Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 26 октября 2009 г. N 611
Положение
об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
I. Общие положения
1. Положение об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее соответственно - Положение, МЧС России) определяет основные принципы организации и осуществления научно-технической деятельности в центральном аппарате, территориальных органах и организациях МЧС России (далее - подразделения системы МЧС России).
2. Положение разработано в соответствии с:
Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 167; N 52 (ч. I), ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1 (ч. I), ст. 18, ст. 39, ст. 43; N 27, ст. 2722; N 30 (ч. II), ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31 (ч. I), ст. 3437, N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52, (ч. I), ст. 5497, ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 17, ст. 1929; N 27, ст. 834, ст. 3213; N 31, ст. 3993, ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 44, ст. 5282; N 45, ст. 5428; N 49, ст. 6042, ст. 6048, ст. 6079; N 50, ст. 6246, ст. 6247; 2008, N 17, ст. 1756; N 18, ст. 1939; N 20 ст. 2253; N 27, ст. 3122; N 27, ст. 3123; N 29 (часть I) ст. 3418; N 30 (часть I) ст. 3597; N 30 (часть И) ст. 3616; N 45 ст. 5147; N 52 (часть I) ст. 6235; 2009, N 1 ст. 14; ст. 16, ст. 19, ст. 20, ст. 23; N 7, ст. 775; N 15, ст. 1778; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582);
Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 34, ст. 3540; 1995, N 26, ст. 2397; 1997, N 12, ст. 1381; 1999, N 19, ст. 2302; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 32, ст. 4121; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584, ст. 3592, ст. 3601);
Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; N 51, ст. 6271; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 1 (ч. II), ст. 20; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 786; N 31, ст. 3923);
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. I), ст. 3105; 2006, N 1, ст. 18; N 31 (ч. I), ст. 3441; 2007, N 17, ст. 1929; N 31, ст. 4015; N 46, ст. 5553; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5723; 2009, N 1, ст. 16, ст. 31; N 18 (ч. I), ст. 2148; N 19, ст. 2283);
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2687);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1838; 2008, N 34, ст. 3931);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4939; 2009, N 18 (ч. II), ст. 2242);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18 (ч. II) ст. 2242).
II. Научно-техническая деятельность в системе МЧС России
3. При осуществлении научно-технической деятельности МЧС России:
организует и проводит прикладные научные исследования и экспериментальные разработки в целях решения проблем в сфере деятельности МЧС России;
организует внедрение полученных результатов в повседневную деятельность МЧС России;
разрабатывает и совершенствует законодательные и иные нормативные правовые акты, а также методические документы, относящиеся к компетенции МЧС России;
подготавливает и проводит научно-исследовательские учения;
организует и проводит научно-информационную работу (научные конференции, совещания, семинары и выставки, научное консультирование), а также изобретательскую, рационализаторскую и патентно-лицензионную работу;
ведет учет результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского, военного, специального и двойного назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета по заказу МЧС России;
организует подготовку научных кадров и практических работников в соответствии с современными достижениями науки и техники, передового опыта деятельности МЧС России;
организует и выполняет мероприятия по совершенствованию сети и организационно-штатной структуры научно-исследовательских учреждений и научно-исследовательских подразделений организаций МЧС России, а также исследовательской, экспериментальной и лабораторно-испытательной баз подразделений системы МЧС России;
организует мониторинг научной среды и выявление лучших научно-технических разработок и инновационных проектов в области комплексной безопасности;
поддерживает научные связи и координирует совместные исследования с Российской академией наук, научными организациями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации, общественными научными объединениями и организациями, а также с научными организациями государств - участников Содружества Независимых Государств, других иностранных государств.
4. Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях подготовки научно обоснованных рекомендаций и практического решения проблем в сфере деятельности МЧС России.
5. Разработка и совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов, а также методических документов осуществляется в целях регламентации повседневной деятельности системы МЧС России.
6. Проведение научно-исследовательских учений осуществляется в целях глубокой и всесторонней проработки новых способов применения сил и средств для повышения эффективности деятельности системы МЧС России, а также выработки соответствующих рекомендаций.
7. Научно-информационная работа (проведение научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров и выставок, научное консультирование) осуществляется в целях обмена опытом, коллективного обсуждения и творческого решения актуальных вопросов в области научного обеспечения и практической реализации задач и функций, возложенных на МЧС России. По результатам проведенных мероприятий вырабатываются практические рекомендации и предложения.
Материалы научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров и выставок издаются в виде соответствующих сборников и рассылаются в заинтересованные организации.
8. Изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа осуществляется в целях ускорения внедрения полученной научно-технической продукции в практическую деятельность подразделений системы МЧС России, в разработку новых и модернизацию существующих образцов техники и технологий, совершенствования методов эксплуатации и испытаний, а также закрепления и защиты исключительных и авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в интересах МЧС России и подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми принадлежит Российской Федерации в лице МЧС России.
III. Участники научно-технической деятельности в системе МЧС России и их функции
9. Участниками научно-технической деятельности в системе МЧС России являются:
научно-технический совет при МЧС России;
экспертный совет МЧС России;
координирующее подразделение;
заказчики научно-технической продукции;
уполномоченные организации;
ведомственные научные организации;
исполнители прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
10. Научно-технический совет при МЧС России - постоянно действующий совещательный орган для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России.
Научно-технический совет при МЧС России:
осуществляет научное обоснование стратегического развития МЧС России;
определяет перспективы и приоритетные направления научного обеспечения деятельности МЧС России;
оценивает влияние результатов научно-технической деятельности на уровень гражданской обороны, защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
11. Экспертный совет МЧС России - орган консультативного обеспечения деятельности МЧС России, осуществляющий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами научно-правовую, экспертную и информационную поддержку деятельности МЧС России.
12. Координирующее подразделение - структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, отвечающее в соответствии с возложенными на него задачами и функциями за организацию и осуществление научно-технической деятельности в системе МЧС России.
Координирующее подразделение:
готовит предложения по формированию базовых и приоритетных направлений проведения научно-технической политики МЧС России на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
организует планирование, координацию и контроль за осуществлением научно-технической деятельности в системе МЧС России;
организует размещение заказов на выполнение в интересах МЧС России прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;
осуществляет методическое руководство и контроль за проведением прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, получением научно-технической продукции, ее учетом и внедрением;
готовит предложения по установлению заданий на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок для ведомственных научных организаций, а также обобщает и представляет на утверждение в установленном порядке предложения по организации прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ;
совместно со структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, организующим финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России, определяет нормативы финансовых затрат на выполнение задания ведомственными научными организациями, а также порядок списания результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, не являющихся нематериальными активами;
осуществляет распределение и обеспечивает расходование объемов финансовых средств, выделяемых на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, по целевым статьям, видам расходов и предметным статьям бюджетной и экономической классификации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели в соответствующем плановом периоде;
организует мониторинг научной среды с целью выявления лучших научно-технических разработок и инновационных проектов в области комплексной безопасности, имеющих перспективы применения в сфере деятельности МЧС России, и информирует заказчиков научно-технической продукции о полученных результатах;
участвует в проведении испытаний опытных образцов новых видов технических средств, подготовке документации для принятия их на снабжение (вооружение) в системе МЧС России и приемке результатов научно-технической деятельности;
организует внедрение научно-технической продукции в повседневную деятельность системы МЧС России, а также осуществляет оценку и анализ эффективности проводимых работ.
13. Заказчики научно-технической продукции - подразделения системы МЧС России, в интересах которых разрабатывается научно-техническая продукция.
Заказчики научно-технической продукции:
формируют заявки на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с направлениями своей деятельности;
осуществляют контроль за ходом выполнения этапов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;
организуют проведение приемочных испытаний опытных образцов новых видов технических средств, подготовку документации для принятия их на снабжение (вооружение) в системе МЧС России и предложений по снятию со снабжения (вооружения) устаревших технических средств и технологий;
проводят приемку результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;
выявляют результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, и обеспечивают представление необходимых сведений и заверенных документов в уполномоченную организацию для осуществления их государственного учета;
обеспечивают внедрение полученных результатов в повседневную деятельность подразделений системы МЧС России;
представляют в координирующее подразделение информацию о результатах внедрения научно-технической продукции и эффективности ее применения в системе МЧС России.
14. Уполномоченная организация - подразделение системы МЧС России или организация, которым в установленном порядке переданы полномочия по осуществлению отдельных функций участников научно-технической деятельности.
15. Научно-исследовательские и образовательные учреждения системы МЧС России, а также учреждения и организации системы МЧС России, имеющие в своем составе научно-исследовательские подразделения (далее - ведомственные научные организации):
осуществляют научно-техническую деятельность и разрабатывают научно-техническую продукцию в соответствии с организационно-планирующими документами и заданиями МЧС России, утвержденными в установленном порядке;
изучают и обобщают положительный опыт проводимых работ по научному обеспечению задач и функций, возложенных на МЧС России;
участвуют в организации и проведении научно-информационной работы, оказывают методическую и консультационную помощь подразделениям системы МЧС России.
16. Исполнители прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с законодательством Российской Федерации:
выполняют за счет средств федерального бюджета прикладные научные исследования и экспериментальные разработки;
представляют заказчику научно-технической продукции результаты проведенных работ (этапов работ) и необходимые сведения для их учета;
обеспечивают авторское сопровождение принятых результатов завершенных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
IV. Планирование и осуществление научно-технической деятельности в системе МЧС России
17. Планирование и осуществление научно-технической деятельности в системе МЧС России проводится с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, основных направлений фундаментальных исследований Российской академии наук, отечественных достижений в области науки и техники, приоритетных направлений деятельности МЧС России и ранее полученных результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России.
18. Основные положения научно-технической деятельности в системе МЧС России оформляются в виде базовых направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на долгосрочную перспективу и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на среднесрочную перспективу.
19. Разработка базовых и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России осуществляется координирующим подразделением.
20. Предложения по базовым и приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в системе МЧС России представляются на рассмотрение научно-техническому совету при МЧС России и утверждаются коллегией МЧС России в I квартале года, предшествующего планируемому периоду.
21. Утвержденные базовые и приоритетные направления развития науки, техники и технологий в системе МЧС России являются основой для планирования, организации и осуществления научно-технической деятельности в системе МЧС России.
22. В соответствии с утвержденными базовыми и приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий в системе МЧС России заказчики научно-технической продукции до 1 июня года, предшествующего планируемому периоду, представляют в координирующее подразделение заявки-обоснования на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с приложением N 1 с проектами тактико-технических заданий (технических заданий), а также предложения по проведению прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках действующих и разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ.
23. Заявка-обоснование на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок подписывается руководителем подразделения системы МЧС России - заказчика научно-технической продукции.
24. Рассмотрение заявок-обоснований на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется координирующим подразделением по следующим критериям:
соответствие базовым и приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в системе МЧС России;
соответствие формы и содержания предъявляемым требованиям;
при проведении прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых на основе размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд - возможность проведения данных работ ведомственными научными организациями за счет сметы расходов на их содержание и наличие средств федерального бюджета по указанным статьям финансирования.
25. При несоответствии заявок-обоснований критериям, указанным в пункте 24 настоящего Положения, координирующее подразделение в недельный срок возвращает на доработку заказчику научно-технической продукции полученные заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
Заказчики научно-технической продукции в недельный срок дорабатывают заявки-обоснования и повторно представляют их в координирующее подразделение.
26. Заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по особо важным направлениям деятельности МЧС России рассматриваются на заседании научно-технического совета при МЧС России.
27. Заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок с проектами тактико-технических заданий (технических заданий) на их выполнение хранятся в координирующем подразделении весь период выполнения работ.
28. На основе полученных заявок-обоснований, а также утвержденных в установленном порядке организационно-финансовых планов по реализации федеральных и ведомственных целевых программ координирующее подразделение формирует проект единого организационно-планового документа по осуществлению научно-технической деятельности в системе МЧС России на планируемый период (далее - план НТД) и в III квартале года, предшествующего планируемому периоду, представляет его для рассмотрения на заседании научно-технического совета при МЧС России.
29. Одобренный научно-техническим советом при МЧС России проект плана НТД утверждается приказом МЧС России в IV квартале года, предшествующего планируемому периоду.
30. Утвержденный в установленном порядке план НТД является основанием для осуществления научно-технической деятельности в системе МЧС России в планируемом периоде и финансирования связанных с этим расходов.
31. Внесение изменений в план НТД осуществляется в установленном порядке по инициативе заказчика научно-технической продукции, который осуществляет разработку соответствующего проекта приказа МЧС России с обоснованием необходимости внесения изменений.
32. Проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок вне утвержденного в установленном порядке плана НТД осуществляется путем открытия в ведомственной научной организации соответствующего оперативного задания.
Для этого заказчик научно-технической продукции направляет в координирующее подразделение проект оперативного задания на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с приложением N 2 и тактико-техническое задание (техническое задание) на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, согласованные с ведомственными научными организациями - исполнителями данных работ.
33. Согласованное оперативное задание на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок утверждается заместителем Министра, обеспечивающим организацию работ по проведению научных исследований и экспериментальных разработок в системе МЧС России.
34. Оперативное задание на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок и тактико-техническое задание (техническое задание) на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок регистрируются координирующим подразделением в установленном порядке. При этом оригиналы документов направляются исполнителям прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, а их копии - заказчикам научно-технической продукции.
35. Объем оперативных заданий на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок не должен превышать 10% от общего объема работ, выполняемых ведомственной научной организацией по плану НТД.
V. Порядок приемки результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России
36. Выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок должно производиться в соответствии с требованиями тактико-технического задания (технического задания), нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
37. При невыполнении исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в срок, установленный календарным планом выполнения работы (ведомостью исполнения), заказчиком научно-технической продукции принимаются необходимые меры для выяснения причин задержки выполнения работ и соответствующая информация доводится до сведения координирующего подразделения.
В этом случае координирующее подразделение принимает меры по обеспечению выполнения работы в срок либо осуществляет в установленном законодательными или иными правовыми актами порядке проведение процедур по прекращению работ данным исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
38. Приемка этапов работы и работы в целом осуществляется приемочной комиссией, создаваемой в установленном порядке.
39. Состав приемочной комиссии по научно-исследовательским работам (далее - НИР) определяется заказчиком научно-технической продукции и включает в себя: председателя приемочной комиссии (представителя заказчика научно-технической продукции) и 4 - 5 членов приемочной комиссии (представителя от координирующего подразделения, 1 - 2 представителей от заказчика научно-технической продукции и 1 - 2 представителей от исполнителя прикладных научных исследований и экспериментальных разработок).
40. Состав приемочной комиссии по опытно-конструкторским или опытно-технологическим работам (далее - ОКР) определяется приказом МЧС России и включает в себя: председателя приемочной комиссии (представителя от заказчика научно-технической продукции) и 6 - 7 членов приемочной комиссии (представителя от координирующего подразделения, 1 - 2 представителей от заказчика научно-технической продукции, 1 - 2 представителей от ведомственной научной организации, 1-2 представителей от исполнителя прикладных научных исследований и экспериментальных разработок).
41. На председателя приемочной комиссии возлагается:
распределение обязанностей между членами приемочной комиссии и руководство их работой;
определение совместно с членами приемочной комиссии плана работы комиссии по приемке научно-технической продукции;
разрешение возможных разногласий по рассматриваемой научно-технической продукции между членами приемочной комиссии;
ответственность за подготовку и оформление результатов работы актом приемочной комиссии в установленный контрактом срок;
представление обоснованного решения приемочной комиссии.
42. Член приемочной комиссии имеет право:
заблаговременно получать всю отчетную документацию по рассматриваемой научно-технической продукции;
участвовать в принятии решений по вопросам, рассматриваемым приемочной комиссией;
высказывать особое мнение при несогласии с решением приемочной комиссии.
43. Работа приемочной комиссии осуществляется по следующим этапам:
проверка комплектности отчетной документации в соответствии с тактико-техническим заданием (техническим заданием) и календарным планом выполнения НИР (ведомостью исполнения ОКР), а также соответствия представленной документации государственным стандартам;
оценка степени выполнения требований тактико-технического задания (технического задания);
изучение и оценка качества (технического уровня) полученной научно-технической продукции, а также анализ полученных результатов с целью обеспечения их учета в установленном порядке;
подготовка и проведение приемочных испытаний (в случае проведения их приемочной комиссией) или оценка результатов предшествующих испытаний;
оформление результатов работы приемочной комиссии соответствующим актом.
44. Рассмотрение и приемка приемочной комиссией результатов работы осуществляется с учетом заключения (отзыва) заказчика научно-технической продукции по оценке технического уровня полученных результатов и степени выполнения требований тактико-технического задания (технического задания).
45. Результаты оценки технического уровня научно-технической продукции должны отражать новизну полученных результатов, место данной продукции на российском и мировом рынках, ее конкурентоспособность и патентоспособность. В качестве базы для сравнения принимаются требования государственных стандартов, тенденции развития данного вида научно-технической продукции, лучшие образцы аналогичной продукции.
46. При приемке научно-технической продукции приемочная комиссия оценивает:
достаточность проведенного исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок анализа, подтверждающего актуальность и новизну исследований;
достаточность теоретического обоснования выбранного исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок решения по объекту исследования;
достаточность предложенных исполнителем экспериментальных образцов, установок и моделей, методик и программ их испытаний;
конкретность задач, решаемых на этапе работ, с целью успешного проведения следующего этапа, а также обоснование необходимости возможного внесения изменений в тактико-техническое задание (техническое задание) и календарный план выполнения НИР (ведомость исполнения ОКР);
необходимость осуществления государственного учета полученных результатов.
47. В целях принятия решения по каждой рассматриваемой работе на заседании приемочной комиссии проводится ее обсуждение, результаты которого оформляются протоколом совещания приемочной комиссии. Для обсуждения результатов работы могут привлекаться в установленном порядке эксперты или квалифицированные специалисты в данной области.
48. По итогам работы приемочной комиссии в установленном порядке оформляется акт: для НИР - акт сдачи-приемки выполненной работы (промежуточного этапа), для ОКР - акт приема-передачи основных средств.
При возникновении разногласий между членами приемочной комиссии акт подписывается всеми членами приемочной комиссии и к нему прилагается изложенное письменно особое мнение члена приемочной комиссии.
49. В акте отражаются: соответствие представленной научно-технической продукции требованиям тактико-технического задания (технического задания), основные результаты работы и их практическая ценность, результаты оценки научно-технического уровня продукции и предлагаемые способы ее внедрения, а также исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих государственному учету в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 312 "Об утверждении форм учетных документов для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2006 г., регистрационный N 7494) и приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 173/178 "Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2003 г., регистрационный N 4933).
50. Заказчик научно-технической продукции в недельный срок после подписания соответствующих актов приемки в установленном порядке обеспечивает представление в уполномоченную организацию, осуществляющую государственный учет результатов научно-технической деятельности:
заверенную копию акта с заключениями и протоколами (при их наличии);
сведения о результатах научно-технической деятельности и подтверждающие их заверенные копии документов (государственный контракт или другие документы, в соответствии с которыми были выделены средства федерального бюджета на выполнение работы);
отчет о патентных исследованиях (при наличии);
другие документы, содержащие необходимые сведения для учета результатов интеллектуальной деятельности (при наличии).
51. После подписания двух экземпляров акта заказчиком научно-технической продукции, акты утверждаются руководителем координирующего подразделения и заверяются печатью МЧС России с изображением Государственного герба Российской Федерации.
52. Первый экземпляр акта передается заказчику научно-технической продукции.
Второй экземпляр акта направляется исполнителю прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
Копия акта передается заказчиком научно-технической продукции в координирующее подразделение (куратору данной работы) для учета выполненных работ.
53. Постановка результатов научно-технической деятельности на бюджетный учет осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок ведения бюджетного учета.
54. Учет, хранение, использование, списание и уничтожение разработанной научно-технической продукции, в том числе отчетной технической документации по прикладным научным исследованиям и экспериментальным разработкам, осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.
55. Контроль за соблюдением порядка приемки научно-технической продукции, содержанием и оформлением соответствующей документации осуществляется координирующим подразделением, при этом ответственность за обеспечение данных работ возлагается на заказчика научно-технической продукции.
VI. Порядок внедрения результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России
56. Внедрение результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России производится в соответствии с требованиями тактико-технического задания (технического задания) и нормативных документов, регламентирующих вопросы реализации и внедрения научно-технической продукции.
57. К внедрению в системе МЧС России подлежат результаты прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проведенных с целью:
разработки законодательных и других нормативных правовых актов и методических документов по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;
осуществления нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в сфере деятельности МЧС России;
совершенствования организационно-штатной структуры подразделений системы МЧС России;
разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ в сфере деятельности МЧС России;
проведения практических мероприятий по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;
создания современной пожарной, спасательной и иной техники, оборудования и технологий, предназначенных для применения в подразделениях системы МЧС России;
разработки мер, направленных на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствования учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МЧС России;
реализации других задач и функций, возложенных на МЧС России.
58. Полученные результаты прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, реализованные в виде проектов нормативных правовых и методических документов, применяются в деятельности МЧС России в следующем порядке:
уставы, положения, инструкции, наставления - в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;
нормы (нормативы), руководства, методики и методические рекомендации (рекомендации) - в соответствии с решением научно-технического совета при МЧС России;
учебные и учебно-методические пособия - в соответствии с решением ученого совета образовательного учреждения МЧС России (учебные и учебно-методические пособия, предназначенные для использования в образовательном процессе во всех образовательных учреждениях МЧС России, применяются в соответствии с решением учебно-методического совета МЧС России с присвоением соответствующего грифа МЧС России).
59. Руководители подразделений системы МЧС России, в интересах которых разрабатывается научно-техническая продукция, в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за организацию внедрения полученных результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России.
С целью внедрения данных результатов заказчик научно-технической продукции в установленном порядке подает в соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России заявки, направленные на обеспечение внедрения полученной научно-технической продукции, в том числе на финансирование расходов по внедрению.
60. Внедрение результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России, не требующих привлечения других подразделений системы МЧС России, а также финансовых средств из федерального бюджета и иных источников, производится заказчиком научно-технической продукции самостоятельно.
61. Заказчик научно-технической продукции в течение 30-ти дней после подписания соответствующего акта приемки представляет в координирующее подразделение сведения о полученных результатах научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 3.
62. Одновременно с этим заказчик научно-технической продукции формирует план внедрения результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 4. Копия плана направляется в координирующее подразделение.
63. Контроль за выполнением планов внедрения научно-технической продукции осуществляют руководители подразделений системы МЧС России - заказчиков научно-технической продукции.
64. По результатам внедрения научно-технической продукции заказчик научно-технической продукции оформляется акт внедрения результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 5. Копия акта направляется в координирующее подразделение.
65. Заказчик научно-технической продукции также обеспечивает представление необходимых сведений и заверенных документов в уполномоченную организацию, осуществляющую государственный учет результатов интеллектуальной деятельности.
См. Методические рекомендации по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста РФ и Минпромнауки РФ от 17 июля 2003 г. N 174/179
66. Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также методическими документами, регламентирующими данную деятельность.
VII. Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок
67. Основными источниками финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых в интересах МЧС России, являются средства федерального бюджета, выделяемые, в том числе в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ, на:
прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону;
исследования в области разработки вооружения и военной техники в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа.
68. Финансирование работ по внедрению научно-технической продукции, полученной в ходе реализации федеральных и ведомственных целевых программ, осуществляется из средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных целевых программ.
69. Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых ведомственными научными организациями в интересах МЧС России на основе соответствующих заданий, осуществляется из средств федерального бюджета, предусмотренных для содержания бюджетных организаций, а также средств от разрешенной приносящей доход деятельности.
70. Потребность в ассигнованиях на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, проводимые ведомственными научными организациями по заданию МЧС России, определяется координирующим подразделением совместно со структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, организующим финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, исходя из планируемых объемов исследований по заданию МЧС России и нормативов финансовых затрат на их выполнение, утвержденных в установленном порядке.
VIII. Организация международного сотрудничества в области научно-технической деятельности
71. В МЧС России осуществляется международное сотрудничество в области научно-технической деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами на основе соответствующих международных договоров, международных научно-технических программ и проектов по следующим основным направлениям:
проведение консультаций по вопросам организации совместных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;
разработка (координация разработки) и участие в осуществлении совместных научно-исследовательских программ и проектов;
создание системы обмена научно-технической информацией;
обмен опытом в области подготовки научно-педагогических и научных кадров;
обмен научной и научно-технической литературой, учебниками, пособиями, научными трудами и другими материалами;
обмен опытом в области разработки законодательных и иных нормативных правовых актов;
проведение совместных научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров, рабочих встреч и выставок.
72. Для подготовки предложений по указанным направлениям сотрудничества, координации совместных исследований и разработок, а также обеспечения реализации достигнутых договоренностей стороны в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами создаются международные рабочие группы по научно-техническому сотрудничеству.
73. Передача за пределы территории Российской Федерации результатов научно-технической деятельности в МЧС России осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.