Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Составление и уточнение списков избирателей
Составление и уточнение списков избирателей на выборах, проводимых в Российской Федерации, осуществляется в соответствии со статьей 17 Федерального закона, соответствующими статьями иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Также избирательные комиссии, организующие выборы, руководствуясь пунктом 14 статьи 17 Федерального закона и соответствующими нормами законов субъектов Российской Федерации, в большинстве случаев принимают решения, которые определяют вопросы составления, уточнения и использования списка избирателей, в том числе форму, по которой составляется список избирателей, порядок взаимодействия избирательных комиссий и органов регистрационного учета населения при составлении и уточнении списков избирателей.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации законодательством о выборах активное избирательное право предоставляется гражданам, место жительства которых находится за пределами избирательного округа.
Например, в Челябинской области гражданин Российской Федерации, обучающийся по очной форме обучения и зарегистрированный по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), имеет право голосовать на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области и на выборах в органы местного самоуправления. Законодательством Приморского края и Сахалинской области на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном избирательном округе активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, находящийся на судне, которое в день голосования находится в плавании, если место жительства этого гражданина расположено за пределами одномандатного избирательного округа, к которому отнесен избирательный участок, образованный на данном судне, но на территории, где проводятся соответствующие выборы.
Законом Рязанской области "О выборах депутатов Рязанской областной Думы" активным избирательным правом наделяются граждане, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, но временно проживающие в пределах избирательного округа и зарегистрированные по месту пребывания не позднее чем за три месяца до дня назначения выборов депутатов областной Думы.
Вместе с тем законодательство некоторых субъектов Российской Федерации имеет существенные недостатки в части наделения активным избирательным правом граждан, место жительства которых находится за пределами соответствующего избирательного округа.
Так, согласно части 6 статьи 4 Избирательного кодекса Воронежской области при проведении выборов в областную Думу активное избирательное право предоставляется гражданину Российской Федерации не только в пределах территории избирательного округа, в котором расположено его место жительства, но и по месту пребывания в пределах любого избирательного округа, образованного на территории Воронежской области, при условии исключения его из списка избирателей по месту жительства и внесения в список избирателей по месту пребывания. При этом в случае голосования избирателя по месту пребывания за пределами одномандатного округа, где он обладает активным избирательным правом, он вправе получить только избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области" гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, обучающийся по очной форме обучения и зарегистрированный по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения) на территории Новосибирской области, вправе избирать депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.
Указанные нормы вызывают неоднозначную трактовку у участников избирательного процесса, в связи с чем в период избирательной кампании может поступать значительное число обращений и в избирательную комиссию, организующую выборы, и в вышестоящие избирательные комиссии. С нашей точки зрения, указанные нормы избирательного законодательства Воронежской и Новосибирской областей дополнительно не наделяют активным избирательным правом в избирательном округе граждан, место жительства которых находится за пределами этого избирательного округа.
В законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации не всегда устанавливается порядок включения в списки избирателей наделенных активным избирательным правом граждан, место жительства которых находится за пределами избирательного округа.
Так, согласно части 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми" на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми в одномандатном округе, а на выборах в органы местного самоуправления - в едином, одномандатном и многомандатном избирательных округах активным избирательным правом обладает гражданин, зарегистрированный по месту пребывания в пределах соответствующего избирательного округа, место жительства которого расположено на территории Республики Коми. Однако в статье 12 (составление списков избирателей, участников референдума) указанного Закона Республики Коми отсутствует порядок включения данных избирателей в списки избирателей (не определено должностное лицо, представляющее о них сведения, конкретный избирательный участок, где они включаются в список избирателей, порядок направления заявления о включении избирателя в список избирателей по месту пребывания и т.д.).
Подобные недостатки присутствуют и в Законе Кировской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области", в котором не определен порядок включения в списки избирателей студентов, обладающих активным избирательным правом в одномандатном избирательном округе, если они зарегистрированы в общежитии по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа и их место жительства находится в пределах Кировской области.
В ходе выборов в единый день голосования 10 октября 2010 года в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации от участников избирательного процесса поступали жалобы о некачественном оформлении списков избирателей, и в некоторых случаях эта информация подтверждалась. В частности, на выборах в органы местного самоуправления в Оренбургской области списки избирателей до дня голосования не были должным образом сброшюрованы, что недопустимо. В связи с этим избирательным комиссиям необходимо при обучении членов нижестоящих избирательных комиссий, а в особенности участковых комиссий, уделять особое внимание правильности оформления списка избирателей.
Основным критерием оценки качества работы избирательных комиссий, органов регистрационного учета населения и органов местного самоуправления по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей является полнота и достоверность содержащихся в списке избирателей сведений.
В связи с этим Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с 2006 года проводит анализ изменения численности избирателей в ходе подготовки и проведения выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В результате необходимо отметить, что если на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в единый день голосования в октябре 2006 года изменение численности избирателей в день голосования составляло в среднем около одного процента от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования, а в некоторых случаях достигало восьми процентов, то на выборах в единый день голосования 10 октября 2010 года этот показатель составил 0,2 процента.
Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации на выборах депутатов законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации все же отмечаются значительные колебания численности избирателей в день голосования. Так, на региональных выборах в Республике Алтай 14 марта 2010 года увеличение численности избирателей составило 2,01 процента от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования, на региональных выборах в Республике Тыва 10 октября 2010 года численность избирателей в день голосования увеличилась на 1,57 процента, а на муниципальных выборах в городе Оренбурге - уменьшилась на 2,31 процента.
В целом на основании анализа практики регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей можно утверждать, что к настоящему времени избирательным комиссиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, участвующим в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, удалось добиться высокого качества работы по учету избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей, что подтверждается высоким уровнем достоверности сведений, содержащихся в списках избирателей на прошедших в 2008-2010 годах выборах в единые дни голосования, а также незначительным числом жалоб и обращений, поступающих в избирательные комиссии от участников избирательного процесса, по вопросам регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Вместе с тем существует необходимость урегулировать в Положении и Регламенте некоторые вопросы, касающиеся учета отдельных категорий граждан Российской Федерации, формирования и ведения Регистра избирателей, участников референдума.
<< Раздел 3 Раздел 3 |
||
Содержание Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 22 декабря 2010 г. N 232/1516-5 "О практике работы избирательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.