О разъяснении настоящего приказа см. письма Минэкономразвития России от 3 февраля 2010 г. N Д05-258 и от 5 февраля 2010 г. N Д05-291
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 г. N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" (в редакции приказов Минэкономразвития России от 20 февраля 2009 г. N 56 и от 20 марта 2009 г. N 94).
2. Установить, что:
положения раздела 14 вступают в силу с момента опубликования, за исключением пунктов 14.2 и 14.7 Требований, применяются к соглашениям, заключенным Минэкономразвития России и высшими органами власти субъектов Российской Федерации о предоставлении в 2009 году субсидии федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях финансового обеспечения деятельности по предоставлению поручительств, обеспечивающих исполнение обязательств по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, и по договорам лизинга, заключенным лизингодателями с субъектами малого и среднего предпринимательства, после 1 декабря 2009 года;
положения пункта 14.2 вступают в силу с 1 июля 2010 года;
положения пункта 14.7 вступают в силу с 1 апреля 2010 года.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации включить в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации нормы раздела 14 в отношении средств бюджетов субъектов Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях финансового обеспечения деятельности по предоставлению поручительств, обеспечивающих исполнение обязательств по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства.
Статс-секретарь - |
А.В. Попова |
Изменения, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 г. N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"
(утв. приказом Минэкономразвития РФ от 24 декабря 2009 г. N 545)
В Порядке проведения Конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2009 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации внести следующие изменения:
1. В пункте 13.2.17. после слов "к компетенции высшего органа управления" дополнить словами "(комитета по финансированию микрофинансовых организаций - органа управления деятельностью по финансированию микрофинансовых организаций)".
2. Пункт 13.2.18. изложить в следующей редакции:
"В составе высшего органа управления государственной микрофинансовой организации второго уровня (комитета по финансированию микрофинансовых организаций - органа управления деятельностью по финансированию микрофинансовых организаций) не менее 50% членов являются представителями Минэкономразвития России (но не более 3 человек)".
3. Дополнить разделом 14 следующего содержания:
"14. Основные требования к организации деятельности региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства по кредитам банков
14.1. Порядок отбора банков при принятии решения о заключении соглашения с банками о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств
14.1.1. Отбор банков производится по конкурсу в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации или Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
14.1.2. Общие условия отбора потенциальных банков-партнеров:
14.1.2.1. Наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности;
14.1.2.2. Наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также аудированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за последний отчетный год по банку или банковской группе, при вхождении потенциального банка-партнера в банковскую группу.
14.1.2.3. Отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России. К данному требованию не относится отзыв/приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
14.1.2.4. Наличие опыта работы по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- наличие сформированного портфеля кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на дату подачи заявки, наличие специализированных технологий/программ работы с субъектами малого и среднего предпринимательства;
- наличие утвержденной Банком (в форме письменного документа) стратегии (программы) кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства или отдельного раздела по вопросу кредитования субъекта малого и среднего предпринимательства в общей стратегии банка;
- наличие утвержденной методики оценки финансового состояния Заемщика, в том числе и методики экспресс-анализа кредитных заявок субъектов малого и среднего предпринимательства;
14.1.2.5. Предоставления информации:
- об отношении размера просроченных обязательств по выданным кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства к общему объему выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства за год;
- о фактически сложившихся пределах процентной ставки по выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам, в том числе по кредитам, обеспеченным поручительством Гарантийного фонда;
- об объеме выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в 2007-2009 гг., в том числе на территории субъекта Российской Федерации;
- об установленном сроке рассмотрения кредитных заявок;
- наличие подразделений Банка осуществляющих деятельность по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации;
- наличие методик и порядка работы с заемщиками, не обеспечившими своевременное и полное исполнение кредитного договора, обеспеченного поручительством Гарантийного фонда (для банков, имеющих филиальную сеть, необходимо подтвердить наличие процедуры уведомления "головного офиса" о неисполнении (ненадлежащем исполнении) Заемщиком обязательств по кредитному договору, обеспеченном поручительством Гарантийного фонда). Допускается применение общих методик работы с указанными заемщиками при условии возможности ее применения для работы с Гарантийным фондом.
14.1.2.6. Согласие банка на заключение договора о субсидиарной ответственности Гарантийного фонда по кредитным договорам, обеспеченным поручительствами такого Гарантийного фонда, или субсидиарной ответственности с отложенным сроком предъявления требований к Гарантийному фонду (в соответствии с разделом 5).
14.1.2.7. Согласие банка на выполнение следующих основных требований по работе с Заемщиком:
- заемщик самостоятельно обращается в Банк с заявкой на предоставление кредита;
- Банк самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами Банка, рассматривает заявку Заемщика, анализирует представленные им документы, финансовое состояние Заемщика и принимает решение о возможности кредитования (с определением необходимого обеспечения исполнения Заемщиком обязательств по кредитному договору) или отказе в предоставлении кредита, в случае наличия утвержденного Гарантийным фондом положения о порядке принятия решений о предоставлении поручительств, содержащего формализованные критерии такого отказа;
- в случае если предоставляемого Заемщиком обеспечения и (или) третьими лицами за него недостаточно для принятия решения о выдаче кредита, Банк информирует Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору поручительства Гарантийного фонда;
- при согласии Заемщика получить поручительство Гарантийного фонда (заключить договор поручительства), Банк в срок не позднее 2 (Двух) рабочих дней с момента изъявления такого согласия направляет в Гарантийный фонд подписанную Заемщиком и согласованную с Банком Заявку на получение поручительства Гарантийного фонда, составленную по типовой форме;
- в срок не более пяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита) Банк в письменном виде уведомляет Гарантийный фонд об этом с указанием вида и суммы неисполненных Заемщиком обязательств и расчета задолженности Заемщика перед Банком;
- в сроки, установленные Банком, но не более десяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита, займа) и (или) уплаты процентов на нее Банк предъявляет письменное требование (претензию) к Заемщику, в котором указываются: сумма требований, номера счетов Банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, а также срок исполнения требования Банка с приложением копий подтверждающих задолженность Заемщика документов. Указанное выше требование (претензия) в тот же срок в копии направляется Банком в Гарантийный фонд.
- в течение не менее девяносто календарных дней с даты неисполнения Заемщиком своих обязательств по Кредитному договору, Банк обязан принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры (в том числе путем безакцептного списания денежных средств со счета Заемщика, обращения взыскания на предмет залога, предъявления требования по банковской гарантии, поручительствам третьих (за исключением Гарантийного фонда) лиц и т.п.) в целях получения от Заемщика невозвращенной суммы основного долга (суммы кредита), уплате процентов на нее и исполнения иных обязательств, предусмотренных Кредитным договором.
14.1.3. Общий лимит поручительств Гарантийного фонда и лимиты на банки, участвующие в программе Гарантийного фонда устанавливается высшим органом управления Гарантийного фонда, исходя из величины активов Гарантийного фонда и других финансовых показателей деятельности Гарантийного фонда. Изменение лимитов Гарантийного фонда, в том числе установленных на конкретный Банк-партнер, также осуществляется на основании решения высшего органа управления Гарантийного фонда.
Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк в любом случае не может превышать 20% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, превышают 500 млн. рублей.
Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк не может превышать 34% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, более 150 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей.
Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк не может превышать 50% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, менее 150 млн. рублей.
14.1.4. Участие Банка в программе может быть прекращено досрочно (в соответствии с принятым высшим органом управления Гарантийного фонда решением) в случае, если указанный Банк на протяжении 2 (двух) кварталов подряд будет иметь самый высокий (по сравнению с другими Банками - участниками программы) уровень предъявленных им к Гарантийному фонду требований по выданным Гарантийным фондом поручительствам, которые были удовлетворены Гарантийным фондом. Данные уровни предъявленных требований рассчитываются для каждого Банка к общей сумме кредитов, обеспеченных поручительством Гарантийного фонда и выданных данным Банком.
В случае, если Банк на протяжении 3 месяцев подряд будет иметь уровень предъявленных им к Гарантийному фонду требований по выданным Гарантийным фондом поручительствам, которые были удовлетворены Гарантийным фондом, в размере, превышающем уровень просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального Банка в соответствующих месяцах, руководитель Гарантийного фонда обязан в течение 2-х рабочих дней с момента осуществления выплаты, приведшей к указанному превышению, направить соответствующее уведомление в Минэкономразвития России и учредителю Гарантийного фонда для принятия решений об участии Банка в программе.
О разъяснении настоящего подпункта см. письмо Минэкономразвития России от 29 января 2010 г. N Д05-222
14.1.5. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк может уменьшаться в случае:
- выдачи Банком кредитов, обеспеченных поручительством Гарантийного фонда, в размере 50% и менее от лимита поручительств, установленного на конкретный Банк на конец квартала (за исключением первой квартальной даты с начала сотрудничества банка с Гарантийным фондом).
- по заявлению Банка;
- уменьшения общего лимита поручительств, установленных Гарантийным фондом на Банки-партнеры Гарантийного фонда;
- в случае превышения объема требований Банка к Гарантийному фонду по просроченным и неисполненным обязательствам по кредитным договорам равного 8% от объема кредитов, выданных Банком под Поручительства Гарантийного фонда.
14.1.6. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк может быть увеличен в случае:
- увеличения общего лимита поручительств, установленного Гарантийным фондом на Банки-партнеры;
- в пределах установленного общего лимита поручительств, при условии выбора Банком своего лимита поручительств Гарантийного фонда в размере не менее 80%, в случае, когда другому Банку-партнеру Гарантийного фонда уменьшается установленный для него лимит.
14.1.7. Информационный обмен между Банком и Гарантийным фондом осуществляется исходя из следующих основных требований:
Банк предоставляет Фонду ежеквартально следующую информацию:
а) об объеме кредитов, выданных под поручительство Гарантийного фонда за прошедший период (квартал);
б) об общем объеме кредитов, выданных Банком по программе кредитования малого и среднего бизнеса субъекта Российской Федерации за прошедший период (квартал);
в) об общем количестве Заемщиков, получивших кредиты по программе кредитования малого и среднего бизнеса субъекта Российской Федерации за прошедший период (квартал);
г) об общем объеме просроченных и неисполненных Заемщиками обязательств по кредитным договорам, заключенным под Поручительство Фонда.
Гарантийный фонд ежеквартально предоставляет Банку всю документацию, необходимую в соответствии с внутренними нормативными актами Банка для принятия последним решения о заключении договора поручительства:
а) сообщение о размере Гарантийного фонда, его качественной и количественной структуре (расшифровка всех активов) на конец каждого квартала;
б) сообщение об объеме выданных Гарантийным фондом поручительств на конец каждого квартала;
в) баланс и отчет о прибылях и убытках (Форма N 2) не позднее 15 (Пятнадцати) рабочих дней после истечения сроков, установленных законодательством Российской Федерации налогоплательщикам для предоставления документов бухгалтерской отчетности в уполномоченный налоговый орган;
г) сведения о текущих (оставшихся) объемах лимитов Гарантийного фонда по Банкам-партнерам.
14.2. Основные требования к руководителю и главному бухгалтеру Гарантийного фонда
К основным требования к руководителю и главному бухгалтеру Гарантийного фонда относятся:
14.2.1. Наличие у руководителя и главного бухгалтера Гарантийного фонда высшего юридического или экономического образования.
14.2.2. Наличие у руководителя трудового стажа работы руководителем по специальности не менее пяти лет.
14.2.3. Наличие у главного бухгалтера трудового стажа работы главным бухгалтером не менее пяти лет.
14.3. Основные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства и организациями# инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для целей предоставления поручительств
14.3.1. Банк до информирования Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору поручительства Гарантийного фонда в соответствии с пунктом 14.1.2.6 проверяет соответствие Заемщика - субъекта малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства обязательным требованиям, установленным в пунктах 14.3.2 и 14.3.2 настоящих Требований.
14.3.2. Поручительства Гарантийного фонда предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:
- осуществляющим хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства Гарантийного фонда сроком не менее 3 месяцев;
- по кредитным договорам, заключенным на срок не менее 1 (Одного) года и в сумме, превышающей 1 (Один) млн. рублей;
- не имеющим за 3 (Три) месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга и т.п.;
- не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства Гарантийного фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;
- в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока, в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность Заемщика подлежит лицензированию);
- предоставившим обеспечение кредита в размере не менее не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее.
14.3.3. Поручительства Гарантийного фонда предоставляется организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
- включенным в установленном порядке в региональную или муниципальную программу поддержки малого и среднего предпринимательства;
- по кредитным договорам, заключенным на срок не менее 1 (одного) года и в сумме, превышающей 1 000,0 (Одну) тыс. рублей;
- не имеющим за 3 (Три) месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга, государственных контрактов и т.п.;
- не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства Гарантийного фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;
- в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока, в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность Заемщика подлежит лицензированию);
- предоставившим обеспечение кредита в размере не менее не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее.
14.3.4. Размер одного поручительства Гарантийного фонда не может превышать 70% (Семидесяти процентов) от суммы обязательств Заемщика в части возврата фактически полученной суммы кредита (займа), по кредитному договору, по которому предоставляется поручительство Гарантийного фонда.
14.3.5. При этом ответственность Фонда по договору поручительства ограничена 70% от суммы неисполненных Заемщиком обязательств по кредитному договору (не возвращенной в установленных кредитным договором порядке и сроки суммы кредита) на момент возникновения просроченной задолженности по кредиту, обеспеченному поручительством Гарантийного фонда.
14.3.6. В рамках выданного поручительства Гарантийный фонд не отвечает перед Банком за исполнение Заемщиком обязательств по кредитному договору в части уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки (штрафа, пени), возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) Заемщиком своих обязательств перед Банком по указанному выше договору.
14.3.7. Совокупный объем поручительств Гарантийного фонда, одновременно действующий в отношении одного Заемщика (по действующим договорам) не может превышать 10% от активов Гарантийного фонда, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств Гарантийного фонда (согласно данным бухгалтерского баланса на момент предоставления поручительства).
При этом максимальный размер поручительства в отношении Заемщика (по действующим договорам) с учетом требований пункта 14.3.3 не может превышать:
- 42 млн. рублей для Гарантийных фондов, у которых сумма денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, не превышает 1 000 млн. рублей;
- 280 млн. рублей для Гарантийных фондов, у которых сумма денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий превышает 1 000 млн. рублей.
Поручительство Фонда не может быть предоставлено, если это приведет к превышению установленного на Банк лимита поручительств Гарантийного фонда.
14.3.8. В соответствии с решением высшего органа управления Гарантийного фонда поручительство Гарантийного фонда может также обеспечивать выплату процентов по фактически полученной сумме кредита (займа).
14.4. Основные требования к порядку предоставления поручительств Гарантийного фонда
14.4.1. Гарантийный фонд в срок не позднее 3 (Трех) рабочих дней с даты получения Заявки Банка на получение поручительства Гарантийного фонда и необходимого пакета документов (заключение Банка о финансовом состоянии Заемщика, его бизнесе и др.) или получения дополнительных документов от Банка (Заемщика) на основании направленного Гарантийным фондом запроса обязан подтвердить предоставление поручительства Гарантийного фонда или сообщить об отказе в таковом.
14.4.2. Максимальный размер вознаграждения за предоставление поручительства составляет не более одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора о предоставлении поручительства.
14.4.3. Допускается предоставление поручительств без взимания платы, если при этом поручительство выдаются по кредиту (кредитам) не менее 1 000 тыс. рублей и не более 3 000 тыс. рублей в отношении одного заемщика. При этом не допускается предоставление поручительств без взимания платы, если при этом нарушаются требования раздела 14.8 настоящих Требований.
14.4.4. В показатели оценки деятельности Руководителя Гарантийного фонда при формировании отраслевой структуры портфеля поручительств Гарантийного фонда включаются:
14.4.4.1. сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, выданных для приобретения, ремонта, модернизации основных средств; создание материально-технической базы нового предприятия; внедрение новых технологий; развитие научно-технической и инновационной деятельности; развитие экспортных операций и импортозамещения; участие в исполнении государственного заказа - целевой индикатор - не менее 70%;
14.4.4.2. сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, должны выдаваться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в 10 приоритетных видах экономической деятельности, утверждаемых высшим органом управления Гарантийного фонда, в соответствии с приоритетами региональной программы развития малого и среднего предпринимательства - целевой индикатор - не менее 50%.
14.4.4.3. сумма кредитов обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, должны выдаваться субъектам малого и среднего предпринимательства, хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), включая хозяйственные общества, учреждаемые в целях применения Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" - целевой индикатор - не менее 20%.
14.4.4.4. сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности которых розничная и оптовая торговля, - целевой индикатор - не более 20%.
Первые показатели оценки, предусмотренные настоящим пунктом, применяются к результатам деятельности за 2010 год.
14.5. Основные требования к порядку выполнения Гарантийным фондом обязательств по выданному поручительству
14.5.1. По истечении сроков и выполнении процедур, указанных в пункте 14.1.2.6 настоящих Требований, в случае, если в порядке, установленном Кредитным договором сумма основного долга не была возвращена Банку, Банк предъявляет требование (претензию) к Гарантийному фонду, в котором указывается:
- реквизиты договора поручительства;
- реквизиты кредитного договора;
- наименование Заемщика;
- сумма требований с разбивкой на сумму основного долга (сумму кредита, займа) и проценты на нее;
- расчет ответственности Гарантийного фонда по договору поручительства, исходя из фактического объема ответственности Гарантийного фонда от суммы неисполненных Заемщиком обязательств по кредитному договору (не возвращенной в установленных кредитным договором порядке и сроки суммы кредита и процентов на нее);
- номера счетов Банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, с указанием платежных реквизитов и назначения платежа(ей) по каждой истребуемой сумме;
- срок удовлетворения требования Банка.
Требование (претензия) должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью Банка.
К упомянутому выше требованию, прикладываются:
- копия документа подтверждающего правомочия лица на подписание требования (претензии);
- расчет задолженности Заемщика и расчет ответственности Гарантийного фонда;
- копии документов, подтверждающих задолженность Заемщика перед Банком;
- копия требования (претензии) Банка, направленная Заемщику;
- справка о проделанной работе (дневник мероприятий) с копиями документов подтверждающих принятые меры и проведенную работу Банком в отношении Заемщика (путем безакцептного списания денежных средств со счета Заемщика, взыскания залога, предъявления требования по банковской гарантии, поручительствам третьих (за исключением Гарантийного фонда) лиц и иные мероприятия), в целях получения от Заемщика невозвращенной суммы основного долга (суммы кредита), уплате процентов на нее и исполнения иных обязательств, предусмотренных кредитным договором.
В случае субсидиарной ответственности Гарантийного фонда с отложенным сроком предъявления Банком требований дополнительно прикладываются:
- копия решения суда о взыскании задолженности;
- копии исполнительных листов;
- удостоверенная Банком копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти заемщика либо невозможности установить адрес заемщика или местонахождение имущества заемщика).
Все документы представляемые с требованием (претензией) Банка к Гарантийному фонду должны быть подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью.
14.5.2. Гарантийный фонд, при отсутствии возражений, обязан в срок, указанный в требовании Банка, либо в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней с момента получения требования Банка перечислить денежные средства на указанные Банком счета.
При наличии возражений, Гарантийный фонд в течение 5 (Пяти) рабочих дней направляет в Банк письмо с указанием всех имеющихся возражений.
Обязательства Гарантийного фонда считаются исполненными надлежащим образом с момента предъявления Гарантийным фондом в банк поручения на перечисление средств со счета при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа Банку, в пользу которого осуществляется выплата.
14.6. Основные требования к порядку перехода прав требования к Гарантийному фонду после выполнения обязательств по выданному поручительству и реализации этих прав
14.6.1. К Гарантийному фонду, исполнившему обязательства по договору поручительства (обязательства за Заемщика по кредитному договору) переходят права требования в том же объеме, в котором Гарантийный фонд фактически удовлетворил требования Банка.
После исполнения обязательств по договору поручительства Гарантийный фонд в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с даты перечисления денежных средств, предъявляет Банку требование о предоставлении документов или заверенных копий и информации, удостоверяющих права требования Банка к Заемщику и передаче прав, обеспечивающих эти требования.
Документы Банком передаются Гарантийному фонду в подлинниках, а в случае невозможности сделать это - в виде нотариально удостоверенных копий.
14.6.2. Банк в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента получения требования от Гарантийного фонда передает Гарантийному фонду все документы или заверенные копии и информацию, удостоверяющие права требования Банка к Заемщику, а также права, обеспечивающие эти требования.
14.6.3. Гарантийный фонд обязан реализовать свое право требования, возникшее из факта выплаты по договору поручительства, предъявив соответствующее требование в порядке регресса к Заемщику, его поручителям или обратив взыскание на предмет залога в той части, в которой Гарантийный фонд удовлетворил требование Банка.
14.6.4. В случае осуществления Гарантийным фондом выплат по требованиям банков после предоставления постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти заемщика либо невозможности установить адрес заемщика или местонахождение имущества заемщика) по решению высшего органа управления Гарантийного фонда требование в порядке регресса к Заемщику не предъявляется.
14.7. Основные требования к учетной системе гарантийного фонда
14.7.1. Гарантийный фонд обязан вести оперативный учет производимых операций средствами программного обеспечения.
Информационная система Гарантийного фонда должна обеспечивать учет следующих операций фонда:
- учет устанавливаемых Гарантийным фондом лимитов поручительств (с разбивкой на лимиты поручительств, устанавливаемые на банки и (или) лизинговые компании, сотрудничающие с фондом; лимиты поручительств, предоставляемые в обеспечение тех или иных видов обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства (например, обязательств, вытекающих из кредитных договоров, договоров лизинга, иных договоров, обеспечиваемых поручительством Гарантийного фонда);
- учет использования банками, лизинговыми компания и т.д. установленных Гарантийным фондом лимитов поручительств, изменения этих лимитов;
- учет поступающих в Гарантийный фонд заявок на предоставление поручительств (раздельно по видам обеспечиваемых обязательств);
- учет заключаемых Гарантийным фондом договоров поручительства (раздельно по видам обеспечиваемых обязательств);
- учет изменений условий заключенных договоров поручительства;
- учет договоров, обеспечиваемых поручительством Гарантийного фонда (отдельно по видам договоров);
- учет поступающих в Гарантийный фонд требований кредиторов (банков, лизинговых компаний и т.д.) по заключенным договорам поручительства;
- учет производимых Гарантийным фондом выплат за субъектов малого и среднего предпринимательства по заключенным договорам поручительства в пользу их кредиторов (банков, лизинговых компаний и т.д.);
- учет проводимой Гарантийным фондом работы, направленной на возврат в порядке регресса выплаченных по заключенным договорам поручительства денежных средств;
- учет субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поручительство Гарантийного фонда;
- учет кредиторов (банков, лизинговых компаний и т.д.) малых и средних предприятий, заключивших соглашения о сотрудничестве с Гарантийным фондом;
- учет отраслевой структуры портфеля поручительств Гарантийного фонда.
14.7.2. Информационная система может дополнительно обеспечивать:
- учет активов Гарантийного фонда, предназначенных для обеспечения предоставления Гарантийным фондом поручительств, а также производства выплат по заключенным договорам поручительства;
- учет взаиморасчетов с контрагентами - субъектами малого и среднего предпринимательства, в обеспечение обязательств которых предоставляется поручительство;
- учет взаиморасчетов с кредиторами (банками, лизинговыми компаниями и т.д.) малых и средних предприятий, заключивших соглашения о сотрудничестве с Гарантийным фондом;
- производство расчета вознаграждения Гарантийного фонда по заключаемому договору поручительства;
- оформление и вывод на печать типовых документов, используемых в работе Гарантийного фонда в процессе предоставления поручительств (например, расчет вознаграждения фонда, договор поручительства, дополнительное соглашение к договору поручительства и т.п.);
- хранение в электронном виде копий документов и материалов, служащих основанием к проведению гарантийным фондом тех или иных операций.
14.7.3. Информационная система Гарантийного фонда должна обеспечивать получение в режиме реального времени достоверной аналитической и синтетической отчетности деятельности фонда по операциям, указанным в пункте 14.7.1.
14.8. Основные требования к порядку расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда, его перерасчета и расчету лимита поручительств на Банки
14.8.1. Методика расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда должна основываться на соблюдении принципа сохранности и целевого использования денежных средств, поступивших из бюджетов всех уровней, учитывать уровень платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств, уровень операционных расходов и устанавливаться высшим органом управления Гарантийного фонда.
14.8.2. Уровень платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства) (также - убыточность фонда) для Гарантийных фондов, срок предоставления поручительств которыми не превышает двух лет, устанавливается в размере не менее уровня просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального Банка на последнюю отчетную дату.
14.8.3. Уровень платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства) (также - убыточность фонда) для Гарантийных фондов, срок предоставления поручительств которыми превышает два года, может устанавливаться, исходя из фактически сложившегося уровня убыточности фонда.
14.8.4. В случае превышения значения уровня убыточности фонда значения уровня просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального Банка на последнюю отчетную дату, руководитель Гарантийного фонда обязан в течение 2-х рабочих дней с момента осуществления выплаты, приведшей к указанному превышению, направить соответствующее уведомление Минэкономразвития России и учредителю Гарантийного фонда для принятия решений о порядке дальнейшей деятельности Гарантийного фонда.
14.8.5. Расчет общего лимита поручительств Гарантийного фонда осуществляется не менее чем на один год деятельности Гарантийного фонда.
Пересчет общего лимита поручительств Гарантийного фонда осуществляется при изменении базы расчета, уточнении фактических показателей доходов от размещения денежных средств и вознаграждения за выданные поручительства, суммы операционных расходов, суммы платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства).
14.8.6. Общий лимит поручительств, полученный расчетным путем, может быть скорректирован с целью учета прочих экономических факторов, оказывающих влияние на деятельность Гарантийного фонда в текущем времени или способных оказать такое влияние в будущем, но в любом случае скорректированный таким образом общий лимит поручительств Гарантийного фонда не может быть выше расчетного более, чем на 20%.
14.8.7. Порядок расчета лимита поручительств на Банк устанавливается высшим органом управления Гарантийного фонда.
14.8.8. Начиная со второго года деятельности Гарантийного фонда общий лимит поручительств должен обеспечивать привлечение кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда в сумме, превышающей размер денежных средств Гарантийного фонда, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, не менее, чем в 3 (три) раза.
14.8.9. В случае использования Примерной методики расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда (раздел 14.10 настоящих Требований) и Примерной методики расчета лимита поручительств на банк (раздел 14.11 настоящих Требований), положения пункта 14.8.8 не применяются.
14.9. Основные требования к порядку управления средств# гарантийного фонда
14.9.1. Гарантийный фонд обязан размещать средства бюджетов всех уровней на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности.
14.9.2. Гарантийный фонд обязан разработать и утвердить инвестиционную декларацию гарантийного фонда с учетом положений настоящих требований.
14.9.3. Гарантийный фонд обязан выбрать один из следующих способов размещения денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, а также для исполнения обязательств по таким поручительствам, поступившие из бюджетов различных уровней:
а) самостоятельное размещение средств во вклады (депозиты) кредитных организациях на основании конкурсного отбора в соответствии с пунктом 14.9.5;
б) передача в доверительное управление средств гарантийного фонда управляющей компании в соответствии с пунктом 14.9.6;
в) покупка паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов в соответствии с пунктом 14.9.7.
Гарантийный фонд обязан установить размер средств, размещаемых на расчетном счете для целей обеспечения текущей деятельности Гарантийного фонда, но не более 10% средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, в случае, если у Гарантийного фонда отсутствует возможность изъятия части депозита, размещенного в банке, без потери доходности.
Гарантийный фонд заключает договоры с управляющими компаниями и банками по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами гарантийного фонда и законодательством Российской Федерации.
Гарантийный фонд вправе размещать на внеконкурсной основе средства во вкладах (депозит) в банках, отобранных в соответствии с требованиями статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Гарантийные фонды обязаны представлять по запросам Минэкономразвития информацию о структуре обязательств и активов, принимаемых в их покрытие, позволяющую проверить исполнение структурных соотношений активов и обязательств на дату, установленную в запросах.
При передаче временно свободных денежных средств гарантийных фондов в доверительное управление или размещении в банковских вкладах (депозитах) и выборе инвестиционных направлений гарантийный фондов должен руководствоваться положениями настоящих требований, а также учитывать структуру своего портфеля обязательств, сроки действия договоров поручительства, вероятность наступления события, которое может привести к предъявлению требования к гарантийному фонду, возможность исполнения обязанности по осуществлению выплаты по обязательству гарантийного фонда при нахождении средств гарантийного фонда в доверительном управлении или в банковских вкладах (депозитах).
Кроме того, гарантийный фонд в договоре доверительного управления или договоре банковского вклада (депозите) предусматривает возможность безусловного изъятия части средств из доверительного управления для осуществления выплат в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения уведомления управляющей компанией или банком.
14.9.4. Доход, получаемый от размещения средств гарантийного фонда, должен направляться на выполнение обязательств гарантийного фонда по договорам поручительств, его пополнение, а также на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств гарантийного фонда, в том числе на выплату вознаграждения управляющей компании.
14.9.5. Требования к самостоятельному размещению средств Гарантийным фондом во вклады (депозиты) кредитных организаций.
14.9.5.1 Отбор кредитных организаций для размещения средств Гарантийного фонда во вклады (депозиты) в соответствии с подпунктом а) пункта 14.9.3 должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с требованиями Гражданского законодательства Российской Федерации. Основным критерием отбора кредитных организаций для размещения в них средств Гарантийного фонда является предлагаемая ставка по депозиту.
14.9.5.2. Гарантийный фонд может установить в качестве дополнительного требования к банкам, в которых размещаются средства Гарантийного фонда на банковском вкладе (депозите), требования по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства в размере объема средств, размещенных на депозите данного банка, по согласованной с Гарантийным фондом кредитной ставке.
14.9.5.3. Требованиями к банку, участвующему в конкурсе на размещение средств Гарантийного фонда во вкладах (депозитах), являются:
- наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности;
- наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также аудированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за последний отчетный год по банку или банковской группе, при вхождении потенциального банка-партнера в банковскую группу;
- отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России. К данному требованию не относится отзыв/приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;
- величина собственных средств (капитала) банка, определенная в соответствии с нормативной базой Банка России, не ниже 180 млн. рублей;
- величина активов, взвешенных по уровню риска, не меньше 1,75 млрд. рублей. Определяется в соответствии с инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (соответствует коду "AR" в форме отчетности 0409135);
- показатель достаточности капитала (норматив H1) не ниже 10.2% (при норме 10%) или не ниже 11.2% (при норме 11%);
- отсутствие непроведенных платежей клиентов по причине недостаточности средств на корреспондентских счетах банка. В соответствии с формой отчетности 0409101 (счета 2-го порядка 47418, 90903, 90904);
- просроченная задолженность по кредитному портфелю банка не превышает 12%. Определяется в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (Раздел 4 Плана счетов "Кредиты предоставленные, прочие размещенные средства");
- доля кредитов 3-5 категорий качества в общем кредитном портфеле банка не превышает 40%. Определяется в соответствии с Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации" (форма отчетности 0409115);
- доля негосударственных ценных бумаг в активах банка, взвешенных по уровню риска, не превышает 30%. Размер вложений в негосударственные ценные бумаги определяется в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ" (Раздел 5 Плана счетов: "Вложения в долговые обязательства и долевые ценные бумаги" (без учета переоценки и предварительных затрат на приобретение), за исключением ценных бумаг, эмитентами которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и Банк России);
- отсутствуют факты просроченной задолженности по ранее размещенным в ней депозитам гарантийного фонда.
Указанные в пункте 14.9.6 финансовые показатели определяются в соответствии с Указанием Банка России от 16 января 2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации" (формы отчетности 0409101, 0409134, 0409135, 0409115).
Соблюдение финансовых критериев отбора определяется за последние 3 отчетные даты.
14.9.5.4. Не допускается пролонгация депозита без соблюдения порядка, предусмотренного настоящими требованиями.
14.9.6. Требования к размещению средств Гарантийного фонда путем передачи их в доверительное управление.
14.9.6.1. Гарантийный фонд в соответствии с подпунктом б) пункта 14.9.3 настоящих Требований заключает договоры с управляющими компаниями по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами гарантийного фонда, и законодательством Российской Федерации.
14.9.6.2. Требованиями к управляющей компании средствами гарантийного фонда должны являться:
- наличие лицензии ФСФР России на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами;
- наличие лицензии ФСФР России на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
- объем активов под управлением на последнюю отчетную дату не менее 3 млрд. рублей;
- собственный капитал на последнюю отчетную дату не менее 100 млн. руб.;
- наличие под управлением компании не менее трех открытых или интервальных паевых инвестиционных фондов и не менее двух негосударственных пенсионных фондов;
- отсутствие применения процедур несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) либо санкции в виде приостановления действия лицензии ФСФР России на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами или аннулирования указанных лицензий в течение последних трех лет до подачи заявки на участие в конкурсе;
- наличие рейтинга одного из российских рейтинговых агентств не ниже уровня А (высокой кредитоспособности (финансовой надежности)) или рейтинг одного из международных рейтинговых агентств "Стэндард энд Пурс" (Standard & Poor's), "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service) и "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно;
- согласие соблюдать ограничения и обязательства, предусмотренные пунктом 14.9.6.4.
14.9.6.3. Гарантийный фонд вправе установить более высокие требования к отбору управляющей компании средствами гарантийного фонда.
14.9.6.4. Договором с управляющей компанией должно быть предусмотрено, что управляющая компания:
- инвестирует средства гарантийного фонда только в интересах гарантийного фонда;
- обеспечивает соответствие состава и структуры активов, в которые могут быть размещены средства гарантийного фона, и порядка инвестирования указанных средств инвестиционной декларации гарантийного фонда, утверждаемой в соответствии с настоящими требованиями;
- заключает договор со специализированным депозитарием и осуществляет операции со средствами гарантийного фонда, переданными в управление гарантийным фондом, контроль за которыми осуществляется специализированным депозитарием;
- перечисляет средства на осуществление выплат по договорам гарантий (поручительств) не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты получения уведомления гарантийного фонда;
- представляет отчет об итогах инвестирования средств компенсационного фонда гарантийного фонда ежегодно не позднее 31 января года, следующего за отчетным;
- ежемесячно (до 10 числа каждого месяца) направляет в гарантийный фонд информацию о составе и структуре активов, в которые инвестированы средства гарантийного фонда;
- соблюдает требование о запрете быть аффилированным лицом гарантийного фонда и специализированного депозитария или их аффилированных лиц.
14.9.6.5. Предельное вознаграждение за управление средствами гарантийного фонда не может составлять более 1% от объема средств, переданных в управление.
Управляющей компании может быть установлено дополнительное вознаграждение за успешное управление в размере не более 15% от суммы прироста средств, переданных в управление, свыше ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
14.9.6.6. Перечень требований к специализированны депозитариям - участникам конкурса должен содержать:
1) требование, предусматривающее наличие у участника конкурса профессионального опыта по осуществлению деятельности в качестве специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов;
2) требование к минимальному размеру собственного капитала специализированного депозитария;
3) требование к минимальному количеству клиентов, в отношении которых оказываются услуги специализированного депозитария;
4) требования к профессиональной квалификации и минимальному опыту работы работников специализированного депозитария.
14.9.6.7. Гарантийный фонд обязан утвердить инвестиционную декларацию размещения средств гарантийного фонда, в которой должно быть предусмотрено, что средства гарантийного фонда допускается размещать исключительно в:
а) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
б) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
в) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
г) облигации российских хозяйственных обществ;
д) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
е) банковские депозиты в рублях;
ж) паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям фондов облигаций и фондов смешанных инвестиций.
14.9.6.8. Инвестиционной декларацией гарантийного фонда должны быть предусмотрены следующие условия размещения средств гарантийного фонда:
а) При размещении средств в активы, указанные в подпунктах а) - г) пункта 14.9.6.7, они должны удовлетворять следующим требованиям:
обращаются на организованном рынке ценных бумаг;
соответствуют хотя бы одному из следующих трех критериев (за исключением подпункта а) пункта 14.9.6.7);
ценная бумага должна быть включена хотя бы в один котировальный список высшего уровня, то есть в котировальный список, для включения в который нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг установлены максимальные требования;
эмитент ценных бумаг (выпуск ценных бумаг для ипотечных ценных бумаг) должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's), либо не ниже уровня "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service). Соответствующий рейтинг должен быть присвоен хотя бы одним из указанных агентств;
исполнение обязательств перед держателями облигаций российского хозяйственного общества по выплате номинальной стоимости облигаций с купонным доходом и (или) частично или полностью процентного (купонного) дохода по ним обеспечено государственной гарантией Российской Федерации или гарантией государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности".
б) При размещении средств в активы, указанные в подпункте д) пункта 14.9.6.7:
Кредитные организации, в которых размещаются средства гарантийного фонда, должны соответствовать требованиям пункта 14.9.5.3:
в) При размещении средств в активы, указанные в подпункте е) пункта 14.9.6.7, порядок отбора кредитных организаций должен соответствовать требованиям пункта 9.5.
г) При размещении средств в активы, указанные в подпункте ж) пункта 14.9.6.7.
Объем средств под управлением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, паи которого предполагается приобрести, должен составлять не менее 3 млрд. рублей.
Правилами доверительного управления такого инвестиционного фонда должна быть предусмотрена возможность инвестирования только в активы, указанные в подпунктах а) - е) пункта 14.9.6.7 с учетом ограничений, указанных в подпунктах а) - в) настоящего пункта.
14.9.6.9. Структура активов, в которые размещены средства гарантийного фонда, должна удовлетворять следующим требованиям:
указанные в подпункте а) пункта 14.9.6.7 активы должны составлять не менее чем пятнадцать процентов средств гарантийного фонда;
указанные в подпункте а) и б) 14.9.6.7 пункта 6 активы могут составлять в совокупности не более тридцати процентов средств гарантийного фонда;
ценные бумаги одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, могут составлять не более чем десять процентов средств гарантийного фонда;
в одну кредитную организацию допускается разместить средства гарантийного фонда с учетом ограничений, установленных п. 14.9.8 настоящих Требований.
14.9.7. Требования к размещению средств путем покупки паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов.
Допускается покупка паев только инвестиционных фондов, управляющие компании которых удовлетворяют требованиям пункта 14.9.6.2, а правилами доверительного управления которыми предусмотрена возможность размещения средств только в активы, указанные в пункте 14.9.6.7, с учетом ограничений пункта 14.9.6.8.
14.9.8. Лимит размещения средств Гарантийного фонда во вкладах (депозит) и на счетах банков, установленный на конкретный Банк в любом случае не может превышать 20% от общего лимита общего размера денежных средств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, превышают 500 млн. рублей.
Лимит размещения средств Гарантийного фонда во вкладах (депозит) и на счетах банков, установленный на конкретный Банк в любом случае не может превышать 34% от общего лимита общего размера денежных средств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, не менее 150 млн. рублей и не более 500 млн. руб.
Лимит размещения средств Гарантийного фонда во вкладах (депозит) и на счетах банков, установленный на конкретный Банк в любом случае не может превышать 50% от общего лимита общего размера денежных средств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, не превышают 150 млн. рублей.
14.9.11. Гарантийный фонд вправе установить в инвестиционной декларации дополнительные требования к составу и структуре активов, в которые могут размещаться его средства.
14.9.12. В договоре с управляющей компанией должно быть предусмотрено, что нарушение управляющей компанией установленных инвестиционной декларацией требований к составу и структуре имущества, составляющего активы гарантийного фонда, является основанием для расторжения договора с управляющей компанией.
14.9.13. Гарантийный фонд обязан ежеквартально размещать на своем сайте в сети "Интернет" или сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на реализацию региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства информацию об объеме средств, находящихся под управлением, с указанием активов (объектов инвестирования), в которых размещены такие средства, а также их доходности.
14.10. Примерная методика расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда и его перерасчета
Методика расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда основывается на соблюдении правила о безубыточной работе Гарантийного фонда, с целью сохранения денежных средств, поступаемых из бюджетов всех уровней. Для этого доходы Гарантийного фонды должны превышать все расходы Гарантийного фонда:
, (формула 1)
где:
- сумма доходов от размещения денежных средств;
К - сумма вознаграждения за выданные поручительства;
ОР - операционные расходы;
- сумма платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства).
Учитывая тот факт, что все упомянутые выше показатели зависят от размера имущества Гарантийного фонда как базы начисления, их можно представить в следующем виде:
(формула 2)
(формула 3)
(формула 4)
(формула 5)
где:
Б - база расчета лимитов;
П - плечо поручительств к базе расчета лимитов;
- уровень доходности от размещения денежных средств;
- уровень вознаграждения за выдачу поручительств;
- уровень операционных расходов;
- уровень платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства).
Подставляя данные формул 2, 3, 4, 5 в формулу 1 и, проводя соответствующие математические операции, мы получаем, что плечо ответственности рассчитывается следующим образом:
(формула 6)
Для того, чтобы учесть тот факт, что часть доходов и расходов могут иметь разные периоды возникновения, указанная выше формула трансформируется следующим образом:
(формула 7)
где:
КМД - количество месяцев получения дохода от размещения средств;
КМОР - количество месяцев несения операционных расходов.
Получив плечо лимита поручительств, считаем общий лимит поручительств Гарантийного фонда (ЛФ) следующим образом:
ЛФ = Б * П (формула 8)
Использование той или иной формулы зависит от конкретной ситуации расчета:
1) если расчет общего лимита поручительств осуществляется в первый год деятельности Гарантийного фонда, для расчета плеча лимита поручительств используются формула 7, а для расчета общего лимит поручительств формула 8;
2) если расчет общего лимита поручительств осуществляется на год, то для расчета плеча лимита поручительств используется формула 6, а для расчета общего лимита поручительств формула 8;
3) если происходит пересчет общего лимита поручительств внутри года и база расчета не меняется, то для расчета плеча лимита поручительств используется формула 6, но для того чтобы приблизить расчетные значения к фактическим, показатели , , могут отличаться от использованных ранее (в начале года). При этом если фактический и планируемый в будущем размер какого-либо из вышеуказанных показателей различаются, то расчет этого показателя производится следующим образом:
(формула 9)
где:
, - уровень доходности от размещения денежных средств фактический за прошедший период и планируемый на оставшийся период соответственно;
, - количество прошедших месяцев и месяцев оставшихся до конца года соответственно.
Расчет других показателей производится аналогично.
4) если происходит пересчет общего лимита поручительств внутри года и база расчета меняется, то для расчета плеча лимита поручительств используется формула 10 (см. ниже). При этом аналогично предыдущему пункту показатели , , могут отличаться от использованных ранее (в начале года).
(формула 10)
где:
- предыдущая база расчета лимита;
- новая база расчета лимита;
- среднегодовая база расчета лимита.
Для расчета общего лимита поручительств используем следующую формулу:
(формула 11)
где:
- новый расчетный общий лимит поручительств на год;
- новая база расчета лимита;
- новое плечо лимита поручительств.
Далее сравниваются новый лимит () со старым ():
1) Если более чем на 10%, то производится увеличение лимитов;
2) Если более чем на 10%, то производится сокращение лимитов;
3) Если , менее чем на 10%, или менее чем на 10%, то лимиты не пересматриваются.
Общий лимит поручительств, полученный расчетным путем, может быть скорректирован с целью учета прочих экономических факторов, оказывающих влияние на деятельность Гарантийного фонда в текущем времени или способных оказать такое влияние в будущем, но в любом случае скорректированный таким образом общий лимит поручительств Гарантийного фонда не может быть выше расчетного более, чем на 50%.
14.11. Примерная методика расчета лимита поручительств на Банк
Лимит поручительств, установленный на Банк зависит от размера общего лимита поручительств и качества кредитного портфеля Банка. Расчет лимита поручительств на Банк осуществляется следующим образом:
1) считается коэффициент качества кредитного портфеля банка ():
В случае, если уровень кредитов, имеющих пролонгации и просрочки тела кредита, равен нулю, то расчетный лимит на данный банк устанавливается на уровне 5%. Остальные расчеты проводятся без учета данных этого Банка/ов.
2) считается коэффициент качества кредитных портфелей всех банков ():
3) считается доля лимита на i-банк:
где:
- доля лимитов i-того банка в общем лимите поручительств;
- лимит на i-банк.
При этом, если расчетное значение > 5%, то фактическое значение устанавливается на уровне 5%. Сумма доли превышения перераспределяется на следующий/ие по порядку ухудшения качества кредитного портфеля банк/и.
4) считается лимит на i-банк:
где:
ЛФ - общий лимит поручительств на все банки.
Лимит поручительств, полученный расчетным путем, может быть скорректирован с целью учета по прочих экономических показателей деятельности Банка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Продолжается реализация мероприятий по господдержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты).
Скорректирован порядок проведения конкурса по отбору регионов, бюджетам которых предоставляются субсидии на финансирование данных мероприятий.
Установлены основные требования к организации деятельности региональных гарантийных фондов по предоставлению поручительств субъектам и инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства по кредитам банков.
Они включают в себя, в частности, процедуру отбора банков при принятии решения о заключении соглашения о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств, требования к субъектам и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Установлен порядок предоставления поручительств гарантийного фонда и выполнения обязательств по ним.
Приведена примерная методика расчета общего лимита поручительств гарантийного фонда и его перерасчета.
Изложенные требования вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Приказ Минэкономразвития РФ от 24 декабря 2009 г. N 545 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 г. N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"
Текст приказа официально опубликован не был