Чукотский автономный округ, г. Анадырь 6 июля 2010 года
С 1 января 2009 года вступил в силу в полном объеме Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3) - основной закон, регулирующий местное самоуправление в стране.
В части территориальной организации местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 предусматривает разграничение территорий субъектов Российской Федерации в первую очередь между городскими и сельскими поселениями. Формирование территорий поселений осуществляется исходя из установленных законом требований. Поселения входят в состав муниципальных районов.
Для обеспечения оптимальной организации местного самоуправления в отдельных регионах России Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 предусмотрел такие категории, как территории с низкой, а также высокой плотностью сельского населения. При этом введен критерий для отнесения территорий к той или иной категории. Кроме того, предусмотрена возможность признания территориями определенной плотности как всей территории субъектов Российской Федерации, так и отдельных муниципальных районов. Утверждение данного перечня регионов отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое 25 мая 2004 года приняло Распоряжение N 707-р, утвердив соответствующий перечень.
Согласно указанному перечню территории шести субъектов Российской Федерации (Магаданская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) признаны территориями с низкой плотностью населения, еще в 21 субъекте Российской Федерации территориями с низкой плотностью населения признаны отдельные районы. При этом данные территории присутствуют в регионах, расположенных в шести из восьми федеральных округов.
В целях достижения указанной цели органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять отдельные территории как отдаленные и труднодоступные местности, при этом определение территорий таковыми осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Для названных видов территорий Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 предусмотрены определенные исключения из общих требований, установленных при определении территорий, на которых осуществляется местное самоуправление. Введение указанных исключений позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- не включать в состав территорий поселений территории с низкой плотностью населения;
- формировать межселенные территории, которые входят непосредственно в состав муниципальных районов;
- наделять статусом сельского поселения сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
- не применять требования о пешеходной доступности до административного центра сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, а также транспортной доступности до административного центра муниципального района.
Кроме того, на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 предусмотрена возможность упразднения поселения, если численность населения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан. В этом случае территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района как межселенная территория.
На сегодняшний день по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации межселенные территории образованы на территории 108 муниципальных районов. Общее количество поселений с численностью населения менее 1000 человек составляет порядка 7500 поселений, из которых около 40 являются городскими поселениями.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 для малочисленных поселений предусмотрена особенность и в части структуры органов местного самоуправления: в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более 100 человек, представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляет сход граждан. По данным субъектов Российской Федерации в 36 поселениях с численностью жителей до 100 человек полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, при этом в 7 из них образован представительный орган, состоящий из 7 депутатов.
В связи с этим Совет отмечает, что в настоящее время Федеральный закон содержит вполне однозначные требования относительно формирования органов местного самоуправления в таких поселениях: представительный орган в них не формируется, а глава муниципального образования должен избираться на муниципальных выборах, поскольку сход представительным органом не является, а лишь осуществляет его полномочия.
Вместе с тем Совету ясно, что подобные шаги предприняты в различных субъектах Российской Федерации осознанно, и причиной тому послужили практические трудности в обеспечении регулярной явки на сход граждан, расселенных на значительной территории. Признавая безусловную необходимость соблюдения законодательства, Совет видит пути разрешения данной ситуации как в оптимальной территориальной организации в субъекте Российской Федерации, так и в рассмотрении вопроса о внесении изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 в части порядка формирования органов местного самоуправления на малонаселенных территориях.
Нельзя не признать, что в ряде субъектов Российской Федерации территориальная организация местного самоуправления, в том числе поселений, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, установлена без учета социально-экономического потенциала соответствующих территорий. В настоящее время существуют поселения, которые практически не имеют какой-либо собственной доходной базы. В связи с этим сложившаяся территориальная организация местного самоуправления сегодня претерпевает некоторые изменения, прежде всего за счет объединения малочисленных поселений.
Предложения по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления вносятся и некоторыми органами местного самоуправления. В их числе как предложения по простому укрупнению муниципальных образований, так и более глобальные предложения о формировании на малонаселенных территориях местного самоуправления по одноуровневому принципу. При этом имеются две противоположные позиции. Первая заключается в том, чтобы сохранить только нынешние муниципальные районы и городские округа, вторая в том, чтобы сохранить только поселенческий уровень. В первом случае глава района должен возглавить местную администрацию, в которую администрации населенных пунктов районов будут входить как структурные подразделения. Сюда же можно отнести предложение наделить статусом "общины" отдаленные населенные пункты с незначительным населением, в которых не формировать администрацию, а ввести институт старост, подчинив такие общины напрямую муниципальному району. Еще один подход состоит в том, чтобы, сохраняя существующие сегодня принципы территориальной организации местного самоуправления, дать возможность на малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях упразднять поселения с численностью жителей менее 1000 или 500 человек с передачей управления данной территорией администрации муниципального района.
Принятие подобных решений следует признать на данном этапе преждевременным, но требующим дальнейшего обобщения и осмысления практики осуществления местного самоуправления. При этом в любом случае территориальное деление на муниципальные образования в субъектах Российской Федерации должно производиться, во-первых, с учетом мнения населения, а во-вторых, исходя из объективного фактора - способности органов местного самоуправления на соответствующей территории эффективно решать вопросы местного значения, эффективно и качественно предоставлять муниципальные услуги. В то же время следует отметить, что при осуществлении такого деления должны учитываться исторические и иные местные традиции осуществления местного самоуправления на определенных территориях. При этом в данном случае должны учитываться не только формальные признаки, как численность и плотность населения, административно-территориальное устройство или транспортная доступность, но и ряд иных, более масштабных, факторов, включая распределение природных ресурсов, географию экономических мощностей, демографические закономерности и миграционные потоки и т.п.
Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных местностях, исполняются полномочия по решению всех вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3. Для муниципальных образований, расположенных на территориях с низкой плотностью сельского населения, труднодоступных и отдаленных местностях, в целом характерны те же проблемы, что и для иных муниципальных образований, особенно малочисленных, однако острота проблем существенно выше, что обусловлено соответствующими климатическими, географическими, демографическими особенностями. Кроме того, названными особенностями обусловлены и определенные проблемы в реализации полномочий органов местного самоуправления.
Предоставленная органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на указанных территориях, информация позволяет сделать вывод о том, что наиболее затратным для них является комплекс вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Строительство и содержание жилищного фонда, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, благоустройство и освещение, осуществление мероприятий по обращению с отходами указываются как вопросы, требующие наибольшего расхода бюджетных средств. Дорожная деятельность называется сложной для осуществления как с финансовой, так и с организационной стороны. Аналогичные оценки получены и от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такая ситуация связана со спецификой удаленных и труднодоступных местностей, характеризующейся слабым развитием дорожной сети, высокими затратами на строительство новых дорог, а также сложными погодными условиями, отрицательно влияющими на сохранность дорог существующих. При этом, в отличие от того же коммунального хозяйства, затраты на которое также высоки, расходы на эксплуатацию дорог полностью ложатся на местный бюджет, поскольку прямые платежи граждан за предоставляемые услуги здесь отсутствуют. По той же причине затруднено и привлечение инвестиционных капиталов в дорожное строительство.
Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на малонаселенных, труднодоступных и отдаленных территориях, в качестве предложений, требующих урегулирования, названы следующие:
-увеличение отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов;
- отмена или компенсация установленных на федеральном уровне льгот по местным налогам;
- зачисление в местные бюджеты административных штрафов за правонарушения, совершенные на соответствующей территории;
- осуществление распределения дотаций не только с учетом численности населения соответствующих муниципальных образований, но и их инфраструктурных особенностей, в том числе количество составляющих поселение населенных пунктов, количество учреждений того или иного профиля в каждом из них;
- наделение органов местного самоуправления поселений правом распоряжаться находящимися на их территории земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Данное предложение поступило от органов местного самоуправления муниципального района, то есть именно того уровня муниципальной власти, который в настоящее время осуществляет распоряжение указанными земельными участками;
- расширение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности и использоваться как для оказания муниципальных услуг, так и для пополнения местного бюджета, включение в этот перечень объектов социально-бытового назначения (бань, прачечных);
- предоставление главам отдаленных и труднодоступных сельских поселений права наложения административных взысканий;
- сокращение перечня вопросов местного значения (как вариант - установление федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации отдельного перечня для малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностей) или выделение дополнительного финансирования на решение существующих вопросов (введение соответствующих районных коэффициентов).
Проблемой, связанной с реализацией полномочий, можно назвать отсутствие объективных методик и критериев расчета финансовых потребностей, определяющих необходимый объем средств для исполнения расходных обязательств местных бюджетов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом применение некорректной среднероссийской методики определения прогнозных параметров расходов "от достигнутого" с учетом коэффициентов-дефляторов приводит к искажению информации о состоянии бюджетной обеспеченности расходов муниципальных образований.
Таким образом, вопросы социально-экономического развития малонаселенных, отдаленных и труднодоступных территорий остаются чрезвычайно актуальными и их решение должно стать одним из важных направлений государственной политики. Только в этом случае можно стимулировать проживание на таких территориях местного населения в необходимом количестве. Также на федеральном уровне следует проработать вопрос о дополнительной финансовой поддержке указанных муниципальных образований, в том числе за счет разработки и принятия соответствующих федеральных целевых программ.
Основной проблемой для большинства поселений, расположенных на малочисленных, труднодоступных и отдаленных территориях в сфере муниципального заказа, являются сложная транспортная схема, отсутствие помещений для проживания подрядчиков из других населенных пунктов. Эти факторы влияют на своевременное заключение договоров, оплату, соблюдение сроков подачи сведений о заключении муниципальных контрактов и сведений об исполнении муниципальных контрактов. Кроме этого, количество организаций, желающих принять участие в торгах, ограничено, либо претенденты вовсе отсутствуют. При осуществлении муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в отделенных и труднодоступных поселениях возникают проблемы из-за того, что завоз товаров и материалов на муниципальные нужды возможен в ограниченный период времени (январь-апрель, июль-сентябрь), а сроки проведения торгов от 45 дней и выше, в связи с чем возникают сложности с заключением контрактов и доставкой материалов.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 в качестве особенностей осуществления полномочий органами местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) предусмотрено, что полномочия по размещению и исполнению муниципального заказа на поставку товаров и оказание связанных с такими поставками услуг осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 402. Данная норма позволяет регионам утвердить перечень топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, поставка которых будет осуществляться в централизованном порядке для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в указанных местностях. При этом включение в указанный перечень иных товаров и услуг не допускается. Таким образом, полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг реализуются органами местного самоуправления самостоятельно.
В то же время Совет обращает внимание и на то, что не все труднодоступные территории расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с этим, учитывая общую актуальность обозначенных выше проблем, Совету представляется целесообразным изучить вопрос об установлении упрощенной процедуры осуществления муниципального заказа, либо увеличении предусмотренной законом суммы для сделок путем проведения запроса котировок для районов со сложной транспортной схемой.
Совет неоднократно отмечал, что повышение уровня финансового обеспечения поселений и расширение их собственной доходной базы является необходимым условием для обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития поселений. В настоящее время можно отметить следующие показатели структуры доходной базы местных бюджетов.
Удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований составляет 3,8% (91,8 млрд рублей), в том числе земельного налога - 3,4% (81,8 млрд рублей), налога на имущество физических лиц - 0,4% (10,0 млрд рублей). Такой объем налоговых доходов местных бюджетов не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов.
Остается высокая зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней. В целом по плановым показателям 2009 года в среднем по Российской Федерации межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, составляют 46,1% собственных доходов местных бюджетов. При этом основной объем дотаций (57,5%, или 167,4 млрд рублей) планируется передать в бюджеты муниципальных районов. Данные средства необходимы органам местного самоуправления муниципальных районов для выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений, в том числе расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, поскольку подавляющее большинство таких муниципальных образований имеет низкий уровень собственных доходов местных бюджетов и слабо развитую социально-экономическую инфраструктуру.
Согласно имеющимся данным в бюджетах городских округов сосредоточено 63,8% (468,1 млрд рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов - 26,8% (196,6 млрд рублей) и лишь 9,4% (69,5 млрд рублей) в бюджетах поселений. Основная доля расходов большинства бюджетов сельских поселений состоит из расходов на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и выплату заработной платы их работникам. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу.
На основе анализа указанных данных можно сделать вывод о том, что в 2010 году в большинстве поселений местные бюджеты будут исполняться в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации и их финансовое положение существенно не улучшится.
По данным Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, в подавляющем большинстве таких муниципальных образований доля собственных доходов в местных бюджетах составляет менее 20%. В целом по субъектам Российской Федерации, имеющим территории с низкой плотностью населения, доля собственных доходов в общих доходах местных бюджетов поселений по итогам 2009 года не превышает 30%. К тому же в малочисленных поселениях практически отсутствует собственная доходная база. По данным субъектов Российской Федерации, собственные доходы бюджетов таких муниципальных образований (без учета межбюджетных трансфертов) редко превышают 100 тыс. рублей. При этом в указанных муниципальных образованиях в силу факторов их удаленности, либо труднодоступности, либо малонаселенности в настоящее время имеется не так уж много экономических механизмов, которые позволили бы увеличить уровень собственных доходов соответствующих местных бюджетов.
В связи с этим следует уделять особое внимание вопросам обеспечения сбалансированности бюджетов поселений, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, поскольку данная категория имеет незначительный объем налоговых доходов, низкий экономический потенциал и недостаточно развитую налоговую базу.
Основным условием стабильного функционирования муниципальных образований является обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных образований. Для этого необходимо проводить мониторинг финансового положения муниципальных образований не только в целом, но и отдельно по их основным типам: сельские поселения, городские поселения, городские округа и муниципальные районы. Учитывая специфику географического и климатического положения муниципальных образований, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, такой мониторинг можно было бы проводить отдельно также в отношении данных муниципальных образований.
Вопрос о расширении налогооблагаемой базы местных бюджетов, в том числе бюджетов поселений, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, следует решать за счет:
- отмены либо "монетизации" федеральных льгот по указанным налогам. Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах предлагается рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством;
- установления порядка и условий включения в состав объектов налогообложения налога на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, по которым истек нормативный срок строительства;
- совершенствования методики кадастровой оценки земельных участков, порядка инвентаризации и межевания земельных участков, находящихся в общедолевой собственности, проведения работ по закреплению всех бесхозяйных земель в пользование или в собственность.
По мнению Совета, также целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами поступлений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Об этом говорится в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, а также в рекомендациях расширенного заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований", проведенного в Государственной Думе 24 марта 2009 года.
Перспективным в смысле расширения доходной базы местных бюджетов могло бы стать закрепление за муниципалитетами определенной доли отчислений от налогов на прибыль и на имущество организаций, а также половины доходов от транспортного налога.
Следует отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства в основном применяют упрощенную систему налогообложения, отчисления от применения которой в настоящее время поступают в региональные бюджеты в размере 90%. В то же время в соответствии с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 к вопросам местного значения поселений, городских округов и муниципальных районов отнесены вопросы соответственно по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в поселении, а также по содействию его развития на территории муниципального района. При этом именно на местном уровне власти возможно учесть многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним механизмы налогообложения, меры финансовой и имущественной поддержки.
Передача указанных налоговых доходов на уровень местного самоуправления позволила бы стимулировать органы местного самоуправления к развитию налогооблагаемой базы по указанному налогу, а также увеличить уровень налоговых доходов местных бюджетов. Можно также рассмотреть возможность передачи органам местного самоуправления ряда полномочий по налогообложению субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, органам местного самоуправления возможно предоставить право устанавливать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации. Передача указанных налоговых полномочий органам местного самоуправления позволит более эффективно учитывать многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним те или иные механизмы налогообложения.
Нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 установлен принцип целевого назначения муниципального имущества. Согласно указанным нормам органы местного самоуправления до 1 января 2012 года должны осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года и не соответствующего требованиям данного Федерального закона, устанавливающим перечень видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. При этом данный перечень не содержит многих видов имущества, необходимого для решения всех вопросов местного значения.
Например, не предусмотрены виды муниципального имущества для решения таких вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, как содействие в развитии сельскохозяйственного производства, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и некоторых других.
В то же время практика показывает, что в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития, особым географическим положением и климатическими факторами предоставление населению общественных услуг в отдельных отраслях экономики и социальной сферы не всегда может быть обеспечено частным бизнесом. В большинстве поселений, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, объекты муниципальной собственности являются единственно возможным экономическим механизмом, за счет которого органы местного самоуправления могут обеспечивать решение социальных и иных жизненно важных проблем населения соответствующих муниципальных образований.
В связи с этим следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3, предусматривающих возможность нахождения в муниципальной собственности (в особенности в поселениях, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях) имущества, необходимого для решения всего перечня вопросов местного значения, установленного данным федеральным законом, а также возможность включения в состав муниципального имущества объектов собственности, используемых для получения неналоговых доходов местных бюджетов.
Совет отмечает, что профессиональная подготовка муниципальных служащих в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 приобретает чрезвычайно актуальный характер. От квалификации муниципальных служащих во многом зависит эффективность решения вопросов местного значения. Вместе с тем в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных муниципальных образованиях ощущается нехватка квалифицированных кадров не только для осуществления муниципального управления, но и для всех основных отраслей экономики, для которой в целом характерна проблема быстрого старения экономически активного населения.
Все это подтверждается информацией, поступившей в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Так, органами местного самоуправления неоднократно отмечалась нехватка квалифицированных специалистов, прежде всего подготовленных по таким специальностям, как экономика и правоведение. И если недокомплект врачебных или преподавательских кадров не носит массового, систематического характера, то отсутствие инженерных специалистов в гражданском и дорожном строительстве, коммунальном хозяйстве, тепло- и электроэнергетике отмечен практически повсеместно.
Таким образом, в целях обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития поселений, расположенных в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях, необходимо обеспечить:
- осуществление стратегического и долгосрочного планирования социально-экономического развития соответствующих территорий;
- решение проблем финансового и материального обеспечения муниципальных образований;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и их ответственности за устойчивое и комплексное развитие муниципальных образований;
- создание благоприятного инвестиционного климата на соответствующих территориях;
- решение демографических проблем, привлечение кадров и молодежи для проживания в такие местности.
В связи с вышеизложенным Совет рекомендует:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации совместно изучить целесообразность включения регионального компонента регулирования в федеральное законодательство (в первую очередь в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3) с учетом специфики районов Крайнего Севера, малонаселенных, труднодоступных и отдаленных местностей, имея в виду вопросы:
оптимальной территориальной организации местного самоуправления в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных местностях, исходя из: мнения населения; исторических и иных местных традиций; способности органов местного самоуправления на соответствующей территории эффективно решать вопросы местного значения, качественно предоставлять муниципальные услуги; распределения природных ресурсов, географии экономических мощностей; демографических закономерностей и миграционных потоков;
необходимости внесения изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 по вопросу структуры и порядка формирования органов местного самоуправления в малонаселенных муниципальных образованиях;
необходимости внесения изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 по вопросу ликвидации муниципальных образований - увеличение допустимой численности жителей, при которой может приниматься такое решение, со 100 человек до 500 (для поселений, находящихся в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных местностях);
корректировки перечня вопросов местного значения для удаленных, малонаселенных и труднодоступных муниципальных образований (федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации), установления упрощенной процедуры осуществления муниципального заказа в таких муниципальных образованиях, расширения перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности и использоваться для оказания муниципальных услуг и пополнения местного бюджета, включения в этот перечень объектов социально-бытового назначения;
наделения органов местного самоуправления поселений правом распоряжаться находящимися на их территории земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
обеспечения органов местного самоуправления необходимой статистической информацией; обеспечение размещения территориальных органов всех федеральных органов государственной власти в каждом из субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с низкой плотностью населения;
отмены или компенсации установленных на федеральном уровне льгот по местным налогам, закрепления за местными бюджетами поступлений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, определенной доли отчислений от налогов на прибыль и на имущество организаций, а также половины доходов от транспортного налога;
внесения изменений в бюджетное законодательство для осуществления распределения дотаций не только с учетом численности населения соответствующих муниципальных образований, но и их инфраструктурных особенностей;
принятия на федеральном уровне целевых программ развития малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностей, содействия внутренней трудовой миграции (включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в северные и дальневосточные регионы страны); закрепление гарантий государства по защите прав граждан, проживающих в ликвидируемых населенных пунктах.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обобщать практику осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях, находящихся в удаленных, малонаселенных и труднодоступных местностях;
проводить работу по оптимизации бюджетно-налоговой системы и межбюджетного регулирования (в части своих вопросов ведения) для муниципальных образований, находящихся в удаленных, малонаселенных и труднодоступных местностях;
оказывать органам местного самоуправления, муниципальных образований, находящихся в удаленных, малонаселенных и труднодоступных местностях, советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации соответствующую методическую и организационную помощь.
Единому общероссийскому объединению муниципальных образований (Конгрессу), Всероссийскому Совету местного самоуправления, другим ассоциациям муниципальных образований:
провести мониторинг потребностей и возможностей муниципальных образований в части осуществления местного самоуправления в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных местностях;
оказывать методическую помощь советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации по организации решения вопросов местного самоуправления в особых условиях;
проводить работу по выявлению, обобщению и распространению лучших практик организации и осуществления местного самоуправления в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных местностях в особых географических и (или) климатических условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации заседания Совета "Особенности организации, практика и проблемы осуществления местного самоуправления в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях" (утв. решением Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июля 2010 г. N 5)
Текст рекомендаций опубликован в "Парламентской газете" от 22 октября 2010 г. N 57