекомендуется также включать в его структуру следующие дополнительные подразделы: "Повышение правовой культуры избирателей", "Молодежь и выборы" в разделе "Обучение", "Контрольно-ревизионная служба" в разделе "Избирательные комиссии", а также "О сайте". Предлагаем также размещать на сайте комиссии сведения кадровой службы.
Предлагаем выделить подраздел "Постановления избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, принятые по жалобам на решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме", содержащий соответствующие постановления.
При создании раздела "Вопросы и ответы" (или аналогичных по содержанию разделов) обратить внимание на его размещение в максимальной доступности для пользователя, а также на критерии отбора и систематизации размещаемой информации.
4. Предлагаем избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации провести анализ структуры сайта с точки зрения удобства для пользователей, обеспечив приоритетность доступа к наиболее значимой информации. Следует также провести работы по оптимизации структуры сайта за счет реорганизации и слияния неиспользуемых и малоиспользуемых разделов.
5. Необходимо придавать больше значения работе по усовершенствованию структуры размещения информации; использовать различные формы подачи информации о выборах и референдумах, в том числе графические. Предлагаем регулярно видоизменять отдельные элементы графического дизайна с целью привлечения внимания пользователей.
6. Для удобства посетителей сайта целесообразно использование объединенных разделов по конкретному направлению (например, "Единый день голосования"), оформленных в том числе в виде баннеров и объединяющих по тематическому признаку информацию разных видов (новостная, правовая, статистическая и др.), а также ссылки из разных разделов сайта.
7. При работе с информацией правового характера рекомендуется обращать внимание на систематизацию (атрибутирование по формальному либо тематическому принципу размещенных документов). Для упрощения доступа к информации предлагается разделение нормативных правовых актов по их видам, создание отдельных разделов (подразделов) по судебным решениям.
Особое внимание следует уделить обновлению региональных законов, размещая на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Интернет-портала ГАС "Выборы" их действующие редакции.
Предлагается также при методической поддержке ЦИК России создать в рамках Интернет-портала ГАС "Выборы" унифицированный по содержанию для всех сайтов раздел "Федеральное законодательство", содержащий нормативные правовые акты Российской Федерации о выборах и референдумах.
8. При размещении информации о деятельности избирательной комиссии в разделе "Новости" считаем целесообразным обратить внимание комиссий на ее постоянную актуализацию. При размещении в разделе "Новости" сведений, имеющих не только информационно-новостной характер (например, информации о выборах и референдумах, сведений о поступлении и расходовании средств региональными отделениями политических партий), целесообразно дублировать информацию в тематических разделах сайта.
9. Предлагаем упростить навигацию по разделам сайтов, в том числе за счет создания поисковых систем, раздела "Карта сайта" и иных. Считаем необходимым размещение на главной странице сайта гиперссылки на официальный сайт ЦИК России.
10. Следует обратить внимание на расширение возможностей территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований по представлению информации о своей деятельности в сети Интернет, в том числе и через сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
11. При работе с разделом, касающимся повышения правовой культуры избирателей, полагаем необходимым обратить внимание на развитие интерактивной составляющей; размещать в разделах, помимо информационных, материалы, направленные на обучение (самообучение) различных категорий участников избирательного процесса.
12. Предлагаем избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации размещать на своих сайтах Интернет-портала ГАС "Выборы" решения избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий (на которые возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований) по вопросам проведения выборов в органы местного самоуправления в единый день голосования, в особенности решения, касающиеся признания выборов несостоявшимися, результатов выборов недействительными, а также решений об отложении голосования на выборах.
13. Учитывая, что действующая Инструкция рассматривает вопросы размещения в сети Интернет конкретных документов, а не работу с сайтом как единым информационным объектом, считаем целесообразным дать поручение соответствующим управлениям Аппарата ЦИК России при участии ФЦИ при ЦИК России разработать типовой регламент сайта избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. В регламенте следует, наряду с иными позициями, отразить перечни разделов сайта и перечни сведений (документов), размещаемых на сайте, с указанием сроков их размещения. При подготовке перечня информации о деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет, учитывать, что согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" такие перечни утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.
|
Управление общественных связей и информации |
______________________________
*(1) Вступает в силу с 1 января 2010 года.
*(2) Прошли в девяти субъектах Российской Федерации.
*(3) "Сведения об общей сумме средств, поступивших в избирательные фонды избирательных объединений и израсходованных из них"; "Сведения об общей сумме средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов и израсходованных из них"; "Финансовые отчеты избирательных объединений"; "Финансовые отчеты кандидатов".
*(4) Данная информация размещается на сайтах указанных комиссий вне Интернет-портала ГАС "Выборы".
*(5) Среди сайтов 83 комиссий субъектов Российской Федерации разделы для слабовидящих пользователей были созданы на 17 сайтах Интернет-портала ГАС "Выборы", в том числе в Чеченской Республике, Пермском крае и Иркутской области, Ямало-Ненецком автономном округе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.