Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Основные разделы обязательной части Образовательной программы
В соответствии с ФГТ Образовательная программа любого дошкольного учреждения состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 1) вид образовательного учреждения и связанную с ним специфику воспитательно-образовательного процесса, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка";
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
Цели и задачи, сформированные в этом разделе, тесно взаимосвязаны с направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения, указанными в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666)***. Содержание этого раздела также созвучно с Уставом дошкольного образовательного учреждения и его Программой развития. Однако приоритетность задач может меняться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за прошедший учебный год, а также потребностей родителей, социума, в котором работает дошкольное учреждение.
Среди целей дошкольного образовательного учреждения также может быть внедрение (апробация) новых образовательных программ, технологий, методик или экспериментальная деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, различных моделей дошкольного образования (дошкольное образование в модели семейного воспитания, центра игровой поддержки ребенка, лекотеки).
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Поскольку в соответствии с пунктом 2.4 ФГТ Программа должна: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; а также предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра.
Учитывая это, целесообразно представить проектирование воспитательно-образовательного процесса в табличных формах. В данных приложениях проиллюстрированы также способы реализации комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой "темы". При этом в качестве видов тем могут выступать: "организующие моменты", "тематические недели", "события", "реализация проектов", "сезонные явления в природе", "праздники", "традиции" и др.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
В связи с положениями ФГТ при формировании в Образовательной программе раздела "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей" важно показать:
содержание воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей, включая цель (цели); задачи, ведущие к реализации цели, - для каждой возрастной группы; принципы; основные направления образовательной работы с детьми; формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов; средства, методы и приемы работы с детьми;
возможные пути интеграции различных образовательных областей.
В соответствии с ФГТ в данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий, согласующихся с ФГТ и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по концептуальным основам, целям, задачам и принципам.
В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические пособия по концептуальным основам, целям, задачам и принципам должны быть согласованы с ФГТ. Важно, чтобы выбранные программы определяли содержание воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям.
3.4. Раздел программы "Содержание коррекционной работы" разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми Образовательной программы.
Как указано в ФГТ, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. При этом итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.
Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) предлагается использовать те комплексные и парциальные программы, которые содержат описание методов определения уровня развития детей на каждом этапе реализации программы с описанием промежуточных и итоговых результатов ее освоения.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.