Приказ Минтранса РФ от 5 марта 2011 г. N 73
"Об утверждении Программы подготовки в области авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации"
Приказом Минтранса РФ от 2 июня 2011 г. N 153 настоящий приказ отменен
В целях совершенствования Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1795; 1997, N 17, ст. 2011; 1998, N 11, ст. 1293; 2003, N 20, ст. 1911; 2006, N 52 (часть III), ст. 5587), и реализации требований международных стандартов в области авиационной безопасности приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки в области авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации.
Министр |
И.Е. Левитин |
Программа
подготовки в области авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 5 марта 2011 г. N 73)
I. Общие положения
1. Целью настоящей Программы является установление требований и порядка отбора, подготовки, повышения квалификации, государственной аттестации персонала, периодичности обучения и содержания учебных программ для различных категорий авиационного и неавиационного персонала, связанного с обеспечением защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
2. Настоящая Программа распространяется на сотрудников служб авиационной безопасности, авиационный персонал предприятий и организаций, персонал юридических и физических лиц, выполняющих работы или осуществляющих коммерческую деятельность на территории аэропорта.
3. Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых документов:
Приложение 17 к Чикагской Конвенции о Международной гражданской авиации 1944 г.;
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ. Принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года, одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года (в редакции Федеральных законов от 08.07.1999 N 150-ФЗ и от 21.03.2005 N 20-ФЗ);
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897 "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" (в ред. постановлений Правительства РФ от 22.04.1997 N 462, от 06.03.1998 N 291, от 14.05.2003 N 282).
4. При подготовке настоящей Программы использован инструктивный материал тома II "Набор, отбор и подготовка кадров" Doc 8973 ИКАО "Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", издание седьмое - 2008 года.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
I. Определения и сокращения
авиационный учебный центр (АУЦ) - образовательное учреждение дополнительного образования, сертифицированное уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации;
авиационный персонал - личный состав авиационного предприятия, организации, подразделения, учебного заведения, состоит из авиационных специалистов по профессиональному признаку;
аттестация - проводимые уполномоченным органом в области гражданской авиации или от его имени официальные оценка и подтверждение наличия у лица требуемой квалификации для выполнения порученных функций на приемлемом уровне, определенном соответствующим полномочным органом;
возможности человека - способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность полетов, авиационную безопасность и эффективность авиационной деятельности;
переподготовка - обучение, направленное на овладение другой специализацией в области авиационной безопасности персоналом, имеющим первичную подготовку;
повышение квалификации - обучение авиационного персонала, позволяющее расширить и углубить ранее приобретенные знания, умения и навыки на уровне стандартов и современных требований в области авиационной безопасности;
проверка анкетных данных - проверка личности и послужного списка лица, включая любые случаи привлечения к уголовной ответственности в рамках оценки возможности осуществления данным лицом функций контроля в целях безопасности и/или предоставления данному лицу права доступа без сопровождения в охраняемую зону ограниченного доступа;
профессиональная подготовка - получение авиационным персоналом знаний и умений в области авиационной безопасности, которых они раньше не имели;
сертификат авиационного учебного центра - документ, свидетельствующий о том, что учебно-тренировочный центр отвечает требованиям для осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала по вопросам авиационной безопасности;
сертификация авиационного учебного центра - официальная процедура проверки способности авиационного учебного центра в обеспечении соответствия установленным требованиям подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала по вопросам авиационной безопасности;
слушатель - лицо, зачисленное в учебное заведение на обучение по программам курсов подготовки, переподготовки или повышение квалификации;
специальная проверка - проверка идентичности личности и биографии на возможность выполнять должностные обязанности в контролируемых зонах или зонах ограниченного доступа авиационного субъекта без сопровождения;
учебный план - документ, определяющий цели обучения, перечень обязательных учебных предметов, механизм межпредметных связей, формы, периодичность, сроки контроля знаний, умений и навыков слушателей, требования к основным средствам обучения и плановый уровень подготовки выпускника;
учебная программа - документ, определяющий содержание знаний, умений, навыков, а также способов и методов их формирования.
АБ - авиационная безопасность;
АНВ - акт незаконного вмешательства;
АУЦ - авиационный учебный центр
ВС - воздушное судно;
ГА - гражданская авиация;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации;
ИТСАБ - инженерно-технические средства авиационной безопасности;
МВД - Министерство внутренних дел Российской Федерации;
РТИ - рентгенотелевизионный интроскоп;
САБ - служба авиационной безопасности;
СЭП - стандартная эксплуатационная процедура;
УКАБ - учебный комплект по авиационной безопасности;
УТБ - управление транспортной безопасности.
II. Организация и ответственность
5. Для поддержания стандартов подготовки и обучения в области авиационной безопасности на высоком уровне осуществляется сертификация авиационных учебных центров в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
6. Требования Программы являются обязательными для аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов воздушных судов Российской Федерации, юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории аэропортов.
III. Целевой контингент, виды и периодичность подготовки кадров по авиационной безопасности
7. Подготовка по авиационной безопасности
N |
Целевой контингент |
Кол-во часов |
1. |
Руководящий состав аэропортов, авиапредприятий, эксплуатантов ВС |
14 |
2. |
Руководящий состав САБ, сотрудники уполномоченных органов в области гражданской авиации и их территориальных управлений, государственные инспекторы и аудиторы по АБ* |
500 |
3. |
Персонал службы авиационной безопасности, за исключением руководства САБ |
72 |
4. |
Члены экипажей воздушных судов |
14 |
5. |
Наземный авиационный персонал |
14 |
6. |
Работники авиапредприятий, подрядных организаций, арендаторов, других юридических и физических лиц, выполняющих работы или осуществляющих коммерческую деятельность на территории аэропорта |
8 |
7. |
Сотрудники органов внутренних дел в аэропорту (авиапредприятии), кроме персонала вневедомственной охраны МВД России |
14 |
______________________________
* Кроме лиц, имеющих высшее профессиональное образование по авиационной безопасности.
8. Повышение квалификации
N |
Целевой контингент |
Периодичность |
Кол-во часов |
1. |
Руководящий состав САБ |
2 года |
40 |
2. |
Сотрудники уполномоченных органов в области гражданской авиации и их территориальных управлений, инспекторы и аудиторы по АБ |
5 лет |
72 |
3. |
Инструкторы по авиационной безопасности |
5 лет |
72 |
4. |
Инспекторы службы авиационной безопасности, за исключением операторов РТИ |
3 года |
40 |
5. |
Операторы РТИ |
2 года |
40 |
9. Переподготовка
Переподготовка персонала САБ проводится при переводе сотрудника на другой участок работы или назначении на должность, требующую дополнительных знаний и навыков.
Переподготовка персонала САБ проводится в авиационных учебных центрах, количество часов - не менее 40, включая практические занятия.
10. Текущая учеба
N |
Целевой контингент |
Кол-во часов |
1. |
Персонал САБ (включая руководителей) |
48 |
2. |
Экипажи воздушных судов |
14 |
3. |
Наземный авиационный персонал |
12 |
4. |
Работники авиапредприятий, подрядных организаций, арендаторов, других юридических и физических лиц, выполняющих работы или осуществляющих коммерческую деятельность на территории аэропорта |
6 |
IV. Персонал службы авиационной безопасности
11. Отбор кадров.
Кандидаты на должности, связанные с обеспечением авиационной безопасности, при приеме на работу проходят обязательную процедуру проверки анкетных данных в порядке, определенном действующим законодательством. Проверка кандидата включает изучение его личных и деловых качеств, в том числе и периода предыдущей трудовой деятельности.
Лица, принимаемые в службу авиационной безопасности, должны иметь образование не ниже общего среднего, возраст - не моложе 18 лет.
На должности руководящего состава САБ принимаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы в области АБ не менее 3 лет.
На должности специалистов (инженер по АБ, инженер по информационному обеспечению, инженер по ИТСАБ и т.д.) принимаются лица, имеющие высшее образование.
Кандидаты, принимаемые на должности в САБ должны владеть русским языком. Приоритет может отдаваться лицам, владеющим иностранным языком в объеме, необходимом для выполнения возлагаемых на них функциональных обязанностей.
Все кандидаты, претендующие на трудоустройство в службу авиационной безопасности должны заполнить анкету, с указанием следующих сведений:
образование;
послужной список;
прочая информация, необходимая для проверки кандидата.
Послужной список претендента должен отражать период его трудовой деятельности за последние 10 лет. При предоставлении кандидатом недостоверных данных администрация вправе принять решение об отказе в его трудоустройстве.
Проверочные материалы на кандидата хранятся в кадровом подразделении предприятия в течение всего периода его работы.
Каждый кандидат на должность сотрудника САБ проходит собеседование с руководителем данной службы или уполномоченным сотрудником службы или отдела кадров.
Руководитель САБ анализирует полученную в ходе проверки кандидата информацию и принимает решение об его пригодности для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей. Окончательное решение о трудоустройстве кандидата принимается руководством авиапредприятия по представлению начальника САБ.
12. Квалификационные требования к инспекторам САБ:
ненарушенная функция зрения и слуха (при необходимости с использованием контактных линз или слухового аппарата);
распознавание цветовой гаммы, достаточное для работы с рентгенотелевизионным оборудованием цветного изображения и проверки пропусков с цветовым кодированием;
способность распознавать теневые изображения на экране рентгенотелевизионного интроскопа;
хорошие навыки письменной и устной речи, отсутствие дефектов речи;
хорошие навыки межличностного общения, позволяющие адекватно поддерживать контакты с пассажирами и сотрудниками в ходе осуществления своих служебных функций;
здоровый образ жизни и отсутствие зависимости от алкоголя или находящихся в незаконном обороте веществ (случаи использования предписанных врачами медикаментов следует рассматривать в индивидуальном порядке, чтобы убедиться в отсутствии негативного воздействия на выполнение обязанностей);
достаточная физическая сила и подвижность (способность многократно поднимать и переносить багаж, нагибаться, дотягиваться, наклоняться, сидеть на корточках, стоять в течение длительного времени.
13. Квалификационные требования к руководящему составу САБ:
знать требования нормативных документов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности и организовывать работу по их выполнению;
готовить предложения по улучшению мер авиационной безопасности и вносить их для разработки эффективных технологий обслуживания пассажиров, обработки багажа;
организовывать взаимодействие САБ с другими подразделениями аэропорта (эксплуатанта) по совершенствованию авиационной безопасности;
принимать участие в учебно-воспитательной работе, направленной на повышение уровня специальной подготовки и бдительности членов экипажей и наземного персонала аэропорта (эксплуатанта) в обеспечении авиационной безопасности;
проводить профилактические мероприятия с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранения материальных ценностей аэропорта (эксплуатанта);
планировать потребность по материально-техническому обеспечению САБ;
осуществлять анализ эффективности системы мер по обеспечению авиационной безопасности аэропорта (эксплуатанта) и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.
14. Квалификационные требования к государственным инспекторам и аудиторам по авиационной безопасности:
высшее профессиональное образование и опыт работы на руководящих должностях в области авиационной безопасности не менее трех лет;
хорошее знание международного и российского законодательства в области авиационной безопасности;
глубокие знания в области воздушного транспорта;
хорошее знание практических вопросов обеспечения авиационной безопасности;
допуск к секретной информации;
нормальное физическое состояние (зрение, слух и т.д.);
хорошие навыки письменной и устной речи;
навыки межличностного общения, включая добросовестность, дипломатичность, сдержанность и, при необходимости, гибкость.
15. Квалификационные требования к инструкторам по авиационной безопасности:
глубокие знания и большой опыт работы (не менее 5 лет) в области авиационной безопасности;
знание международных, региональных и национальных нормативных правовых документов в области авиационной безопасности;
знание системы обеспечения безопасности аэропорта;
знание порядка обеспечения безопасности ВС на земле и в полете;
знание порядка проведения предполетного досмотра пассажиров и членов экипажей ВС, вещей находящихся при них, багажа, почты, грузов и борприпасов;
знания порядка охраны и досмотра ВС;
знание перечня запрещенных к перевозке предметов и веществ;
знание порядка действий в кризисных ситуациях;
знание общих сведений о терроризме;
прочие области и меры для повышения информированности в области авиационной безопасности.
16. Порядок подготовки руководящего состава САБ, государственных инспекторов и аудиторов по авиационной безопасности.
Руководящий состав служб авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов ВС Российской Федерации, аудиторы по авиационной безопасности, согласно перечню должностей, должен иметь высшее профессиональное образование, в том числе по специализации "Авиационная безопасность".
Лица из числа руководящего состава, не имеющие профильного образования по авиационной безопасности, в течение одного года с момента назначения на должность, должны пройти курс дополнительного профессионального образования по авиационной безопасности в объеме не менее 500 часов в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую образовательную лицензию и государственную аккредитацию, на дневном или заочном виде обучения, с получением свидетельства или диплома.
Государственные инспекторы и аудиторы должны иметь профильное высшее образование по авиационной безопасности и пройти подготовку по курсу "Государственный инспектор (аудитор) по авиационной безопасности" в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую образовательную лицензию и государственную аккредитацию, на дневном обучении, в объеме не менее 72 часов, с получением удостоверения государственного образца.
Руководящий состав САБ проходит повышение квалификации с периодичностью 2 года в сертифицированных авиационных учебных центрах, имеющих соответствующую образовательную лицензию, на дневном обучении, в объеме не менее 40 часов, с получением сертификата или удостоверения о прохождении обучения.
Аудиторы по авиационной безопасности проходят повышение квалификации в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую образовательную лицензию и государственную аккредитацию с периодичностью 5 лет, на дневном обучении, в объеме не менее 72 часов, с получением удостоверения государственного образца.
17. Порядок подготовки личного состава САБ, не относящегося к руководящему составу.
Личный состав САБ, не относящийся к руководящему составу, сразу после приема на работу с испытательным сроком должен пройти курс подготовки по авиационной безопасности в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую образовательную лицензию и государственную аккредитацию, на дневном обучении, в объеме не менее 72 часов, с получением удостоверения государственного образца.
После успешного прохождения курса подготовки и сдачи экзамена специалист САБ допускается к работе в качестве стажера на вспомогательных участках работы, не требующих принятия самостоятельных решений, способных повлиять на безопасность пассажиров и членов экипажей воздушных судов. Испытательный срок должен совпадать со сроком стажировки и составлять 3 месяца, на все это время стажер прикрепляется к наставнику из числа опытных специалистов САБ, работающих на одном участке со стажером и отвечающим за результаты его работы.
Личный состав САБ, не относящийся к руководящему составу, проходит повышение квалификации с периодичностью 3 года (операторы РТИ - 2 года) в сертифицированных авиационных учебных центрах, имеющих соответствующую образовательную лицензию, на дневном обучении, в объеме не менее 40 часов, с получением сертификата или удостоверения о прохождении обучения. Повышение квалификации осуществляется по программам, соответствующим выполняемым работником должностным обязанностям.
Текущая учеба по авиационной безопасности личного состава САБ осуществляется по планам руководства САБ в объеме 48 часов в год. Текущая учеба осуществляется представителями руководства САБ, аттестованного в качестве инструктора по авиационной безопасности и имеющего соответствующее удостоверение о прохождении подготовки (повышения квалификации) государственного образца.
18. Порядок подготовки инструкторов по авиационной безопасности.
Инструкторы по авиационной безопасности должны иметь высшее профессиональное образование и пройти подготовку по курсу "Инструктор САБ" в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую образовательную лицензию и государственную аккредитацию, на дневном обучении, в объеме не менее 72 часов, с получением удостоверения государственного образца.
Инструкторы по авиационной безопасности и преподаватели авиационных учебных центров проходят повышение квалификации в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую образовательную лицензию и государственную аккредитацию с периодичностью 5 лет, на дневном обучении, в объеме не менее 72 часов, с получением удостоверения государственного образца.
VI. Персонал, не относящийся к службе авиационной безопасности
19. Отбор кадров
Авиационный персонал, которому для выполнения должностных обязанностей требуется несопровождаемый доступ в охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта, при приеме на работу проходят соответствующую проверку в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Кандидаты должны заполнить соответствующую форму с исчерпывающими данными о своем образовании, уровне подготовки и месте работы за последние 5 лет.
При предоставлении кандидатом искаженных данных, администрация вправе принять решение об отказе в его трудоустройстве.
Проверочные материалы на кандидата хранятся в кадровом подразделении предприятия в течение всего периода его работы.
Кандидаты проходят собеседование с руководителем данной службы или уполномоченным сотрудником службы или отдела кадров.
20. Подготовка по авиационной безопасности учащихся учебных заведений гражданской авиации (кроме специализации "Авиационная безопасность") осуществляется в учебных заведениях по 18-32 часовым программам.
21. Подготовка по авиационной безопасности авиационного персонала, не прошедшего обучение в учебных заведениях гражданской авиации, руководящего состава аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов ВС, проводится в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и непосредственно в аэропортах и авиапредприятиях, на дневном обучении, в объеме не менее 14 часов.
22. Подготовка по авиационной безопасности работников, авиапредприятий, подрядных организаций, арендаторов, других юридических и физических лиц, выполняющих работы или осуществляющих коммерческую деятельность на территории аэропорта осуществляется по месту их работы на дневном обучении, в объеме не менее 8 часов.
23. Подготовка по авиационной безопасности осуществляется по планам руководства САБ аэропорта или авиапредприятия, на дневном обучении, в объеме, установленном для следующих категорий персонала:
экипажи воздушных судов - 14 часов;
наземный авиационный персонал (кроме сотрудников служб авиационной безопасности и экипажей воздушных судов) - 12 часов;
работники авиапредприятий, подрядных организаций, арендаторов, других юридических и физических лиц, выполняющих работы или осуществляющих коммерческую деятельность на территории аэропорта - 6 часов.
Подготовка указанных категорий персонала целесообразно включать в сезонную подготовку к переходу на осенне-зимний и весенне-летний периоды.
24. Подготовка и текущая учеба осуществляется представителями руководства САБ аэропорта или авиапредприятия, аттестованными в качестве инструкторов по авиационной безопасности и имеющих соответствующее удостоверение о прохождении подготовки (повышения квалификации) государственного образца.
25. Проведение подготовки, переподготовки, повышения квалификации и текущей (сезонной) учебы по авиационной безопасности допускается в специально оснащенных учебных аудиториях. Минимально допустимое оборудование учебной аудитории по авиационной безопасности приведено в приложении N 1.
VII. Аттестация персонала службы авиационной безопасности
26. Аттестация представляет собой официальную оценку и подтверждение соответствующим уполномоченным органом в области гражданской авиации или от его имени у конкретного лица необходимой квалификации для выполнения порученных функций на приемлемом уровне, который установлен соответствующим полномочным органом.
Итоговая аттестация выпускников, завершивших обучение в аккредитованных высших учебных заведениях Российской Федерации (и их филиалах), проводится по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, в порядке, определенном Законом Российской Федерации "Об образовании" и другими нормативными правовыми документами Минобрнауки России.
Итоговая аттестация выпускников, завершивших обучение по авиационной безопасности по программам дополнительного образования (не менее 500 часов), а также дополнительного образование (не менее 72 часов), проводится в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих образовательную лицензию и государственную аккредитацию.
В учебных заведениях, не имеющих образовательной лицензии и государственной аккредитации на программы подготовки по авиационной безопасности, итоговая государственная аттестация проводиться не может.
27. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение программы подготовки по авиационной безопасности.
К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников учреждений дополнительного профессионального образования относятся:
защита выпускной квалификационной работы и государственный экзамен (для программ подготовки не менее 500 часов);
государственный экзамен (для программ подготовки не менее 72 часов);
тестирование по распознаванию теневых изображений запрещенных к перевозке предметов и веществ (для операторов РТИ).
Темы выпускных квалификационных работ и программы государственных экзаменов определяются учреждением дополнительного профессионального образования.
28. Состав государственной аттестационной комиссии утверждается территориальным органом уполномоченного органа в области гражданской авиации, на территории которого зарегистрировано учреждение дополнительного профессионального образования, сроком на один календарный год.
Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве образовательного учреждения дополнительного профессионального образования в течение 5 лет.
29. Аттестация кадров по месту работы является важной составной частью управления персоналом, способствует повышению ответственности персонала за компетентное выполнение должностных обязанностей и поощрению сотрудников к повышению профессионализма, совершенствованию навыков и знаний.
Для персонала служб авиационной безопасности аэропортов, авиакомпаний и авиапредприятий Российской Федерации применяются следующие виды аттестации кадров:
Аттестация по истечении испытательного срока проводится с целью получения документированного вывода о профессиональной пригодности к исполнению возложенных служебных обязанностей и основанием для допуска к самостоятельной работе.
Очередная аттестация проводится с целью получения документированного вывода о надлежащем исполнении работником служебных обязанностей, основанием для продления трудового контракта и получения рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого. Периодичность очередной аттестации устанавливается в соответствии с периодичностью повышения квалификации, определенной для должности аттестуемого.
Внеочередная аттестация проводится при необходимости оценки деятельности и качеств работника в случае его повышения в должности; после отсутствия на рабочем месте более трех недель по уважительным причинам; в случае проведения служебного расследования; при необходимости выявления причин неудовлетворительной работы подразделения или работника.
30. Критериями оценки деятельности, используемыми при проведении аттестации кадров, являются профессиональная компетентность. Аттестация кадров может проводиться в форме экзамена или собеседования, для операторов РТИ обязательным является тестирование по распознаванию теневых изображений запрещенных к перевозке предметов и веществ.
Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем предприятия, в комиссию включаются руководитель САБ, непосредственный начальник аттестуемого работника, наставник (при проведении аттестации по истечению испытательного срока) и, по возможности, представитель территориального органа уполномоченного органа в области гражданской авиации, на территории которого находится предприятие.
VIII. Учебные программы и планы занятий
31. Программы подготовки высшего образования по специализации "Авиационная безопасность" разрабатываются высшими учебными заведениями гражданской авиации в соответствии с образовательными стандартами "Авиационная безопасность".
Примерное содержание программы высшего образования по специализации "Авиационная безопасность" приведено в приложении N 2.
32. Программы дополнительного профессионального образования по авиационной безопасности в объеме не менее 500 часов разрабатываются образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и согласовываются с уполномоченным органом в области гражданской авиации (его территориальными управлениями).
Примерное содержание программы дополнительного профессионального образования по авиационной безопасности в объеме не менее 500 часов приведено в приложении N 3.
33. Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по авиационной безопасности разрабатываются образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования на основе учебных комплектов по авиационной безопасности ИКАО и согласовываются с уполномоченным органом в области гражданской авиации (его территориальными управлениями).
Требования к содержанию программ подготовки по АБ приведены в приложении N 4.
IX. Система учета подготовки
34. Учет и контроль подготовки кадров по авиационной безопасности возлагается на уполномоченный органом в области гражданской авиации (его территориальные управления).
35. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования хранят оригиналы экзаменационных протоколов, копии свидетельств и удостоверений государственного образца в течение 5 лет с момента их выдачи, после наступления этого срока документы сдаются в архив. Реестр выданных свидетельств, удостоверений и сертификатов о прохождении обучения ведется в электронном виде и предъявляется по требованию контрольно-надзорных органов.
Организации гражданской авиации хранят оригиналы или копии свидетельств, удостоверений и сертификатов о прохождении подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в течение срока действия этих документов. Данные об отборе, своевременном прохождении подготовки, стажировки, аттестации, переподготовки, повышении квалификации персонала должны вестись в бумажном или электронном виде, и предъявляться по требованию контрольно-надзорных органов.
X. Контроль
36. Контроль за соблюдением требований настоящей Программы возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации (его территориальные управления).
37. С целью поддержки процесса обучения на должном уровне и соответствия его нормативным требованиям, ход учебного процесса контролируется уполномоченным органом в области гражданской авиации (его территориальными управлениями).
Проверка хода учебного процесса осуществляется по следующим направлениям:
качество методов преподавания и обучения;
актуальность и соответствие программы курса обучения по вопросам АБ.
По результатам проверок специалистами разрабатываются рекомендации о необходимости улучшения или изменения методических подходов с учетом последних международных тенденций в области подготовки и обучения по вопросам АБ.
38. Ответственность за подбор и подготовку персонала без отрыва от работы, командирование сотрудников на курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также укомплектованность квалифицированными специалистами по АБ возлагается на руководителя организации гражданской авиации и его заместителя по АБ.
39. Ответственность за организацию учебного процесса и качество подготовки по вопросам АБ в образовательных учреждениях, а также поддержку его на должном уровне в соответствии с требованиями настоящей Программы возлагается на руководителей соответствующих образовательных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение N 1
к Программе
Оборудование аудитории по обучению авиационной безопасности
Аудитории по обучению авиационной безопасности должны быть оборудованы техническими средствами охраны и дополнительно включать:
учебные и методические пособия по авиационной безопасности, библиотеку нормативных правовых документов по авиационной и транспортной безопасности в количестве, достаточном для одновременного ознакомления группы слушателей;
учебные комплекты по авиационной безопасности ИКАО по реализуемым программам подготовки;
стенды с наглядными пособиями (макеты самодельных взрывных устройств, образцы боеприпасов - охолощенные, образцы (муляжи) боевых и промышленных взрывчатых веществ, образцы инженерных и диверсионных взрывных устройств - охолощенные, образцы холодного оружия, образцы газового оружия - охолощенные, коллекцию взрывателей от снарядов - охолощенных, средства взрывания (шнуры, электровоспламенители, капсюли - детонаторы, капсюли - воспламенители, запалы) - охолощенные;
учебные плакаты, слайды и видеофильмы;
технические средства досмотра (рентгенотелевизионный интроскоп, ручной и стационарный металлоискатели, прибор поиска взрывчатых веществ и/или набор аэрозолей для экспресс-диагностики взрывчатых веществ);
компьютерную систему обучения для подготовки сотрудников досмотра и операторов досмотровой техники;
схемы воздушных судов и/или компьютерную систему обучения для подготовки инспекторов по досмотру ВС;
образцы технических средств охраны, контроля и управления доступом, телевизионного наблюдения, связи и оповещения;
специальные технические средства (блокираторы радиовзрывателей);
альбом и/или компьютерную базу цветных фотографий теневых изображений предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушных судах гражданской авиации.
Приложение N 2
к Программе
Примерное содержание программы высшего профессионального образования по авиационной безопасности
Для решения профессиональных задач инженер специализации "Авиационная безопасность" должен:
знать:
специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области авиационной безопасности;
компьютерные методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в сфере его профессиональной деятельности;
основы производственных отношений и принципы управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
перспективы развития и особенности деятельности предприятия, организации, учреждения;
принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
методы использования оборудования, правила и условия выполнения работ;
основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям и услугам;
стандарты, технические условия и другие руководящие документы по разработке и оформлению технической документации;
методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в выполняемой работе и соответствующей области знаний;
методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
основы экономики, организации производства, труда и управления;
основные категории и понятия производственного менеджмента, организации маркетинговой, научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства и производственных процессов;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
теорию взрыва и горения, методику защиты от террористических и криминальных посягательств на жизнь, здоровье и собственность авиапассажиров и авиационного персонала;
требования экологии по защите окружающей среды;
нормы здорового образа жизни;
принципы управления транспортом и транспортными средствами.
уметь:
использовать программно-целевые методы управления производством и принятия решений;
составлять графики работы, инструкции; оформлять заказы, заявки, схемы и другую техническую документацию;
составлять планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест; рассчитывать производственные мощности, программы и загрузку оборудования;
анализировать, обобщать и систематизировать информацию, технические данные, показатели и результаты использования инженерно-технических средств авиационной безопасности; производить необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику;
разрабатывать технически обоснованные нормы обслуживания оборудования;
рассчитывать нормативы материальных затрат (нормы расхода запасных частей, материалов, энергии);
разрабатывать и реализовать мероприятия по повышению эффективности обеспечения авиационной безопасности;
подготавливать исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование;
внедрять разработанные технические решения и проекты, оказать техническую помощь и осуществлять авторский надзор при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий и объектов;
осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины, состоянием и правильной эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом инженерно-технических средств авиационной безопасности, их экологической и транспортной безопасностью;
осуществлять контроль за соблюдением законов, установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
разрабатывать нормативные документы, техническую документацию и предложения по реализации программ по обеспечению авиационной безопасности и использованию инженерно-технических средств авиационной безопасности;
проводить технико-экономический анализ, обосновывать принимаемые и реализуемые решения по обеспечению авиационной безопасности;
организовывать работы, связанные с испытанием инженерно-технических средств авиационной безопасности и внедрением их в эксплуатацию;
организовать работу по повышению научно-технических знаний работников, развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники; использовать передовой опыт;
рассчитывать экономическую эффективность проектируемых и эксплуатируемых процедур, технологических процессов и предоставляемых услуг;
разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции и услуг;
оценить рационализаторские предложения по совершенствованию технологии обеспечения авиационной безопасности и эксплуатации инженерно-технических средств авиационной безопасности, давать заключение о целесообразности их использования;
организовывать и проводить научные исследования и технические разработки;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;
разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию; оформлять научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
определять экономическую целесообразность принимаемых технических и организационных решений, оптимизировать стратегию и тактику рыночного поведения.
Минимальное количество учебных часов по специальным дисциплинам
Основы аэропортовой деятельности и обеспечения полетов |
100 |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях |
100 |
Авиационная безопасность |
300 |
Теория горения и взрыва |
80 |
Менеджмент и экономика производства |
130 |
Автоматизированные системы управления и связи |
80 |
Автоматизированные системы контроля и управления доступом |
80 |
Системы видеонаблюдения и охранного телевидения |
80 |
Технические средства досмотра |
80 |
Технические средства охраны и защиты периметра аэропорта и воздушных судов |
80 |
Приложение N 3
к Программе
Примерное содержание программы дополнительного образования по авиационной безопасности в объеме не менее 500 часов
Слушатели, успешно освоившие дополнительную профессиональную образовательную программу "Авиационная безопасность" должны:
знать
организацию работы коллектива исполнителей, выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений;
совершенствование организационно-управленческой структуры подразделений по обеспечению авиационной безопасности;
организацию и совершенствование системы учета и документооборота;
выбор и разработку рациональных нормативов эксплуатации, обслуживания, ремонта и хранения инженерно-технических средств авиационной безопасности;
оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение авиационной безопасности;
осуществление контроля качества услуг по обеспечению авиационной безопасности;
методы отбора, проверки, обучения и контроля за деятельностью персонала подразделения по обеспечению авиационной безопасности;
составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
требования к техническим характеристикам инженерно-технических средств авиационной безопасности;
планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
подготовку исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа;
подготовку документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;
подготовку методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, эксплуатации инженерно-технических средств авиационной безопасности.
уметь
анализировать важнейшие аспекты и задачи по обеспечению авиационной безопасности;
выделять факторы, влияющие на деятельность в области авиационной безопасности;
применять на практике принципы и методы построения системы авиационной безопасности авиапредприятия;
диагностировать стратегические изменения, которые происходят в гражданской авиации, и как это отражается на организационной структуре предприятия;
проводить оценку факторов повышения риска авиационной деятельности;
планировать деятельность авиапредприятия по обеспечению авиационной безопасности;
анализировать эффективность деятельности предприятия и управлять деятельностью в области авиационной безопасности;
применять современные методы управления человеческими ресурсами;
анализировать, проектировать и оптимизировать технологические процессы по обеспечению авиационной безопасности;
организовать работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и услуг;
работать с новейшими информационными технологиями и программными продуктами.
владеть
важнейшими аспектами законодательства в области авиационной безопасности;
методами использования рычагов контроля за деятельностью предприятия в области авиационной безопасности;
навыками создания целевых программ для внедрения изменений в области авиационной безопасности, новых технологий для улучшения деятельности предприятия;
методологией финансовой диагностики предприятия и использования ее результатов при решении управленческих задач;
навыками организации управления человеческими ресурсами.
Примерный учебный план
Индекс |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Самостоятельная работа |
||||
Лекции |
Семинары |
Тренинг |
Деловые игры |
Тестирование |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ОПД.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
|||||||
ОПД.01 |
Авиационная безопасность |
160 |
56 |
24 |
- |
8 |
8 |
64 |
ОПД.02 |
Экономика производства |
60 |
26 |
16 |
- |
8 |
2 |
8 |
ОПД.03 |
Основы аэропортовой деятельности и организации авиаперевозок. Техника безопасности |
40 |
24 |
14 |
- |
- |
2 |
- |
ОПД.04 |
Теория горения и взрыва |
40 |
16 |
8 |
- |
6 |
2 |
8 |
СП.00 |
Специальные дисциплины |
|||||||
СП.01 |
Автоматизированные системы управления и связи |
40 |
8 |
12 |
16 |
- |
4 |
- |
СП.02 |
Автоматизированные системы контроля и управления доступом |
40 |
8 |
12 |
16 |
- |
4 |
- |
СП.03 |
Системы видеонаблюдения и охранного телевидения |
40 |
8 |
12 |
16 |
- |
4 |
- |
СП.04 |
Технические средства досмотра |
40 |
8 |
12 |
16 |
- |
4 |
- |
СП.05 |
Технические средства охраны и защиты периметра аэропорта и воздушных судов |
40 |
8 |
12 |
16 |
- |
4 |
- |
|
ИТОГО часов теоретического обучения |
500 |
162 |
122 |
80 |
22 |
34 |
80 |
ИА.00 |
Итоговая государственная аттестация |
|||||||
ИА.01 |
Подготовка и сдача Государственного экзамена |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО ЧАСОВ |
510 |
|
|
|
|
|
|
Приложение N 4
к Программе
Требования к содержанию программ подготовки по авиационной безопасности
Требования к содержанию программ базируются на учебно-методических разработках, ориентированных на работников САБ, а также другой персонал, который причастен к обеспечению АБ.
Базовая подготовка персонала САБ
Цель данного курса заключается в базовой подготовке специалистов по АБ в аэропорту относительно их умения выполнять определенные задачи согласно требованиям существующей нормативной правовой базы.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, соответствующей нормативной базой, работой в аэропорту, контролем доступа в контролируемую зону, выявлением оружия, взрывных устройств и других, запрещенных к перевозке предметов, системой урегулирования кризисных ситуаций в аэропорту, а также мероприятиями по патрулированию и охране важных объектов, контроля за безопасностью пассажиров, багажа, в том числе специальными техническими средствами контроля, обеспечением безопасности в зоне ограниченного доступа, сопровождением лиц и грузов в контролируемой зоне, защитой ВС на стоянке.
По окончании курса сотрудники САБ должны уметь:
поддерживать надежную связь в пределах САБ и сотрудничать с другими службами аэропорта (авиакомпании);
контролировать перемещения лиц и транспортных средств;
охранять и патрулировать в аэропорту уязвимы зоны, средства и ВС;
выявлять оружие и взрывчатые / зажигательные устройства;
обеспечивать безопасность пассажиров и их багажа;
сопровождать лиц или груз;
действовать в условиях кризисной ситуации в аэропорту.
Руководящий состав уполномоченного органа в области гражданской авиации
Цель данного курса - научить руководящий состав планировать, координировать и осуществлять мероприятия по обеспечению АБ согласно требованиям существующей нормативной правовой базы.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, международными и национальными нормативными правовыми документами, управлением САБ аэропорта, финансовыми, человеческими, материальными ресурсами, набором и подготовкой кадров, а также планированием мер в случае непредвиденных или кризисных ситуаций, руководством действиями при угрозе АНВ в деятельность ГА.
По окончании курса слушатели должны уметь:
обосновывать необходимость выполнения стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и национальных документов по АБ;
применять основные методы управления в области АБ и понимать роль руководителя САБ;
обеспечивать планирование, развитие, организацию человеческих, финансовых и материальных ресурсов, необходимых для эффективной работы САБ;
предоставлять консультации в разработке и обновлении курсов и технологий АБ;
отрабатывать с персоналом подразделений САБ превентивные меры защиты от АНВ;
предоставлять консультации в разработке мер в случае кризисных ситуаций в аэропорту и руководить действиями по защите ВС, сооружений и объектов;
руководить группой по урегулированию кризисных ситуаций, в том числе во время угрозы безопасной деятельности ГА;
предоставлять консультации в разработке и осуществлении программы подбора и подготовки персонала САБ и других сотрудников в аэропорту.
Руководящий состав САБ
Цель данного курса заключается в обучении контролировать выполнение мер защиты от АНВ в соответствии с утвержденной программой АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, руководством САБ, стандартными процедурами контроля на безопасность пассажиров и багажа, обеспечением эффективности использования ИТСАБ, расписанием дежурств САБ, их дислокацией и постановкой задач, а также руководством оперативными действиями, контролем соответствия технологий при досмотре пассажиров, оценкой деятельности сотрудников САБ, соответствующими мерами безопасности при инцидентах и контроле за ними.
По окончании курса руководящий состав должен уметь:
руководить действиями подчиненных в соответствии с программами АБ в аэропорту;
организовывать необходимые превентивные меры в кризисных ситуациях;
контролировать выполнение технологий по АБ;
контролировать выполнение мер контроля за безопасностью пассажиров и багажа в соответствии с утвержденными технологиями по АБ;
контролировать выполнение сотрудниками функциональных обязанностей и, при необходимости, осуществлять переподготовку сотрудников на рабочем месте;
обосновывать действия и вырабатывать практические навыки подчиненных;
обеспечивать подбор и расстановку кадров;
обеспечивать подготовку докладов об инцидентах, АНВ и отчетность работы по АБ;
поддерживать взаимодействие с органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам АБ.
Организация действий в кризисной ситуации
Цель данного курса - научить руководящий состав разрабатывать планы и осуществлять практические мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ в деятельность ГА.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, концепцией кризисных ситуаций, составом группы руководства и планом действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с АНВ в деятельность ГА, проведением проверок и тренировок.
По окончании курса слушатели должны уметь:
обосновывать необходимость планирования организации действий в кризисной ситуации;
определять основные элементы плана организации действий в кризисной ситуации;
обосновывать состав и функции членов группы руководства организацией и действиями в кризисной ситуации;
определять, какие средства и оборудование необходимы для обеспечения плановых действий в условиях кризисной ситуации;
осуществлять проведение практических тренировок для обеспечения действий в кризисных ситуациях на уровне современных требований.
Инструкторы по авиационной безопасности
Цель данного курса заключается в обучении персонала, из числа опытных сотрудников САБ, умению организовывать специализированные курсы по подготовке специалистов в области АБ, используя для этого методические материалы и рекомендованные ИКАО учебные методические разработки по АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, задачами инструктора АБ, а также принципами разработки, обучения и преподавания курса, его организацией, подготовкой помещений и оборудования, изложением учебных материалов, оценкой работы.
По окончании курса слушатели должны уметь:
обучать специалистов по вопросам АБ, применяя современные принципы преподавания;
организовано проводить курсы, применяя рекомендуемые ИКАО учебно-методические разработки и утвержденные учебные материалы;
выбирать, готовить и использовать необходимые учебные пособия;
разрабатывать учебные задания и тесты и вносить в них изменения для приведения их в соответствие с национальными и международными стандартами;
выбирать и умело применять современные методы преподавания.
Контроль за безопасностью пассажиров и багажа (ручной клади)
Цель данного курса заключается в обучении назначенного персонала осуществлять контроль за безопасностью пассажиров, багажа и ручной клади, а также применять превентивные меры безопасности в соответствии с утвержденными программами по АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, технологиями и процедурами осуществления контроля над безопасностью летных экипажей, пассажиров, их ручной клади и багажа, требованиями к сотрудникам групп досмотра, психологией поведения пассажиров при досмотре, порядком изъятия опасных, запрещенных предметов и веществ, задержкой пассажиров и действиями по специальным инструкциям, эффективным использованием ИТСАБ, порядком действий сотрудников группы досмотра в чрезвычайной ситуации и другими мерами контроля, а также проходят практические занятия.
По окончании курса слушатели должны уметь:
знать необходимость осуществления контроля за безопасностью летных экипажей, пассажиров, их ручной клади и багажа;
осуществлять надлежащий контроль за безопасностью, как физически, так и с использованием специальных технических средств;
определять признаки подозрительных или запрещенных предметов;
определять лиц, которые потенциально могут представлять опасность;
выявлять основные компоненты взрывчатых веществ и возможные места их сокрытия;
осуществлять надлежащий досмотр ВС;
правильно действовать при обнаружении подозрительных предметов, а также при возникновении кризисной ситуации.
Обеспечение контроля доступа в контролируемые зоны и охрана воздушных судов
Цель данного курса заключается в обучении назначенного персонала, осуществляющего контроль доступа в контролируемые зоны и охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта, охрану ВС, важных объектов, а также осуществление превентивных мер безопасности и взаимодействия во время кризисной ситуации в соответствии с утвержденными программами АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, организацией системы контроля доступа и правилами охраны ВС, особо важных объектов, а также процедурами действия и взаимодействия личного состава подразделения охраны в кризисных ситуациях.
По окончании курса слушатели должны уметь:
осуществлять должным образом контроль доступа контролируемых и других зон ограниченного доступа аэропорта;
осуществлять охрану ВС, особо важных объектов;
знать порядок учета, хранения, выдачи и использования оружия;
пользоваться техническими средствами связи;
действовать в условиях задержания правонарушителей;
знать свои обязанности и порядок взаимодействия при возникновении чрезвычайной ситуации.
Обеспечение безопасности груза и почты (курьерских и срочных отправлений)
Цель данного курса заключается в обучении персонала по обеспечению контроля за безопасностью груза, почты (курьерских и срочных отправлений), а также применению превентивных мер безопасности в соответствии с утвержденными программами по АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, концепцией и процедурами контроля за безопасностью груза, почты, курьерских и срочных отправлений и другими мерами контроля за безопасностью, а также проходят практические занятия, включая использование ИТСАБ.
По окончании курса слушатели должны уметь:
знать цели и меры безопасности в отношении груза, почты, курьерских и срочных отправлений;
определять уровень угрозы, создаваемой для ВС взрывчатыми и другими опасными веществами;
применять соответствующие меры контроля грузовых отправлений;
проверять или обыскивать партии грузов в соответствии с существующими стандартами безопасности;
обеспечивать контроль за безопасностью грузов, грузовых помещений, транспортных средств, контейнеров и оборудования;
осуществлять соответствующие меры реагирования при возникновении в аэропорту чрезвычайной ситуации в связи с обнаружением подозрительного груза.
Члены летного и кабинного экипажа
Цель данного курса заключается в обучении пилотов умению выполнять необходимые меры и правила АБ согласно программе АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, практическими мерами защиты, законодательством и программой АБ, методами выявления запрещенных для перевозки предметов и веществ, охраной ВС на стоянке, проверкой ВС в целях обеспечения безопасности, организации действий в случае:
АНВ;
угрозы взрыва ВС на земле и в воздухе;
незаконного захвата ВС;
ведения переговоров с террористами;
возникновения кризисной ситуации.
По окончании курса слушатели должны знать и уметь:
оценивать уровень опасности события;
порядок связи и координации между членами экипажа при АНВ;
соответствующие меры самообороны;
применять предназначенные для членов экипажа защитные устройства;
методы контроля поведения террористов и реакции пассажиров;
действовать в реальной обстановке с учетом различных условий, угроз;
действовать в целях защиты ВС;
досмотра ВС и выдачи рекомендаций относительно мест для размещения опасных предметов;
выполнять соответствующие положения программы АБ;
выявлять запрещенные к перевозке опасные предметы и вещества;
разъяснять законность (правомерность) действий при обнаружении запрещенных для перевозки опасных предметов;
осуществлять необходимые меры для обеспечения безопасности на земле или в воздухе при возникновении инцидента или чрезвычайной ситуации.
Руководящий состав САБ авиакомпании
Цель курса заключается в подготовке руководящего состава САБ авиакомпании умению планировать, координировать и осуществлять мероприятия по обеспечению АБ согласно соответствующей программе АБ, Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и нормативными правовыми актами по АБ.
В процессе изучения слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, разработкой практических мер защиты, законодательством и национальной программой АБ, организацией АБ в аэропорту, управлением финансовыми, человеческими и материальными ресурсами, подготовкой в области АБ, разработкой технологий и инструкций, планированием мероприятий на случай непредвиденных ситуаций, организацией действий в случае совершения АНВ.
По окончании курса слушатели должны:
знать документы ИКАО по авиационной безопасности и национальные нормативные правовые документы по этим вопросам;
использовать основные методы управления АБ по защите от угрозы или совершения АНВ;
обеспечивать планирование и организацию человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективной работы САБ;
обеспечивать планирование и управление финансовым бюджетом САБ;
разрабатывать программу АБ, технологии и инструкции по АБ;
контролировать и обеспечивать выполнение программ АБ;
проверять способность персонала САБ осуществлять превентивные меры по обеспечению АБ;
предоставлять консультации по вопросам разработки планов проведения мер в случае возникновения чрезвычайной ситуации и руководить действиями по обеспечению безопасности ВС, сооружений, имущества и объектов;
действовать в случае возникновения угрозы АНВ;
обеспечивать выполнение программы подготовки персонала САБ и других сотрудников;
поддерживать взаимодействие с органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам АБ.
Руководящий состав службы пассажирских перевозок
Цель данного курса состоит в подготовке руководящего состава службы пассажирских перевозок авиационного предприятия умению выполнять необходимые задачи по обеспечению безопасности в соответствии с существующими стандартами и программой АБ аэропорта.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, порядком контроля АБ в зоне досмотра и выхода на посадку, программой подготовки специалистов по АБ при обслуживании пассажиров.
По окончании курса слушатели должны уметь:
выполнять соответствующие положения программы АБ и требования существующих стандартов АБ;
обеспечивать соблюдение правовых норм при проведении контроля за безопасностью пассажиров, багажа, сопровождающего курьерской почты и срочных отправлений;
выявлять и распознавать запрещенные к перевозке опасные предметы и вещества;
обеспечивать выполнение установленных правил обработки, транспортировки и размещения запрещенных для перевозки опасных предметов и веществ;
действовать в случае кризисной ситуации в аэропорту, угрозы или совершения АНВ.
Персонал службы пассажирских перевозок
Цель данного курса заключается в подготовке специалистов службы пассажирских перевозок авиационного предприятия по обслуживанию пассажиров, умению осуществлять необходимые мероприятия по обеспечение АБ в соответствии с утвержденной программой АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, порядком выполнения процедур по АБ, правилами проведения контроля за безопасностью в контролируемой зоне.
По окончании курса подготовки слушатели должны уметь:
выполнять соответствующие положения программы АБ;
обеспечивать соблюдение правовых норм при проведении контроля за безопасностью пассажиров, багажа, курьерской почты и срочных отправлений;
выявлять и распознавать запрещенные к перевозке опасные предметы и вещества;
применять установленные правила обработки, транспортировки и размещения запрещенных для перевозки опасных предметов и веществ;
действовать как член группы при возникновении чрезвычайной ситуации в аэропорту.
Персонал предприятий бортового питания
Цель данного курса состоит в подготовке специалистов предприятий бортового питания, которые отвечают за обеспечение контроля за безопасностью при подготовке, загрузке и транспортировке бортового питания, а также выполнение превентивных мер и правил безопасности в соответствии с утвержденной программой АБ авиационного предприятия.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, разработкой практических мер защиты, правилами и процедурами по контролю за безопасностью при загрузке бортовых запасов и действиями при возникновении кризисной ситуации в аэропорту.
По окончании курса подготовки слушатели должны уметь:
выполнять соответствующие положения программы АБ;
обеспечивать контроль доступа на предприятие бортового питания;
выявлять запрещенные предметы, в том числе оружие, взрывчатые вещества и другие опасные устройства, в бортовых припасах и оборудовании для их хранения, предназначенных для загрузки на борт ВС;
адекватно действовать при возникновении инцидента или кризисной ситуации, связанной с загрузкой бортовых запасов и оборудования для их сохранения.
Персонал инженерно-технической службы
Цель данного курса состоит в подготовке специалистов инженерно-технической службы аэропорта (авиакомпании), которые отвечают за инженерное и техническое обслуживание по выполнению ими необходимых превентивных мер и правил безопасности в соответствии с утвержденной программы АБ авиационного субъекта.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, разработкой практических мер защиты, контроля за безопасностью инженерного и технического обслуживание ВС, действиями в условиях возникновения кризисной ситуации в аэропорту.
По окончании курса подготовки слушатели должны уметь:
выполнять соответствующие положения программы АБ;
разъяснять подчиненным правовую ответственность за ненадлежащее обеспечение контроля за безопасностью ВС, инженерного оборудования и поставщиков складских запасов и транспортных средств;
определять и выявлять запрещенные предметы, в том числе оружие, взрывчатые вещества и другие опасные устройства в инженерном оборудовании;
принимать соответствующие меры при возникновении инцидента или кризисной ситуации, связанной с угрозой в отношении ВС, инженерного обслуживания, материальных ресурсов аэропорта (авиакомпании).
Подготовка руководящего состава авиакомпании
Цель данного курса состоит в подготовке руководящего состава авиакомпании к осознанию необходимости эффективного выполнения программы АБ аэропорта.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, структурой и методикой обучения, разработкой практических мер защиты, условиями авиационной деятельности, программой АБ в части, касающейся руководящего состава авиакомпании, а также организацией действий в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.
По окончании курса подготовки слушатели должны уметь:
организовать выполнение требований программы АБ;
определять весь комплекс мероприятий по контролю за безопасностью пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений и бортовых запасов;
воспитывать у подчиненных ответственное отношение к обеспечению АБ;
руководить сотрудниками, которые принимают участие в выполнении мероприятий, связанных с ликвидацией угрозы или чрезвычайной ситуации.
Подготовка национальных аудиторов
Цель данного курса состоит в подготовке и сертификации национальных аудиторов по проведению комплексных, сертификационных, плановых, внеплановых проверок, а также ситуационных экспериментов для оказания всесторонней оценки выполнения отдельных требований Государственной программы авиационной безопасности гражданской авиации с целью определения уровня качества по выполнению авиационными предприятиями стандартов и рекомендуемой практики по обеспечению АБ.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с целью, методикой осуществления различных видов проверок, а также оценки риска с целью выявления "слабых мест" в системе мер АБ.
По окончании курса подготовки слушатели должны иметь:
знания Государственной программы авиационной безопасности гражданской авиации и понимать, каким образом она используется по каждому направлению, который проверяется;
практические навыки по контролю мероприятий и технологий обеспечения АБ;
знания и навыки проведения процедур аудита;
знания направлений по обеспечению АБ, которые проверяются.
Подготовка руководителей представительств авиакомпаний
Цель данного курса заключается в подготовке руководителей представительств авиакомпаний по организации выполнения программы АБ в аэропорту.
В процессе изучения курса слушатели знакомятся с законодательной базой по обеспечению АБ, управлением ресурсами АБ, мерами защиты объектов ГА, а также организацией действий в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.
По окончании курса подготовки слушатели должны знать:
международные и национальные нормативные правовые акты по обеспечение АБ;
требования программы эксплуатанта по обеспечению АБ;
методику управления ресурсами по обеспечению АБ;
организацию и порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Программа подготовки в области авиабезопасности в гражданской авиации России.
Она распространяется на сотрудников служб авиабезопасности, авиаперсонал предприятий и организаций, сотрудников юридических и физических лиц, выполняющих работы или осуществляющих коммерческую деятельность на территории аэропортов.
Программа закрепляет требования и порядок отбора, подготовки, повышения квалификации, госаттестации работников. Также установлена периодичность обучения и содержание учебных программ для различных категорий авиационного и неавиационного персонала, связанного с обеспечением защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
Требования обязательны для эксплуатантов воздушных судов России, авиапредприятий, аэропортов, юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории последних.
Приказ Минтранса РФ от 5 марта 2011 г. N 73 "Об утверждении Программы подготовки в области авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минтранса РФ от 2 июля 2011 г. N 153 настоящий приказ отменен