2. Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (т. Тарнижевскому):
а) издать в I квартале 1986 г. указанную Инструкцию тиражем# 2000 экземпляров и разослать по разнарядке Главного управления городского электротранспорта;
б) обобщить опыт внедрения Инструкции за два года согласно плану мероприятий по внедрению (приложение к приказу) и доложить Техническому управлению в III квартале 1987 г.;
в) разработать методику нормирования расхода электроэнергии на тоннельных участках линий скоростного трамвая г. Волгограда в III квартале 1986 г.
3. Министерствам жилищно-коммунального хозяйства АССР, управлениям жилищно-коммунального хозяйства край(обл)исполкомов, Главмосгортрансу, трамвайно-троллейбусному управлению Ленгорисполкома, краевому производственному объединению "Алтайэлектротранс" обеспечить в установленном порядке разработку норм расхода электроэнергии подведомственным трамвайным, троллейбусным и трамвайно-троллейбусным предприятиям в соответствии с Инструкцией по нормированию расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом.
4. Считать утратившей силу с 1 января 1987 г. Инструкцию по нормированию расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом, утвержденную приказом Министерства от 17.12.76 г. N 583.
5. Объединению "Росремэлектротранс" (т. Грандову) установить постоянный контроль за выполнением предприятиями городского электротранспорта Инструкции по нормированию расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом.
6. Предоставить право Главному управлению городского электротранспорта корректировать квартальные нормы расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом без изменения годовых норм по согласованию с Отделом главного энергетика и главного механика.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Главное управление городского электротранспорта (т. Власова).
Министр |
В.И. Попов |
И.о. директора Академии |
А.Н. Прохоров |
Начальник Главного управления |
В.А. Власов |
Инструкция
по нормированию расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом
(утв. приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 29 декабря 1985 г. N 646)
Москва 1985 год
Инструкция по нормированию расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом содержит методические рекомендации по разработке индивидуальных норм расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом, методику расчета групповых норм и положений, в которых содержатся необходимые справочные материалы для разработки норм. Кроме того, в Инструкции даны примеры расчета норм для трамвайного, троллейбусного и трамвайно-троллейбусного предприятий.
Инструкция разработана отделом городского транспорта и дорог Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, доктором технических наук Д.К. Томляновичем, кандидатами технических наук Д.К. Бузетти и А.Н. Савиным, инженерами Е.А. Голубевой и К.О. Агаджаняном, в соответствии с требованиями "Основных положений по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве", утвержденных постановлением Госплана СССР от 17 декабря 1979 г. N 199 и "Методическими рекомендациями по нормированию расхода электроэнергии на работу трамвайного и троллейбусного транспорта" (НИИПиН при Госплане СССР, 1982).
Предложения по Инструкции просим направлять по адресу: 123373, Москва, д-373, Волоколамское ш., 116, Академия коммунального хозяйства, отдел городского транспорта и дорог.
I. Общие положения
1. Нормирование расхода электрической энергии - это установление плановой меры ее потребления.
Основная задача нормирования - обеспечить применение при планировании и в производстве технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода электрической энергии для осуществления режима экономии, рационального распределения и наиболее эффективного ее использования.
2. Норма расхода электрической энергии на работу трамвайного и троллейбусного транспорта - это плановый показатель расхода энергии на единицу транспортной работы.
Нормированию подлежат все расходы электрической энергии на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды, связанные непосредственно с перевозкой пассажиров, эксплуатацией подвижного состава, рельсовых путей и систем электроснабжения, включая потери в сетях, независимо от объема потребления электрической энергии и источников электроснабжения.
3. При нормировании расхода электрической энергии на работу трамвайного и троллейбусного транспорта применяются индивидуальные и групповые нормы, которые измеряются в кВт.ч на 1000 ткм бр (кВт.ч/1500 ткм бр).
Индивидуальная технологическая норма - это норма расхода электроэнергии на производство единицы транспортной работы для подвижного состава данного типа при определенных эксплуатационных условиях. Они являются основой для расчета групповых норм расхода электрической энергии на трамвайный и троллейбусный транспорт.
Индивидуальные отраслевые нормы () расхода электроэнергии для различных типов трамвайных вагонов и троллейбусов включают в себя расход электроэнергии на электротягу и затраты на впомогательные нужды, обеспечивающие устойчивую работу подвижного состава и заданные комфортные условия.
4. При разработке норм применяются расходы электроэнергии, соответствующие исправному состоянию подвижного состава, с учетом прогрессивных методов обслуживания и вождения трамвайных вагонов и троллейбусов.
Отклонение условий эксплуатации на планируемый период от расчетных, принятых при определении отраслевых индивидуальных норм, учитывается при расчете групповых норм с помощью нормативных коэффициентов.
5. Групповая норма расхода электроэнергии на работу трамвайного и троллейбусного транспорта () - это плановая величина потребления электрической энергии на данном уровне планирования на производство транспортной работы при планируемых условиях производства. Они служат для определения планируемого потребления электрической энергии, а также для оценки эффективности ее использования.
Групповые нормы являются нормами общепроизводственными. В состав групповых норм включаются расходы электроэнергии на электротягу, включая собственные нужды подвижного состава, потери в системах электроснабжения и расходы электроэнергии на вспомогательные производственные эксплуатационные нужды.
В групповые нормы не включаются расходы электроэнергии, потребляемые заводами (специализированными мастерскими) по ремонту подвижного состава, расходы на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, монтаж, пуск и наладка# новых трамвайных и троллейбусных линий, на научно-исследовательские и экспериментальные работы, а также электроэнергия, отпускаемая на сторону (в том числе грузовое движение по обслуживанию посторонних предприятий и организаций). Расход электроэнергии на эти нужды должен нормироваться отдельно.
Групповые нормы разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.
По периоду действия групповые нормы подразделяются на годовые и квартальные.
II. Разработка индивидуальных норм
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
В основу разработки индивидуальных норм положены нормативные характеристики подвижного состава.
Расход электроэнергии, измеренный на токоприемнике подвижного состава, включает затраты на электротягу и затраты на впомогательные нужды (отопление, вентиляцию, освещение и т.д.), обеспечивающие устойчивую работу подвижного состава и заданные комфортные условия. Расчет индивидуальных норм на транспортную работу трамвайных ваговов и троллейбусов производится по формуле:
,
, (1)
где - индивидуальная технологическая норма расхода электроэнергии на электротягу трамвайного вагона или троллейбуса,
- норма расхода электроэнергии на вспомогательные нужды вагонов (собственные нужды, отопление, вентиляция, освещение и т.д.).
7. Основной нормативной характеристикой при разработке индивидуальной нормы является расход электроэнергии на электротягу, который определяется при испытаниях подвижного состава в условиях эксплуатации (). Значения
приведены в приложении 1, табл. 1.
8. Индивидуальная технологическая норма расхода электроэнергии на электротягу трамвайного вагона или троллейбуса определяется по формуле:
, (2)
где - норма расхода электроэнергии на электротягу, полученная в условиях городского движения при базовой скорости для трамвая 15
, для троллейбуса 16
; эквивалентном уклоне равном нулю; температуре окружающего воздуха +5°С (приложение 1),
,
,
- коэффициенты, учитывающие изменение затрат электроэнергии в зависимости от реальных скоростей, уклонов и климатических условий:
(3)
где - планируемая средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч;
- базовая средняя эксплуатационная скорость км/ч;
р - коэффициент.
В условиях городского движения принимается для троллейбуса р = 1,0, для трамвая р = 1,2 (при км/ч).
, (4)
где i - средний эквивалентный уклон, .
, (5)
где - составляющая, учитывающая влияние температуры на расход электроэнергии,
- составляющая, учитывающая увеличение расхода электроэнергии в зависимости от толщины снежного покрова (
см).
(6)
где - средняя температура для расчетного периода °C;
- определяется по графику рис. 1.
Значение и
принимаются в соответствии с СНИП II-1-82 "Строительная климатология и геофизика".
9. Норма расхода электроэнергии на вспомогательные нужды определяется по формуле:
,
(7)
где - мощность, потребляемая i-ым потребителем, кВт.,
- продолжительность работы i-го потребителя, ч,
- работа брутто вагона (машины), т.км бр;
- коэффициент включения.
Работа брутто определяется на основании весовых данных подвижного состава и его пробега, количества перевезенных пассажиров и средней длины поездки одного пассажира, определяемой по данным обследованиям пассажиропотоков, по формуле
, т.км бр (8)
где G - масса вагона (машины), включая массу водителя, т;
L - пробег вагона (машины), км; .
g - средний вес пассажира, т (принимается равным 0,07);
n - количество перевезенных пассажиров, чел.;
- средняя длина поездки пассажира, км
Либо по формуле:
, т.км бр, (9)
где - среднее наполнение вагона (машины), чел.
Среднее наполнение вагона (машины) определяется по формуле:
(10)
- суммарное количество перевезенных пассажиров за расчетный период по предприятию,
- суммарный пробег подвижного состава за расчетный период по предприятию.
При эксплуатации различных типов подвижного состава трамвая (троллейбуса) количество пассажиров, перевезенных каждым типом, определяется с учетом коэффициентов приведения трамвайных вагонов (троллейбусов) по вместимости (приложение 2) по формуле:
(11)
где - коэффициент приведения по вместимости подвижного состава типа i;
- пробег подвижного состава i.
Среднее наполнение для подвижного состава типа i определяется по формуле:
(12)
Продолжительность работы освещения устанавливается по периоду времени суток, в течение которого включено освещение.
Примечание: Расход электроэнергии на освещение определяется с учетом способа питания осветительных приборов - от контактной сети или от генератора (аккумуляторной батареи). В последнем случае электроэнергия полученная генератором должна быть уменьшена в соответствии с режимом работы освещения.
Количество часов работы отопления определяется в зависимости от местных климатических условий.
10. Индивидуальные технологические () и индивидуальные отраслевые нормы (
) расхода электроэнергии на электротягу трамвайных вагонов и троллейбусов (с учетом вспомогательных нужд) приведены в приложении 1.
Индивидуальные технологические нормы () применяются для расчета групповых норм только на уровне трамвайных и троллейбусных предприятий и депо.
III. Расчет групповых норм
11. Групповые нормы () расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом разрабатываются на каждом уровне планирования, исходя из индивидуальных норм и планируемой транспортной работы для каждого вида транспорта (трамвай, троллейбус). При этом учитываются расходы электроэнергии на вспомогательные производственные процессы (прочее производственное потребление): на маневровое движение, ремонт и содержание подвижного состава в депо, рельсовых путей, систем электроснабжения, расходы на собственные нужды тяговых подстанций, потери в системе электроснабжения, расходы на собственные нужды тяговых подстанций, потери в системе электроснабжения, а также отклонения планируемых условий эксплуатации от принятых при расчете индивидуальных норм.
12. Групповые нормы рассчитываются по формуле:
, кВт.ч/1000 т км (13)
где - индивидуальная отраслевая норма расхода электроэнергии для подвижного состава типа i кВт.ч/1000 км бр.
- транспортная работа (плановая) подвижного состава типа i 1000 т км, бр
- интегральный нормативный коэффициент на планируемый период
d - норматив расхода электроэнергии на вспомогательные производственные процессы
- коэфициент, учитывающий потери в системе электроснабжения.
13. На планируемый период величина d определяется на основании отчетных данных за ряд лет методами математической статистики. При этом должны также учитываться планируемая экономия электроэнергии от внедрения оргтехмероприятий на вспомогательные производственные процессы, а также расширения производства.
На предприятиях величина d определяется по направлениям расхода электроэнергии на вспомогательные процессы расчетным путем или с использованием отчетно-статистических данных и экспериментальных замеров.
На уровне планирования Министерства ЖКХ РСФСР 0,06-0,09.
В остальных случаях планирования рекомендуется выделение расходов на отдельные вспомогательные производственные процессы.
Групповая норма расхода электроэнергии рассчитывается по формуле:
,
т км б, (14)
где - суммарная норма расхода электроэнергии на вспомогательные производственные процессы, учитывающая расходы электроэнергии в депо, ремонтными мастерскими, на конечных станциях и т.д.
может быть в соответствии с электроэнергии# разделена по отдельным потребителям, а также по постоянному и переменному току (Инструкция по учету расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом").
14. Интегральный нормативный коэффициент , учитывающий отклонение планируемых условий эксплуатации от принятых средних при расчете индивидуальных норм, определяется с использованием расчетно-аналитического и расчетно-статистического методов на основе данных о фактических расходах электроэнергии и производственной транспортной работе на данном уровне планирования за ряд лет.
Величина интегрального нормативного коэффициента "" определяется путем обработки динамического ряда значений этого коэффициента "
" за ряд последних лет методами математической статистики с учетом базисного года.
Фактическое значение этого коэффициента за отчетный период рассчитывается по уравнению:
(15)
где - фактический расход электроэнергии за отчетный период на транспортную работу (без расхода электроэнергии на вспомогательные процессы) кВт.ч;
- средневзвешенная (по индивидуальным отраслевым нормам расхода электроэнергии на транспортную работу, кВт.ч/1000 т км бр.
, (16)
- фактическая транспортная работа за отчетный период, тыс.т км.бр.
Фактическая работа одного вагона (машины) определяется по формуле:
, т.км бр (17)
или
, т.км бр (18)
где - фактический пробег вагона (машины) км;
- фактическое количество перевезенных пассажиров с учетом неоплачивающих проезд.
Количество пассажиров неоплачивающих# проезд определяется при статистическом обследовании пассажиропотоков.
15. При планировании на уровне предприятия для определения интегрального нормативного коэффициента учитываются конкретные эксплуатационные условия: эксплуатационная скорость, величина уклонов, климатические условия, продолжительность работы отопления и освещения на подвижном составе, а также экономия электроэнергии от оргтехмероприятий.
Для расчета групповых норм в этом случае следует пользоваться формулой
, (19)
или
, кВт.ч/1000 т км бр. (20)
где - индивидуальная норма для подвижного состава типа i, рассчитанная с учетом конкретных эксплуатационных условий.
- относительное снижение норм расхода электроэнергии за счет планируемых оргтехмероприятий.
16. Величина коэффициента , учитывающего потери в системе электроснабжения, зависит от параметров системы (протяженность трамвайного и троллейбусного пути, количества подстанций и др. факторов).
Коэффициент определяется расчетным путем. Если система электроснабжения в планируемом периоде не претерпела существенных изменений, то величина
определяется по формуле:
(21)
где - среднесуточный расход электроэнергии на транспортную работу по данным соответствующего расчетному отчетного периода за предыдущий год (суммарный расход электроэнергии тяговыми подстанциями за вычетом расходов на их собственные нужды), кВт.ч;
- среднесуточный расход электроэнергии на транспортную работу на токоприемниках подвижного состава за тот же период, кВт.ч;
- среднесуточный расход электроэнергии на транспортную работу на токоприемниках подвижного состава в планируемом периоде.
бр, (22)
где - суточная транспортная работа подвижного состава типа i.
В случае, если система электроснабжения претерпела существенные изменения (по сравнению с последним отчетным годом) вследствие ввода тяговых подстанций, новых питающих линий или изменение# длины участков питания, следует определить значение по методике изложенной в "Нормах и правилах проектирования систем электроснабжения трамваев и троллейбусов", М., 1983 г.
Кроме того, на уровне предприятия может определяться на основе экспериментальных данных.
При эксплуатации подвижного состава по системе многих единиц потери в системе электроснабжения возрастают. В том числе определяется по формуле:
, (23)
где - количество вагонов, эксплуатируемых по системе многих единиц;
В - общее число эксплуатируемых вагонов.
17. По групповой норме расхода электроэнергии и планируемому объему транспортной работы определяется общий расход электроэнергии на планируемый период:
кВт.ч (24)
При планировании на предприятии групповые нормы расхода электроэнергии на работу трамвайного и троллейбусного транспорта могут также рассчитываться прямым счетом как средневзвешенные по индивидуальным нормам расхода и планируемым объемам транспортной работы по типам трамвайных вагонов и троллейбусов с учетом расхода электроэнергии на вспомогательные производственные процессы предприятий.
В этом случае индивидуальные нормы расхода электроэнергии разрабатываются на планируемые условия производства. Мероприятия по экономии электроэнергии учитываются при разработке индивидуальных норм и расходов на вспомогательные производственные процессы.
Приложение N 1
к "Инструкции по нормированию расхода электроэнергии
трамвайным и троллейбусным транспортом", утвержденной
приказом Минжилкомхоза РСФСР
от "__" _____________ 1985 г. N ____
Таблица 1
Индивидуальные технологические нормы расхода электроэнергии на электротягу трамвайных вагонов и троллейбусов на токоприемниках подвижного состава
Трамвайные вагоны |
Троллейбусы |
||
Тип подвижного состава |
Н_о |
Тип подвижного состава |
Н_о |
Поезд |
|
ЗИУ-5 |
135 |
КТМ-2+КТП-2 |
57 |
|
|
ЛМ-49+ЛП-49 |
57 |
ЗИУ-9 |
150 |
МТВ-82 |
68 |
ЗИУ-9В1 |
168 |
ЛМ-57 |
83 |
9ТР |
152 |
РВЗ-6М |
97 |
|
|
Т-2, Т-3 |
108 |
|
|
Т-4СУ |
112 |
|
|
К-2 |
115 |
|
|
КТМ-5М, ЛМ-68 |
86 |
|
|
Таблица 2
Временные индивидуальные отраслевые нормы расхода электроэнергии на работу трамвайного и троллейбусного транспорта
Трамвайные вагоны |
Троллейбусные вагоны |
||
Тип подвижного состава |
Н_i |
Тип подвижного состава |
Н_i |
Поезд |
|
ЗИУ-5 |
180 |
КТМ-2 + КТП-2 |
77 |
ЗИУ-9 |
181 |
|
|
ЗИУ-9В1 |
189 |
ЛМ-49 + ЛП-49 |
78 |
9ТР |
177 |
МТВ-82 |
86 |
|
|
ЛМ-57 |
109 |
|
|
РВЗ-6М |
119 |
|
|
Т-2, Т-3, Т-4СУ |
143 |
|
|
К-2 |
154 |
|
|
КТМ-5М, ЛМ-68 |
117 |
|
|
Примечание: данные таблицы 1 и 2 соответствуют расходу электроэнергии на горизонтальном участке, температуре окружающего воздуха +5°С, при средних по сложности условиях городского движения и средн. базовых скорост. движения. При расчете групповых норм на предприятиях использ. данные табл. 1, а на более высоких уровнях планирования - табл. 2.
Приложение N 2
к "Инструкции по нормированию расхода электроэнергии
трамвайным и троллейбусным транспортом", утвержденной
приказом Минжилкомхоза РСФСР
от "__" _____________ 1985 г. N ____
Коэффициенты приведения пассажирских трамвайных вагонов и троллейбусов по вместимости
Таблица 3
Трамвайные вагоны | |
КТМ-2 |
0,55 |
КТП-2 |
0,58 |
МТЗ-82 |
0,83 |
ЛМ-57 |
0,88 |
РВЗ-6 |
0,87 |
Т-3, Т-2 (ЧССР) |
0,77 |
Т-4СУ |
0,7 |
К-2 (сочлененный) |
1,30 |
КТМ-5МЗ, ЛМ-68 |
1,0 |
Троллейбусы | |
ЗИУ-5 |
0,95 |
ЗИУ-7 |
0,80 |
ЗИУ-9 |
1,0 |
Примечание: для трамвайных вагонов и троллейбусов, не вошедших в указанный перечень каждое хозяйство устанавливает индивидуальные коэффициенты по их соотношению, соответственно с вагоном типа КТМ-5МЗ, с троллейбусом типа ЗИУ-9.
Приложение N 3
к "Инструкции по нормированию расхода электроэнергии
трамвайным и троллейбусным транспортом", утвержденной
приказом Минжилкомхоза РСФСР
от "__" _____________ 1985 г. N ____
Расчет эквивалентного уклона
Эквивалентный уклон определяется как постоянный фиктивный подъем на всем маршруте или сетки, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата транспортной единицей той же энергии, что и при движении на действительном профиле.
Для троллейбуса эквивалентный уклон для движения в обоих направлениях определяется по формуле:
,
где - вредный уклон, имеющий абсолютную величину, большую, чем
- основное удельное сопротивление движению, соответствующее 2/3 максимальной скорости на уклоне, кГ/т,
- длина вредного уклона по оси, м,
- длина приводимого участка по оси, м.
В расчетах для троллейбуса величину можно принять 18+20 кГ/т.
Для трамвая учитывается влияние сопротивления кривых и формула для определения эквивалентного уклона имеет вид:
,
где - сумма центральных углов кривых приводимого участка;
,
где - длина кривой, м,
- радиус кривой, м.
Величина для трамвая может быть принята равной 8+10 кГ/м.
Пример расчета эквивалентного уклона для трамвая
Участок имеет несколько кривых и уклонов, данные о которых сведены в таблицу 4
Таблица 4
l_o, м |
i_o, %о |
l_в, м |
i_в, %о |
альфа° |
30 |
7,5 |
|
|
|
60 |
0,6 |
100 |
60 |
90 |
|
|
120 |
50 |
|
|
|
70 |
47 |
|
130 |
2,0 |
|
|
60 |
|
|
600 |
38 |
|
50 |
3,0 |
|
|
|
Сумма (l_о) = 270 м |
|
Сумма (l_в) = 790 м |
|
Сумма (альфа°) = 150° |
- длина уклонов, где
- уклоны меньше
,
Принимаем основное удельное сопротивление на участке 8 кг/т, т.к. участок имеет кривые и уклон 50%.
Если в сети имеется несколько участков с трудным профилем, то определяется приведенный эквивалентный уклон:
,
,
где - эквивалентный уклон m-го участка,
- длина m-го участка по оси, км,
L - длина всей сети по оси, км.
Пример расчета приведенного эквивалентного уклона - имеются участки:
км с уклоном
км с уклоном
км с уклоном
Протяженность всей сети по оси 18,2 км.
Приложение N 4
к "Инструкции по нормированию расхода электроэнергии
трамвайным и троллейбусным транспортом", утвержденной
приказом Минжилкомхоза РСФСР
от "__" _____________ 1985 г. N ____
Определение средней длины поездки пассажиров
Средняя длина поездки пассажиров определяется на основании обследования пассажиропотоков. Наиболее полное представление о пассажиропотоках дает метод талонного обследования, который, вследствие трудоемкости, может проводиться один раз в 4-5 лет.
Для определения средней длины поездки пассажиров, средней наполняемости подвижного состава и решения ряда задач организации движения может быть применена упрощенная методика, по которой средняя длина поездки пассажиров в данной единице подвижного состава за данный рейс устанавливается исходя из количества пассажиров, находящихся в данной единице подвижного состава на каждом перегоне, и длины перегонов.
Средняя длина поездки пассажиров определяется как сумма пассажиро-километров на протяжении всего рейса, деленная на количество пассажиров, перевезенных за данный рейс.
Если обозначить длину перегонов через ,
количество пассажиров, находящихся в единице подвижного состава на этих перегонах, через
и количество перевезенных пассажиров через N, то средняя длина поездки пассажиров за полурейс выразится формулой:
, км
Таким образом, задача сводится к тому, чтобы учесть среднее количество пассажиро-километров на данном маршруте и среднее количество перевезенных пассажиров, для чего производится подсчет и регистрация количества вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке специально выделенными регистраторами - по одному на каждой площадке.
Результаты подсчета заносятся в регистрационные листы.
Регистрационный лист
_________________________________________________________________________
Маршрут N _____ Вагон N ______________
Регистрация посадки и высадки пассажиров через
________________________________ площадку.
от ________________________ конечного пункта
до ________________________ конечного пункта
за " " ______________ 198 г.
Наименование Количество вошедших и вышедших пассажиров остановочных ----------------------------------------------------------- пунктов Начало полурейса Начало полурейса ______ ч _____ мин. ______ ч _____ мин. Конец полурейса Конец полурейса ______ ч _____ мин. ______ ч _____ мин. ---------------------------------------------------------- вошло вышло вошло вышло |
1 |
2 |
3 |
Итого: |
Подпись регистратора
Обработка материалов регистрации сводится к расчету средней длины поездки пассажиров по каждому обследованному маршруту с занесением результатов в расчетный лист
Расчетный лист
-------------------------------------------------------------------------
Расчет средней длины поездки пассажиров на маршруте N __________
по данным обследования за " " ____________ 198 г.
на вагонах NN ___________
-------------------------------------------------------------------------
NN Наименование Расстоя- с _________________________ ч_______ мин.
пп остановочных ние меж- до ________________________ ч_______ мин.
пунктов ду оста- Кол-во пассажиров Наполне- Кол-во пас-
новками, ----------------- ние (пас- сажиров
км вошло вышло сажиров)
-------------------------------------------------------------------------
1 ______________ 0,45 8 - 8 3,6
2 ______________ 0,64 9 - 17 10,88
3 ______________ 0,37 2 - 19 7,03
4 ______________ 0,48 5 1 23 11,04
5 ______________ 0,71 3 - 26 18,4
6 ______________ 0,27 18 4 40 10,8
7 ______________ 7 1
Итого: Сумма l N_1 N_1 Сумма (n_1 х l_1)
-------------------------------------------------------------------------
Средняя Сумма (n_1 х l_1)
длина l_ср_1 = -----------------
поездки N_1
-------------------------------------------------------------------------
Примечание: В графах "вошло", "вышло" указывается количество пассажиров,
вошедших и вышедших со всех площадок.
По данным расчетных листов определяется средняя длина поездки пассажиров на маршруте:
, км
На основании данных, полученных по отдельным маршрутам, определяется средняя длина поездки пассажиров по обследованному виду транспорта:
, км
где количество пассажиров, перевезенных данным маршрутом,
количество пассажиров, перевезенных всеми маршрутами.
Обследование на каждом маршруте должно проводиться в течение всего дня работы трамвая (троллейбуса) на одних и тех же вагонах (поездах, машинах).
На каждом обследуемом маршруте следует охватить не менее 10-15% подвижного состава (меньшее значение для маршрутов с большей частотой движения).
В больших городах (более 800 тыс. жителей) можно ограничиться частью наиболее характерных маршрутов, причем обследовать пропорционально часть длинных, средних и коротких маршрутов в разных частях города.
Поскольку средняя длина поездки пассажиров определяется главным образом длиной поездки пассажиров на работу и обратно, она носит более или менее устойчивый характер. Поэтому обследование может осуществляться не одновременно по всем маршрутам.
Периодичность обследований зависит от местных условий, а именно: от изменения маршрутной схемы, строительства новых линий, появления нового вида общественного транспорта, строительства новых крупных промышленных предприятий и жилых районов, наличия перевозок сезонного характера и т.п. Желательно проводить обследования как в зимнее, так и в летнее время.
Приложение N 5
к "Инструкции по нормированию расхода электроэнергии
трамвайным и троллейбусным транспортом", утвержденной
приказом Минжилкомхоза РСФСР
от "__" _____________ 1985 г. N ____
Примеры расчета норм расхода электроэнергии на работу трамвайного и троллейбусного транспорта
В примерах приводятся расчеты квартальных норм. Аналогичным образом рассчитываются нормы для других планируемых периодов.
Пример 1
Трамвайное предприятие.
Расчетный период - II квартал.
1. Исходные данные заносим в форму 1 (графы 1-11).
4. Определяем по формуле 7 норму расхода электроэнергии на вспомогательные нужды трамвайного вагона РВЗ-6М
мощность вспомогательных потребителей вагона РВЗ-6М:
Двигатель-компрессор - 2,8 кВт, коэффициент включения - 0,25
двигатель-вентилятор - 0,8 квт, -"- 0,8
освещение - 1,7 кВт, время включения - 4 часа
Работа брутто одного вагона за сутки определяется по формулам 9 и 10:
5. Определяем норму расхода электроэнергии трамвайным вагоном, измеренную на токоприемнике по формулам 1 и 2:
6. Определяем коэффициент потерь в системе электроснабжения по формулам 21 и 22. По предыдущему году
Форма 1
Тип подвижного состава |
Плановый пробег тыс. км |
Плановое количество перевезенных пассажиров, тыс. |
Плановая эксплуатационная скорость V_э, км/ч |
Приведенный эквивалентный уклон, i % |
Средняя длина поездки пассажира, l_ср км |
Расход электроэнергии за II кв. отчетного (прошлого) года, тыс. кВтч |
Продолжительность работы подвижного состава на линии ч/сут. |
Средняя температура воздуха 0°С |
Величина снежного покрова, см |
|
общий |
тяговыми подстанциями (без собственных нужд) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
РВЗ-6М |
1450 |
16800 |
15,4 |
4,16 |
2,41 |
3921 |
3651 |
12,3 |
+10,7 |
0 |
Продолжение формы 1
Коэффициенты |
Плановая транспортная работа, тыс. км бр. |
Норма расхода электроэнергии вспомогат. потребителями подвижного состава, Н_в, кВтч/(1000 т км бр.) |
Норма расхода электроэнергии на токоприемниках подвижного состава Н кВтч/(1000 т км бр.) |
Коэффициент потерь электроэнергии в системе электроснабжения К_э |
Норма на прочее производ. потребление Н_пр, кВтч/(1000 т кмбр.) или норматив d |
Групповая норма расхода электроэнергии Н_гр, кВтч/(1000 ткмбр.) |
Плановый расход электроэнергии тыс. кВтч |
|||
q_v |
q_i |
q_н |
по видам транспорта |
общий |
||||||
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
1,032 |
1,088 |
0,971 |
26034 |
7,43 |
112,7 |
1,208 |
0,062 |
140,5 |
3683,87 |
3683,87 |
7. Определяем групповую норму расхода электроэнергии по трамвайному предприятию по формуле 19:
Величина планируется 2,5%.
Норматив d определяется путем анализа отчетных данных по расходу электроэнергии на вспомогательные процессы за ряд последних лет. Его величина составила 6,2% от общего расхода электроэнергии.
Пример 2
Троллейбусное предприятие
Расчетный период - I квартал.
1. Исходные данные заносим в форму 1
4. Определяем по формуле 7 норму расхода электроэнергии на вспомогательные нужды троллейбуса ЗИУ-9.
Мощность вспомогательных потребителей троллейбуса ЗиУ-9.
двигатель-компрессор - 3,5 кВт, коэффициент включения - 0,25
двигатель-генератор-
вентилятор - 2,8 кВт -"- 1,0
освещение - 0,9 кВт время включения - 6 ч
отопление кабины водителя - 3,6 кВт коэффициент включения - 1,0
отопление салона - 7,2 кВт -"- - 0,5
Работа брутто одного троллейбуса за сутки определяется по формулам 9 и 10:
5. Определяем норму расхода электроэнергии троллейбусом, измеренную на токоприемнике по формулам 1 и 2:
6. Определяем коэффициент потерь в системе электроснабжения по формулам 21 и 22. По предыдущему году:
7. Определяем групповую норму расхода электроэнергии по троллейбусному предприятию по формуле 20:
Величина планируется в размере 3%.
определяется исходя из потребности в электроэнергии на вспомогательные производственные процессы, которая планируется в размере
8. Плановый расход электроэнергии определяется по формуле 24:
Форма 1
Тип подвижного состава |
Плановый пробег, тыс. км |
Плановое количество перевезенных пассажиров, тыс. |
Плановая эксплуатацион. скорость V_э км/ч |
Приведенный эквивалентный уклон i, %о |
Средняя длина поездки пассажира l_ср км |
Расход электроэнергии за I квартал отчетного (прошлого) года, тыс. кВтч |
Продолжительность работы подвижного состава ч/сут |
Средняя температура воздуха, °С |
Величина снежного покрова см |
|
общий |
тяговыми подстанциями (без собственных нужд) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
ЗиУ-9 |
1003 |
5800 |
17,4 |
0,23 |
3,5 |
3159,8 |
2984,7 |
11 |
-10 |
50 |
Продолжение формы 1
Коэффициенты |
Плановая транспортная работа, тыс. ткмбр. |
Норма расхода электроэнергии вспомогат. потребителями подвижного состава Н_в кВтч/(1000 ткмбр.) |
Норма расхода электроэнергии на токоприемниках подвижного состава Н, кВтч/(1000 т кмбр.) |
Коэффициент потерь электроэнергии в системе электроснабжения К_э |
Норма на прочее производственное потребление Н_пр, кВтч/(1000 т кмбр) или норматив d |
Групповая норма расхода электроэнергии Н_гр, кВтч/(1000 т кмбр) |
Плановый расход электроэнергии, тыс. кВтч |
|||
По видам транспорта |
Общий |
|||||||||
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
1,0875 |
1,0046 |
1,05 |
11952 |
50,1 |
228,6 |
1,112 |
14,9 |
254,4 |
3040 |
3040 |
Пример 3
Трамвайно-троллейбусное предприятие
Расчетный период - IV квартал.
1. Исходные данные заносим в форму 1 (графы 1-11).
Трамвай.
3. Определяем плановую транспортную работу (формула 8).
Учитывая, что предприятие эксплуатирует два типа трамвайных вагонов, предварительно необходимо определить количество пассажиров, перевозимых каждым типом подвижного состава по формуле 11.
Трамвайным вагоном Т-3:
.
трамвайным вагоном КТМ-5МЗ:
.
Транспортная работа вагонов Т-3:
Транспортная работа вагонов КТМ-5МЗ:
4. Определяем по формуле 7 нормы расхода электроэнергии на вспомогательные нужды вагонов Т-3 и КТМ-5МЗ.
Мощность вспомогательных потребителей вагона Т-3:
двигатель-генератор-вентилятор - 5,0 кВт, коэффициент включения - 1,0
отопление - 5,4 кВт -"- 0,5
калорифер - 4,8 кВт -"- 0,9
освещение - 1,0 кВт время включения - 64
Форма 1
Тип подвижного состава |
Плановый пробег, тыс. км. |
Плановое кол-во перевезенных пассажиров, тыс. |
Плановая эксплуатационная скорость |
Приведенный эквивалентный уклон |
Средняя длина поездки пассажира, км |
Расход электроэнергии за IV квартал отчетного (прошлого) года, тыс. кВтч |
Продолжительность работы подвижного состава, ч/сут. |
Средняя температура воздуха, °С |
Величина снежного покрова, см |
|
общий |
тяговыми подстанциями (без собствен. нужд) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Т-3 |
1590 |
16000 |
15,7 |
1,6 |
3,04 |
|
|
11 |
|
|
КТМ-5МЗ |
1280 |
|
|
|
|
21826 |
18505,5 |
|
|
|
ЗИУ-5 |
300 |
|
|
|
|
|
|
|
-7,5 |
40 |
ЗИУ-9 |
2617 |
18200 |
16,6 |
1,2 |
3,52 |
|
|
11,4 |
|
|
Коэффициенты |
Плановая транспортная работа, тыс. т км бр |
Норма расхода электроэнергии вспомогат. потребителями подвижного состава Н_в кВтч/(1000 т км бр) |
Норма расхода электроэнергии на токоприемниках подвижного состава Н кВтч/(1000т кмбр) |
Коэффициент потерь электроэнергии в системе электроснабжения К_э |
Норма на прочее производственное потребл. Н_пр кВтч/(1000 т км бр) |
Групповая норма расхода электроэнергии Н_гр кВтч/(1000 т кмбр) |
Плановый расход электроэнергии, тыс. кВтч |
|||
по видам транспорта |
общий |
|||||||||
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
1,055 |
1,032 |
1,074 |
28694,5 |
43,36 |
170,7 |
1,17 |
16,03 |
194,6 |
10555,6 |
|
|
|
|
25548,3 |
41,48 |
142,45 |
|
|
|
|
19827,32 |
|
|
|
3341,2 |
19,02 |
197,7 |
|
|
|
|
|
1,0375 |
1,024 |
1,032 |
31501,8 |
50,76 |
224,71 |
|
13,48 |
266,13 |
9271,7 |
|
Норма на вспомогательные нужды вагона типа Т-3:
Работа брутто одного вагона типа Т-3 за сутки определяется по формулам 9 и 10:
Мощность вспомогательных потребителей вагона КТМ-5МЗ
двигатель-генератор - 2,8 кВт, коэффициент включения - 1,0
отопление кабины - 3,0 кВт -"- 0,8
отопление салона - 11,0 кВт -"- 0,5
стеклообогрев - 1,2 кВт -"- 1,0
освещение - 2,2 кВт, время включения - 64
Работа брутто одного вагона типа КТМ-5МЗ за сутки:
Норма на вспомогательные нужды вагона типа КТМ-5МЗ
5. Определяем норму расхода электроэнергии трамвайными вагонами, измеренную на токоприемниках по формулам 1 и 2:
Для вагона Т-3
Для вагона КТМ-5МЗ
Троллейбус
7. Определяем плановую транспортную работу (формула (8)).
Вместимость троллейбусов типов ЗиУ-5 и ЗиУ-9 примерно одинакова, поэтому можно считать, что каждым типом перевезено пассажиров пропорционально пробегу.
Для ЗиУ-5:
Для ЗиУ-9:
Транспортная работа троллейбусов ЗиУ-5
Транспортная работа троллейбусов ЗиУ-9
8. Определяем по формуле 7 нормы расхода электроэнергии на вспомогательные нужды троллейбусов ЗиУ-5 и ЗиУ-9.
Мощность вспомогательных потребителей троллейбуса ЗиУ-5:
двигатель-компрессор - 2,7 кВт, коэффициент включения - 0,25
двигатель-генератор-вентилятор - 2,0 кВт, -"- 1,0
освещение - 0,9 кВт, время включения - 5,4
отопление - 1,5 кВт, коэффициент включения - 0,9
Работа брутто одного троллейбуса типа ЗиУ-5 за сутки определяется по формулам 9 и 10:
Норма на вспомогательные нужды троллейбуса ЗиУ-5
Мощность вспомогательных потребителей троллейбуса типа ЗиУ-9:
двигатель-компрессор - 3,5 кВт, коэффициент включения - 0,25
двигатель-генератор-вентилятор - 2,8 кВт, -"- - 1,0
отопление кабины водителя - 3,6 кВт, -"- - 1,0
отопление салона - 7,2 кВт, -"- - 0,5
освещение - 0,9 кВт, время включения - 5,44.
Работа брутто одного троллейбуса типа ЗиУ-9 за сутки:
Норма на вспомогательные нужды троллейбуса типа ЗиУ-9:
9. Определяем нормы расхода электроэнергии на токоприемниках троллейбусов формулам 1 и 2:
Для троллейбуса ЗиУ-5:
Для троллейбуса ЗиУ-9:
10. Определяем расходы электроэнергии на токоприемниках по типам подвижного состава.
Для трамвайных вагонов типа Т-3:
Для трамвайных вагонов типа КТМ-5МЗ:
Для троллейбусов типа ЗиУ-5:
Для троллейбусов типа ЗиУ-9:
11. Определяем коэффициент потерь в системе электроснабжения по формулам 21 и 22.
Принимаем, что потери в системах электроснабжения трамвая и троллейбуса одинаковы. По предыдущему году:
12. Определяем групповые нормы по формуле 20:
Для трамвая:
Величина планируется в размере 3%
определяется исходя из потребностей в электроэнергии на вспомогательные производственные процессы, которая потребуется в размере:
Для троллейбуса:
Величина планируется в размере 2,8%
13. Плановый расход электроэнергии определяется с использованием формулы 24.
Плановый расход электроэнергии трамвая:
Плановый расход электроэнергии троллейбуса:
Общий расход электроэнергии по предприятию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 1987 г. действует новая инструкция по нормированию расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом.
Приводятся рекомендации по разработке индивидуальных норм расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом, методика расчета групповых норм и положений, в которых содержатся необходимые справочные материалы для разработки норм. Кроме того, представлены примеры расчета норм для трамвайного, троллейбусного и трамвайно-троллейбусного предприятий.
Нормируются расходы электроэнергии на производственно-эксплуатационные нужды, связанные с перевозкой пассажиров, эксплуатацией подвижного состава, рельсовых путей и систем. Применяются индивидуальные и групповые нормы, которые измеряются в кВт.ч/1000 ткм бр (кВт.ч/1500 ткм бр).
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 29 декабря 1985 г. N 646 "Об утверждении Инструкции по нормированию расхода электроэнергии трамвайным и троллейбусным транспортом"
Инструкция, утвержденная настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 1987 г.
Текст приказа официально опубликован не был