Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
от 16 февраля 2011 г. N АК-124фс
Порядок
организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
I. Общие положения
1.1. Порядок организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Порядок) разработан в целях осуществления в Ространснадзоре единого подхода к вопросам создания, модернизации, внедрения, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации программных средств, на которые Ространснадзор имеет исключительное право, используемых в составе Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) Ространснадзора, в других информационных системах Ространснадзора или автономно.
1.2. Порядок предназначен для структурных подразделений Ространснадзора, ФГУ "Росдоринспекция", деятельность и функции которых предусматривают решение задач обеспечения применения, развития и совершенствования информационных технологий, а также для должностных лиц Ространснадзора, в функциональные обязанности которых входят вопросы организации создания, внедрения, эксплуатации, модернизации и (или) сопровождения программных средств информационных систем и информационных технологий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
1.3. Порядок определяет взаимодействие Управления правового и информационно-аналитического обеспечения Ространснадзора (далее - УПИАО) с управлениями Ространснадзора, ФГУ "Росдоринспекция", территориальными органами Ространснадзора, при организации процессов жизненного цикла программных средств, а также типовые требования по безопасности информации, предъявляемые к программным средствам информационных систем и информационных технологий Ространснадзора (приложение N 1 к Порядку).
1.4. Программные средства информационных систем и информационных технологий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ПС) - программы, предназначенные для многократного применения на различных объектах по ГОСТ 28195-89, программная документация, а также базы данных различного назначения, созданные в интересах Ространснадзора по его заказу.
1.5. Жизненный цикл программных средств (далее - ЖЦПС) - совокупность взаимосвязанных процессов, связанных с созданием, использованием по назначению и списанием ПС. К основным процессам ЖЦПС относятся: формирование заказа на создание ПС; создание ПС; эксплуатация и сопровождение ПС; модернизация (изменение функциональных возможностей) ПС; вывод из эксплуатации и списание ПС.
1.6. Процесс ЖЦПС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных работ, объединенных в этапы и стадии. Стадии и этапы процесса выделяются в целях рациональной организации работ для достижения заданного результата и осуществления контроля исполнения процесса.
1.7. Состав и содержание описанных в настоящем Порядке процессов ЖЦПС, составляющих их стадии, этапы и работы, определены с учетом положений следующих стандартов:
Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);
Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Информационная технология. Сопровождение программных средств;
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002. Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.
1.8. Требования к качеству ПС, составу и содержанию проводимых испытаний ПС, программной, отчетной и организационно-распорядительной документации отражены в следующих государственных стандартах и руководящих документах по стандартизации:
Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);
Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);
РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов;
ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Термины и определения;
ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения;
ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению;
ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002. Информационная технология. Классификация программных средств;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002. Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств;
ГОСТ 2.051-2006. Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения.
1.9. Организация процессов ЖЦПС - комплекс организационно-технических мероприятий, выполняемых управлениями Ространснадзора, его территориальными органами, ФГУ "Росдоринспекция" и направленных на выполнение процессов ЖЦПС с учетом обеспечения информационной безопасности.
1.10. К основным мероприятиям по организации процессов ЖЦПС относятся:
определение и обоснование потребностей в развитии информационных технологий и ПС, предназначенных для реализации информационных технологий;
планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), модернизации, внедрения и сопровождения ПС, подготовки должностных лиц и работников к работе с ПС;
подготовка конкурсной документации для проведения торгов, разработка функциональных и технических требований к ПС, технического задания на создание ПС;
проведение торгов в форме конкурса на право заключения государственного контракта (далее - контракт) на выполнение работ и оказание услуг, составляющих и (или) обеспечивающих процессы ЖЦПС (этап, стадию процесса, процесс ЖЦПС);
контроль исполнения контракта, проведение испытаний ПС;
подготовка правовых актов Ространснадзора, других руководящих документов, регламентирующих разработку, модернизацию, приемку, внедрение, эксплуатацию, сопровождение и вывод из эксплуатации ПС, подготовку должностных лиц и работников к работе с ПС;
подготовка должностных лиц и работников к работе с ПС в качестве пользователей и администраторов;
сбор, анализ и обобщение замечаний по работе ПС, предложений по усовершенствованию ПС в целях изменения функциональности, интерфейса и сервисов ПС, устранения ошибок, возникающих в процессе эксплуатации;
контроль выполнения работ, а также контроль соблюдения должностными лицами и работниками требований руководящих документов.
1.11. УПИАО осуществляет общее руководство организацией и реализацией работ, составляющих процессы ЖЦПС, координацию деятельности управлений Ространснадзора, его территориальных органов, ФГУ "Росдоринспекция", связанной с развитием информационных систем и информационных технологий контроля и надзора в сфере транспорта.
1.12. УПИАО совместно с ФГУ "Росдоринспекция" осуществляет деятельность по вопросам внедрения, эксплуатации, модернизации и сопровождения ПС, подготовки должностных лиц и работников к работе с ПС.
1.13. Управления Ространснадзора:
инициируют заказы на проведение НИОКР, модернизацию ПС;
принимают участие в разработке конкурсной документации, в работе комиссии по приемке ПС и научно-технической документации;
разрабатывают проекты правовых актов Ространснадзора, определяющие порядок приемки результатов инициируемых научно-исследовательских работ (НИР);
разрабатывают и представляют в УПИАО предложения по внедрению, эксплуатации и сопровождению ПС, замечания по работе ПС, предназначенных для реализации возложенных на них функций, или для использования по направлению деятельности управления Ространснадзора;
представляют в УПИАО обоснованные предложения по выводу из эксплуатации ПС.
1.14. Территориальные органы Ространснадзора осуществляют эксплуатацию и сопровождение ПС (только в части, касающейся) на своих объектах, готовят предложения по созданию, внедрению, эксплуатации, модернизации, сопровождению, выводу из эксплуатации ПС, замечания по работе ПС и представляют их в управление Ространснадзора, к компетенции которого относится информационная технология, реализуемая ПС.
II. Формирование заказа на создание программных средств
2.1. Создание ПС связано с разработкой новых или развитием действующих информационных технологий, используемых в своей деятельности управлениями Ространснадзора, его территориальными органами.
2.2. Основанием для организации работ по созданию ПС являются:
международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в сфере транспорта;
нормативные правовые акты Российской Федерации;
целевые программы развития Ространснадзора;
межведомственные соглашения Ространснадзора по вопросам сотрудничества и взаимодействия;
решения коллегии Минтранса России, решения коллегии Ространснадзора, научно-технических советов (НТС) Минтранса России и Ространснадзора, руководства Минтранса России и Ространснадзора;
предложения (заявки) управлений Ространснадзора по совершенствованию информационных систем и информационных технологий.
2.3. Процесс формирования заказа на создание ПС включает следующие этапы:
определение и обоснование потребностей на создание ПС;
планирование НИОКР;
подготовку документации для проведения торгов;
проведение торгов на право заключения контракта на выполнение работ, оказание услуг для нужд Ространснадзора в части, касающейся создания ПС;
заключение контракта с участником размещения заказа, признанным победителем торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Территориальные органы Ространснадзора в случае необходимости создания ПС в рамках новой или существующей информационной технологии, представляют обоснованные предложения в управление Ространснадзора, деятельность которого (которых) связана с данной технологией.
Управления Ространснадзора в соответствии с возложенными на них функциями, решаемыми задачами и потребностями представляют в УПИАО обоснованные заявки о включении в план НИОКР работ, связанных с созданием ПС.
На очередной бюджетный период заявки представляются к 1 апреля текущего года, предшествующего бюджетному периоду.
На очередной календарный год заявки представляются к 1 ноября текущего года. К заявке прилагается технико-экономическое обоснование ПС.
В течение года на основании решения коллегии Минтранса России, решения коллегии Ространснадзора, научно-технических советов (НТС) Минтранса России и Ространснадзора, руководства Минтранса России и Ространснадзора может представляться дополнительная заявка.
2.5. Проект плана НИОКР на очередной календарный год формирует УПИАО к 1 декабря текущего года в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствии с задачами, стоящими перед Ространснадзором, с учетом заявок управлений Ространснадзора.
Проект плана НИОКР в части, касающейся создания ПС, может включать:
проведение НИР;
проведение опытно-конструкторских работ (ОКР).
Результатом НИР является отчет о НИР. В приложении к отчету о НИР должен быть проект технического задания (ТЗ) на разработку ПС. Результатом ОКР - программное средство с необходимой научно-технической, программной и эксплуатационной документацией.
Проект плана НИОКР рассматривается на НТС Ространснадзора и утверждается приказом Ространснадзора.
Дополнения и (или) изменения в план НИОКР могут вноситься с целью реализации положений законодательных актов Российской Федерации, решения коллегии Минтранса России, решения коллегии Ространснадзора, научно-технических советов (НТС) Минтранса России и Ространснадзора, руководства Минтранса России и Ространснадзора в соответствии с заявкой управления Ространснадзора, а также в иных необходимых случаях.
2.6. Для проведения торгов на право заключения контракта на выполнение работ, оказание услуг для нужд Ространснадзора в части, касающейся создания ПС, УПИАО на основании плана НИОКР представляет заявку в Управление финансового и материально-технического обеспечения Ространснадзора (УФМТО) о включении темы НИОКР в график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Ространснадзора (далее - График).
Функции управления Ространснадзора, инициирующего тему НИОКР, включенную в График, определены приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.12.2010 N ГК-1371фс "Об утверждении Положения о согласовании документации на размещение заказов для нужд Федеральной службы по надзору в сфере транспорта".
Управления Ространснадзора, инициирующие тему НИОКР, при подготовке конкурсной документации разрабатывают функциональные требования к ПС (приложение N 2 к Порядку).
УПИАО совместно с ФГУ "Росдоринспекция" дополняет функциональные требования к ПС требованиями к техническому оборудованию, взаимодействию с другими ПС и информационными ресурсами по безопасности информации, к проведению сертификации и исследований по безопасности информации.
2.7. Размещение заказа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При размещении заказа на проведение ОКР в конкурсную документацию включается ТЗ на разработку ПС, созданное в результате предварительно проведенной НИР. Если НИР по теме не проводилась, то в зависимости от предполагаемой сложности ПС в конкурсную документацию включаются либо общие технические требования, предусматривающие разработку ТЗ на ПС, либо ТЗ на ПС, сформированное УПИАО при участии ФГУ "Росдоринспекция", в соответствии с функциональными требованиями к ПС, разработанными управлением Ространснадзора, инициирующим тему ОКР.
Для оценки заявок участников размещения заказа привлекаются представители УПИАО, управлений Ространснадзора, инициирующие тему НИОКР.
По результатам оценки заявок участников размещения заказа Ространснадзор заключает контракт с участником, признанным победителем торгов (далее - Исполнитель) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Создание программных средств
3.1. Процесс создания ПС в части, касающейся Ространснадзора, включает следующие стадии:
подготовку и издание приказа (распоряжения) Ространснадзора об организации работ по контракту;
проведение работ, испытаний в соответствии с условиями контракта;
приемку работ от Исполнителя.
3.2. В целях осуществления контроля за ходом реализации контракта, взаимодействия с Исполнителем, проведения испытаний ПС и приемки работ по контракту приказом (распоряжением) Ространснадзора назначается комиссия. В состав комиссии включаются представители УПИАО, ФГУ "Росдоринспекция" и управлений Ространснадзора, инициирующих тему НИОКР (далее - инициатор заказа). Для работы в составе комиссии могут привлекаться должностные лица других управлений Ространснадзора, а также должностные лица территориальных органов Ространснадзора.
Разработку проекта приказа (распоряжения) Ространснадзора об организации работ по контракту осуществляют:
управление Ространснадзора, инициирующее тему НИР (председатель комиссии - заместитель начальника управления Ространснадзора). Проект приказа согласовывается с УПИАО и дополняется им в части, касающейся;
УПИАО, если НИР проводится в интересах Ространснадзора в целом, а также при выполнении ОКР (председатель комиссии - представитель УПИАО). Проект приказа согласовывается управлениями Ространснадзора, к деятельности которых относится тема НИР (ОКР), и дополняется ими в части, касающейся.
Содержание проекта приказа (распоряжения) Ространснадзора определяется условиями контракта, объемом и сроками выполняемых работ.
3.3. В процессе создания ПС проводятся консультации по вопросам в части, касающейся технологии, реализуемой ПС, взаимодействия ПС с другими ПС и информационной системой, рассмотрение и согласование документов, предусмотренных условиями контракта, испытание отдельных модулей ПС на предмет соответствия ТЗ. В случае необходимости могут проводиться совещания представителей участников контракта.
3.4. В целях проверки работоспособности ПС, отсутствия технических ошибок и сбоев в работе, соответствия функциональных возможностей и других показателей ПС техническому заданию могут проводиться следующие виды испытаний ПС: предварительные; опытная эксплуатация; приемочные.
Виды испытаний, документация, необходимая для проведения испытаний, а также состав отчетной документации отражаются в условиях контракта.
Документация для проведения испытаний ПС разрабатывается Исполнителем в соответствии с требованиями документов, указанных в пункте 1.8 настоящего Порядка, и согласовывается с УПИАО, ФГУ "Росдоринспекция" и инициатором заказа.
Опытная эксплуатация (далее - ОЭ), как вид испытаний ПС, проводится на объектах опытной (пилотной) зоны. Доступ Исполнителя к реальным данным Ространснадзора должен быть исключен, а в случае невозможности исключения доступа - он должен быть ограничен и контролируемым ответственным(и) должностным(и) лицом (лицами) инициатора заказа. Ответственность за контроль выполнения (невыполнения, некачественного выполнения) данного требования возлагается на инициатора заказа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Проведение ОЭ осуществляется в соответствии с приказом Ространснадзора о проведении опытной эксплуатации. Проект приказа разрабатывает УПИАО с учетом предложений инициатора заказа ПС и ФГУ "Росдоринспекция", а также с учетом Программы проведения опытной эксплуатации, разработанной Исполнителем и согласованной с УПИАО, ФГУ "Росдоринспекция" и инициатором заказа.
Приемочные испытания проводятся после устранения Исполнителем всех замечаний, выявленных в процессе проведения опытной эксплуатации, и могут осуществляться при завершении ОЭ.
Итоги каждого вида испытаний оформляются актом с соответствующим заключением по результатам испытаний: о допуске ПС к очередному виду испытаний; о повторном проведении испытаний ПС; о приемке ПС. В зависимости от вида испытаний к акту прилагается протокол испытаний ПС, или протоколы испытаний ПС на объектах опытной зоны. Результаты испытаний ПС на объектах опытной (пилотной) зоны могут обобщаться в едином протоколе испытаний.
3.5. Приемка работ от Исполнителя осуществляется по результатам испытаний ПС, а также по результатам проверки состава и содержания документации, разработанной согласно условиям контракта, ее соответствия ТЗ.
Результаты приемки ПС оформляются актом, подтверждающим выполнение Исполнителем работ по контракту (или части работ в соответствии с условиями контракта). К акту приемки ПС прилагается акт проведения приемочных испытаний ПС (опытной эксплуатации ПС). Акт подписывается членами комиссии после устранения Исполнителем всех замечаний и недостатков, выявленных в ходе приемки выполненных работ.
Научно-техническая, программная и эксплуатационная документация, программное средство сдаются в УПИАО.
3.6. Постановка ПС на баланс Ространснадзора производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Эксплуатация и сопровождение программных средств
4.1. Эксплуатация и сопровождение ПС - процесс жизненного цикла ПС после приемки его от Исполнителя до вывода из эксплуатации и списания.
4.2. Процесс эксплуатации и сопровождения ПС включает следующие стадии:
внедрение ПС;
использование ПС по назначению (далее - эксплуатация ПС).
4.3. Внедрение ПС - совокупность организационно-технических, упорядоченных по времени работ по подготовке объектов к эксплуатации ПС.
Внедрение ПС включает следующие этапы:
подготовку должностных лиц и работников к работе с ПС;
распространение ПС, документации на ПС, необходимых методических материалов на объекты эксплуатации;
установку, настройку ПС на объектах эксплуатации, разграничение прав доступа;
тестирование (проверка функционирования) ПС, установленного на объектах эксплуатации.
4.4. Сопровождение - комплекс работ, проводимых в ходе эксплуатации ПС в целях:
оказания квалифицированной помощи (технической поддержки) должностным лицам и работникам, эксплуатирующим ПС, администратору ПС;
восстановления информации и работоспособности ПС после отказов и сбоев в работе;
выявления и устранения ошибок (дефектов) в работе ПС;
оптимизации функционирования ПС;
совершенствования характеристик, интерфейса ПС, структуры баз данных ПС, информационных и программных компонентов, не приводящие к изменениям состава функций, определенных техническим заданием;
установки и настройки измененных ПС на серверах и рабочих станциях объектов эксплуатации;
сохранения (интеграции) баз данных ПС при реорганизации;
внесения уточнений в программную документацию.
4.5. Внедрение и сопровождение ПС в ходе эксплуатации производится согласно Планам внедрения и сопровождения ПС, разрабатываемым УПИАО на очередной календарный год, к 15 февраля текущего года с учетом лимитов бюджетных средств и сметы расходов Ространснадзора.
УПИАО может вносить изменения и (или) дополнения в Планы внедрения и сопровождения ПС на основании и в соответствии с приказами Ространснадзора, содержащими указание о внедрении ПС, а также в связи с выявленной потребностью в сопровождении ПС.
УПИАО совместно с ФГУ "Росдоринспекция" согласно Планам внедрения и сопровождения ПС и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет размещение заказа на проведение торгов.
4.6. Перечень работ по внедрению и (или) сопровождению ПС отражается в контракте, заключенном Ространснадзором (на территориальном уровне - территориальным органом Ространснадзора) (далее - Заказчик) с организацией, признанной победителем торгов (далее - Исполнитель работ) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. Внедрение и эксплуатация ПС на объектах производится в соответствии с приказом Ространснадзора, в котором определяются:
объекты для внедрения и эксплуатации ПС;
основные мероприятия по внедрению ПС, срок выполнения, ответственные исполнители;
задачи управления Ространснадзора, в интересах которого осуществляется внедрение ПС (или для использования территориальными органами по направлению деятельности управления Ространснадзора);
задачи УПИАО, ФГУ "Росдоринспекция", территориальных органов;
ссылки на нормативные документы Ространснадзора, регламентирующие порядок представления сведений о работе ПС и действия при нештатных ситуациях, возникновение которых связано с работой ПС.
В каждом территориальном органе Ространснадзора, включенном в перечень объектов внедрения и эксплуатации ПС, на основании приказа Ространснадзора издается приказ (распоряжение) о внедрении ПС, приемке работ от Исполнителя и эксплуатации ПС.
4.8. Разработку проекта приказа о внедрении и эксплуатации ПС, реализующего отдельные функции управлений Ространснадзора или созданного в интересах Ространснадзора в целом, осуществляет управление Ространснадзора - инициатор заказа с учетом предложений УПИАО и ФГУ "Росдоринспекция".
Управления Ространснадзора осуществляют руководство эксплуатацией программных средств, предназначенных для реализации возложенных на них функций или для использования территориальными органами по направлению деятельности управления Ространснадзора.
4.9. Подготовка должностных лиц и работников к работе с ПС проводится в целях обеспечения устойчивого функционирования внедряемого ПС и других ПС при их совместной работе, приобретения должностными лицами и работниками знаний, необходимых для работы с ПС.
Подготовка должностных лиц и работников к работе с ПС может осуществляться Исполнителем работ, если это отражено в условиях контракта.
Организацию подготовки должностных лиц и работников к работе с ПС осуществляет управление Ространснадзора, инициирующее заказ на создание ПС (проведение подготовки должностных лиц и работников). Сроки и место проведения подготовки, состав участников определяются приказом Ространснадзора о внедрении и эксплуатации ПС.
4.10. О готовности к внедрению и эксплуатации ПС руководители территориальных органов Ространснадзора, включенных в перечень объектов внедрения и эксплуатации ПС, информируют УПИАО и управление Ространснадзора, ответственное за эксплуатацию ПС.
4.11. Распространение ПС на объекты эксплуатации, установка, настройка и проверка функционирования ПС на объектах осуществляется в соответствии с разделом VI настоящего Порядка.
4.12. Сопровождение ПС организовывают УПИАО и ФГУ "Росдоринспекция".
Сопровождение ПС в интересах управлений Ространснадзора осуществляется в соответствии с условиями контрактов, заключенных УПИАО или ФГУ "Росдоринспекция", с учетом выделяемых лимитов бюджетных средств.
В территориальных органах Ространснадзора сопровождение ПС может осуществляться в соответствии с условиями контрактов, заключенных ими с Исполнителем работ, с учетом выделяемых лимитов бюджетных средств. В рамках контрактов, заключенных территориальными органами Ространснадзора, допускается выполнение только тех работ, которые связаны с присутствием Исполнителя на объектах эксплуатации.
Допуск представителей Исполнителя работ на объекты эксплуатации ПС должен осуществляться с соблюдением требований нормативных документов Ространснадзора по информационной безопасности.
4.13. Оказание помощи (технической поддержки) персоналу, эксплуатирующему ПС, может осуществляться путем проведения консультаций по установке, настройке ПС, ответов на возникшие в процессе эксплуатации ПС вопросы непосредственно на объектах эксплуатации, по телефону, по электронной почте, рассылкой дополнительных методических рекомендаций по использованию ПС, а также официальной перепиской.
УПИАО обеспечивает доведение информации о телефонах и адресах электронной почты консультационной помощи.
4.14. В случае возникновения отказа или сбоя в работе ПС производится выявление и устранение причин возникновения отказа или сбоя, восстановление работоспособности ПС и данных, утерянных в результате сбоя или отказа ПС.
4.15. Сведения об ошибках (дефектах) в работе ПС и другие замечания по функционированию ПС представляются должностными лицами объектов эксплуатации ПС в соответствии с установленным в Ространснадзоре порядком.
Устранение выявленных в ходе эксплуатации ПС ошибок (дефектов) в их функционировании производится Исполнителем, создавшим ПС, в соответствии с гарантийными обязательствами или Исполнителем работ по сопровождению ПС в соответствии с условиями контракта.
Если при сопровождении в ПС вносятся изменения в части, касающейся исправления ошибок (дефектов), оптимизации функционирования, совершенствования характеристик, интерфейса, информационных и программных компонентов, не приводящих к изменениям состава функций и структуры данных, определенных ТЗ на ПС, то ПС и программная документация с внесенными изменениями согласно условиям контракта и в соответствии с установленным порядком подлежат сдаче в УПИАО.
4.16. Распространение ПС, измененных в процессе сопровождения (обновлений, модификаций ПС), выполняется в соответствии с разделом VI настоящего Порядка.
4.17. В ходе сопровождения ПС Исполнитель работ, если это отражено в условиях контракта, осуществляет периодические проверки и оценки:
работоспособности ПС и отдельных его компонентов;
целостности и непротиворечивости информации программного средства;
состояния технических средств, на которых установлено ПС;
соответствия условий эксплуатации требованиям программной документации;
квалификации должностных лиц и работников, эксплуатируемых ПС.
По результатам проверок Исполнитель работ вырабатывает и представляет Заказчику рекомендации по предотвращению отказов и сбоев в функционировании ПС, по организации обучения должностных лиц и работников.
4.18. По каждому контракту в целях осуществления контроля за ходом его реализации, а также для приемки работ, выполненных в соответствии с условиями контракта, приказом Ространснадзора назначается комиссия. В состав комиссии включаются представители УПИАО, ФГУ "Росдоринспекция" и управлений Ространснадзора, инициирующих заказ ПС.
4.19. Все выполненные работы, предусмотренные условиями контракта (на внедрение и (или) сопровождение ПС), должны быть документально оформлены Исполнителем работ по форме, согласованной с Заказчиком. Состав отчетных материалов, представляемых Исполнителем работ Заказчику, отражается в контракте.
4.20. Результаты приемки выполненных работ оформляются актом с приложением отчетных материалов. Акт подписывается членами комиссии, представителями Исполнителя работ и утверждается Заказчиком (акт приемки выполненных работ на объекте внедрения ПС утверждается начальником территориального органа Ространснадзора).
V. Модернизация программных средств
5.1. Модернизация ПС - процесс жизненного цикла ПС, характеризующийся выполнением работ, связанных с изменением функциональных возможностей ПС.
5.2. Модернизация ПС является следствием необходимости развития и совершенствования информационных систем и информационных технологий контроля и надзора в сфере транспорта, инициируемой управлениями Ространснадзора, его территориальными органами и ФГУ "Росдоринспекция", эксплуатирующими ПС, или во исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, постановлений (решений) Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере организации защиты информации, международных договоров (соглашений) Российской Федерации в области транспорта, нормативных правовых и распорядительных документов Минтранса России и Ространснадзора.
5.3. Процесс модернизации ПС начинается с определения и обоснования необходимости модернизации ПС и включает следующие стадии:
формирование заказа на модернизацию ПС;
создание новой версии ПС, внесение изменений (дополнений) в программную документацию;
испытания и приемка новой версии ПС.
5.4. Территориальные органы Ространснадзора, в случае возникновения необходимости в модернизации ПС, представляют обоснованные предложения в управление Ространснадзора, к компетенции которого относится используемая информационная технология, реализуемая данным ПС.
Управления Ространснадзора в соответствии с возложенными на них функциями, решаемыми задачами и потребностями, а также с учетом предложений территориальных органов представляют в УПИАО заявки на модернизацию ПС.
На очередной бюджетный период заявки представляются к 1 апреля текущего года, предшествующего бюджетному периоду.
На очередной календарный год заявки представляются к 1 ноября текущего года. К заявке прилагаются функциональные требования к модернизированному ПС (приложение N 2 к Порядку).
После рассмотрения заявок УПИАО совместно с ФГУ "Росдоринспекция" формирует проект Плана модернизации ПС.
5.5. Проект Плана модернизации ПС на очередной календарный год разрабатывает УПИАО к 1 декабря текущего года.
Формирование Плана производится на основании решений коллегий Минтранса России и Ространснадзора, НТС Минтранса России и Ространснадзора, руководства Минтранса России и Ространснадзора с учетом заявок управлений Ространснадзора, предложений УПИАО в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
К Плану прилагается пояснительная записка, в которой отражаются цели и содержание модернизации по каждому ПС, приоритет модернизации ПС.
УПИАО может вносить изменения и (или) дополнения в План модернизации ПС на основании и в соответствии с приказом Минтранса России и Ространснадзора, содержащим указание о проведении модернизации ПС. Управление Ространснадзора, осуществляющее разработку проекта приказа, содержащего указание о проведении модернизации ПС, согласовывает его с УПИАО, представляя при этом функциональные требования к модернизированному ПС (приложение N 2 к Порядку).
Дополнения и изменения в План модернизации ПС оформляются в соответствии с установленным в Ространснадзоре порядком.
5.6. УПИАО согласно Плану модернизации ПС и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет размещение заказа на проведение торгов.
Инициаторы заказа на модернизацию ПС принимают участие в подготовке (согласовании) конкурсной документации в части содержания функциональных требований к ПС, а также могут привлекаться в качестве экспертов для оценки заявок участников размещения заказа.
5.7. После заключения контракта на модернизацию ПС в целях осуществления контроля за ходом реализации контракта, проведения испытаний, приемки ПС и программной документации приказом Ространснадзора назначается комиссия. В состав комиссии включаются представители УПИАО, ФГУ "Росдоринспекция" и инициаторы заказа на модернизацию ПС. Для работы в составе комиссии могут привлекаться должностные лица других управлений Ространснадзора, а также должностные лица территориальных органов Ространснадзора.
5.8. Организация испытаний, приемка ПС от исполнителя работ по модернизации ПС производится так же, как и для создаваемых ПС согласно разделу III настоящего Порядка и в соответствии с условиями контракта.
Новая версия ПС и программная документация передаются исполнителем работ по модернизации ПС в УПИАО.
5.9. Организация внедрения и эксплуатации новой версии ПС, ее сопровождения осуществляется так же, как и для вновь созданных ПС в соответствии с разделами IV и VI настоящего Порядка. Исходя из особенностей новой версии ПС, уточняется состав выполняемых работ.
Установка новой версии ПС может производиться путем обновления (дополнения) версии, установленной на объекте эксплуатации. В результате обновления (дополнения) старая версия ПС приобретает новое качество (функциональные возможности), соответствующее новой версии ПС. Сроки предполагаемого внедрения обновления (дополнения) ПС и эксплуатации новой версии ПС доводятся до территориальных органов письмами Ространснадзора.
Если установку новой версии ПС на объекте эксплуатации невозможно осуществить путем обновления (дополнения) действующей, то производится удаление старой и установка новой версии ПС согласно программной документации.
В зависимости от объема и сложности работ внедрений и эксплуатация новых версий ПС может осуществляться на основании приказа Ространснадзора.
VI. Распространение и установка программных средств
6.1. Для проведения опытной эксплуатации ПС, как вида испытаний ПС при их создании и модернизации, при внедрении ПС на объекты эксплуатации, а также после исправления ошибок (дефектов) ПС и других замечаний по функционированию ПС, выявленных при их сопровождении в ходе эксплуатации, производится распространение (рассылка) ПС (новых версий, модификаций, обновлений ПС) на объекты эксплуатации.
Распространение ПС, программной документации и необходимых методических материалов (далее - пакеты рассылки) в управления Ространснадзора, территориальные органы Ространснадзора и их учет обеспечивает ФГУ "Росдоринспекция".
6.2. В зависимости от архитектурно-программной реализации ПС распространение пакетов рассылки и информирование о пакетах рассылки может производиться следующим образом:
размещением пакетов рассылки в централизованных вычислительных ресурсах;
письмами Ространснадзора или ФГУ "Росдоринспекция".
6.3. После поступления пакетов рассылки на объекты внедрения и эксплуатации должностные лица должны:
провести проверку полученных пакетов рассылки на соответствие сведениям, указанным в сопроводительном документе;
осуществить проверку архивов на целостность и на отсутствие в них вредоносных программ (вирусов);
произвести установку, настройку, проверку работоспособности ПС в соответствии с эксплуатационной документацией и методическими рекомендациями (проверка работоспособности ПС производится совместно с должностными лицами и работниками территориальных органов, осуществляющими в своей деятельности эксплуатацию ПС), разграничение прав доступа;
при несоответствии каких-либо сведений, нарушении целостности архивных файлов и т.д. поставить в известность УПИАО и ФГУ "Росдоринспекция".
6.4. Установка и настройка ПС включает: установку ПС из пакета рассылки на серверы и рабочие станции объекта эксплуатации; создание необходимых для функционирования ПС баз данных (БД) и их первичную инициализацию; настройку параметров ПС и БД в соответствии с требованиями программной документации.
Перечень серверов для установки на них ПС из пакета рассылки определяет начальник объекта эксплуатации ПС, рабочих станций - начальник объекта или ответственный за внедрение и проведение эксплуатации ПС на объекте.
6.5. Проверка работоспособности ПС включает:
выполнение контрольных примеров, предусмотренных программной документацией на ПС, составом пакета рассылки или применяющихся контрольных примеров на объекте эксплуатации;
оценку работоспособности и функционирования ПС по результатам выполнения контрольных примеров;
принятие мер по устранению выявленных ошибок установки и настройки ПС, в том числе и путем повторной установки и (или) настройки ПС.
6.6. Установку, настройку, проверку работоспособности ПС на объектах эксплуатации может производить Исполнитель работ, если это предусмотрено условиями контракта, при участии должностных лиц, ответственных за технологическую готовность ПС к внедрению и эксплуатации на объекте, и представителей структурного подразделения объекта, ответственных за внедрение и эксплуатацию ПС, с соблюдением требований нормативных документов по информационной безопасности.
6.7. Полученные пакеты рассылки являются обязательными для незамедлительного применения, если иное не оговорено в распорядительных документах Ространснадзора и (или) сопроводительных письмах к пакетам рассылки.
VII. Вывод из эксплуатации и списание программных средств
7.1. С внедрением и использованием в деятельности Ространснадзора новых информационных технологий необходимость в ПС, с помощью которых реализовывались ранее используемые технологии, отпадает. С модернизаций ПС отпадает необходимость использования в деятельности управлений Ространснадзора его территориальных органов предыдущих версий ПС.
7.2. Программные средства, версии ПС, потерявшие свою актуальность, и дальнейшее использование которых становится нецелесообразным, подлежат выводу из эксплуатации и списанию (за исключением случая, описанного в абзаце 2 пункта 5.9 настоящего Порядка).
7.3. Предложения по выводу из эксплуатации ПС управления Ространснадзора и ФГУ "Росдоринспекция" представляют в УПИАО. Решение о выводе из эксплуатации ПС принимает руководитель Ространснадзора.
7.4. Вывод ПС, отдельных версий ПС из эксплуатации производится на основании и в соответствии с приказом Ространснадзора. Необходимые данные о выводе из эксплуатации устаревшей версии ПС (в случае, описанном в абзаце 3 пункта 5.9, настоящего Порядка) могут быть отражены в приказе или иных документах Ространснадзора о внедрении и эксплуатации новой версии ПС.
7.5. Разработку проекта приказа о выводе из эксплуатации ПС осуществляет УПИАО и согласовывает с заинтересованными управлениями Ространснадзора и ФГУ "Росдоринспекция".
7.6. В проекте приказа о выводе из эксплуатации ПС должно быть отражено:
наименование и код ПС, выводимого из эксплуатации;
последовательность вывода из эксплуатации ПС, установленных на объектах, с указанием срока вывода и ответственных исполнителей;
наименование и код созданного (модернизированного) ПС, используемого взамен ПС, выводимого из эксплуатации;
обеспечение доступности данных, содержащихся в выводимых из эксплуатации ПС, и дальнейшее использование выводимых из эксплуатации ПС;
сроки хранения ПС, программной документации, информационных ресурсов (при необходимости), созданных в результате эксплуатации ПС;
состав комиссии по выводу из эксплуатации ПС, перечень и порядок представления документов, фиксирующих факт вывода из эксплуатации ПС;
утратившие силу нормативные правовые документы Ространснадзора в части, касающейся выводимого из эксплуатации ПС.
7.7. Списание ПС, устаревших версий ПС производится в соответствии с законодательством Российской Федерации после вывода их из эксплуатации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.