Положение ЦБР от 25 марта 1999 г. N 71-П
"О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации"
Положением ЦБР от 21 июля 1999 г. N 84-П настоящее Положение отменено с 23 июля 1999 г. См. зарегистрированное в Минюсте РФ Положение ЦБР от 21 июля 1999 г. N 83-П
О применении настоящего Положения см. письмо ЦБР от 25 марта 1999 г. N 108-Т
1. Общие положения
1.1. Настоящее временное Положение разработано в соответствии со ст.6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и определяет объем квалификационных требований, порядок выдачи, продления и аннулирования аттестатов Банка России руководителям временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражным управляющим при банкротстве кредитных организаций.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Руководитель временной администрации - лицо, возглавляющее временную администрацию по управлению кредитной организацией, назначенное Банком России;
Арбитражный управляющий - лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства (наблюдения, конкурсного производства) в кредитной организации;
Кандидат - физическое лицо, подавшее заявление на получение аттестата руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации;
Квалификационные требования - требования Банка России, предъявляемые к кандидатам на получение аттестата руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации, об обязательных для них уровне образования и опыте работы;
Лицензия арбитражного управляющего - разрешение на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего, выданное в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
Аттестация - порядок рассмотрения заявления кандидата и принятия решения Банком России о выдаче аттестата руководителя временной администрации кредитной организации и (или) арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации;
Аттестат Банка России - выданный Банком России документ, дающий основание для возложения на владельца аттестата обязанностей руководителя временной администрации кредитной организации или для назначения его арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации;
Рабочий аппарат - подразделение Банка России, на которое возложены ведение делопроизводства и организация работ, связанных с проведением аттестации.
1.3. Прием и рассмотрение заявлений кандидатов на получение аттестата Банка России производятся Центральным банком Российской Федерации на безвозмездной основе.
1.4. Аттестат руководителя временной администрации и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации действителен в течение шести месяцев, если иное не установлено Банком России.
1.5. На каждого кандидата, подавшего в Банк России соответствующее заявление, заводится аттестационное дело, в котором накапливаются все документы или их копии, поступившие от кандидата или выданные ему Банком России по вопросам, связанным с выдачей и аннулированием аттестатов, а также документы, относящиеся к его деятельности в качестве руководителя временной администрации или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.
Порядок ведения аттестационных дел и срок их хранения устанавливаются Банком России.
2. Органы Банка России, осуществляющие аттестацию
2.1. Решение о выдаче, продлении и аннулировании аттестатов руководителя временной администрации кредитной организации или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации принимается Банком России.
2.2. Для организации аттестации кандидатов территориальные учреждения Банка России создают Территориальные аттестационные комиссии (далее - Комиссия).
Состав Комиссии, ее председатель назначаются приказом руководителя территориального учреждения Банка России. Информация о создании комиссии, ее составе в течение двух рабочих дней после даты создания Комиссии направляется в Банк России.
Функции Комиссии могут быть возложены на комитеты банковского надзора, постоянно действующие рабочие комиссии и другие органы, созданные в Главных управлениях (Национальных банках).
3. Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам
3.1. К аттестации допускается кандидат:
Подпункт "а" пункта 3.1 настоящего Положения вступает в силу с 1 сентября 1999 г.
а) имеющий лицензию арбитражного управляющего Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;
б) не имеющий ограничений на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц;
в) зарегистрированный в качестве арбитражного управляющего как минимум в одном арбитражном суде;
г) не имеющий судимости за совершение преступлений против государственной власти и в сфере экономики.
При предъявлении квалификационных требований не учитывается, что кандидат освобожден от наказания, а его судимость погашена или снята;
д) не совершивший в течение 5 лет до момента обращения за получением аттестата административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
е) не имеющий в течение последних двух лет фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;
ж) в отношении которого в Банке России отсутствует информация о нарушениях банковского законодательства и законодательства о банкротстве;
з) обладающий специальными знаниями, в том числе знанием федеральных законов и нормативных актов Банка России;
Подпункт "и" пункта 3.1 настоящего Положения вступает в силу с 1 сентября 1999 г.
и) прошедший обучение в утвержденном Банком России учебно-методическом центре по обучению руководителей временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации (сведения об этих центрах публикуются в "Вестнике Банка России").
3.2. Кандидат на получение аттестата руководителя временной администрации по управлению кредитной организации должен соответствовать требованиям, указанным в пункте 3.1 настоящего Положения, и иметь высшее экономическое или юридическое образование, опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального (высшего) образования - опыт руководства таким подразделением не менее двух лет.
4. Прием и рассмотрение заявлений кандидатов
4.1. Кандидат вправе обратиться в центральный аппарат или территориальное учреждение Банка России (по месту жительства) с заявлением на получение аттестата руководителя временной администрации или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. Заявление кандидата подается на имя руководителя территориального учреждения Банка России, а в случае направления заявления в центральный аппарат Банка России - на имя Председателя Банка России по установленной форме (Приложение 4).
4.2. К заявлению кандидата прилагаются:
а) копия паспорта;
б) нотариально заверенная копия диплома об образовании;
в) нотариально заверенная копия трудовой книжки;
Подпункт "г" пункта 4.2 настоящего Положения вступает в силу с 1 сентября 1999 г.
г) нотариально заверенная копия лицензии на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;
д) документ, подтверждающий регистрацию в арбитражном суде в качестве арбитражного управляющего;
е) анкета кандидата по установленной форме (Приложение 1) с двумя фотографиями размером 3 х 4;
ж) копии решений арбитражного суда - для кандидата, ранее исполнявшего обязанности арбитражного управляющего при банкротстве кредитных организаций;
Подпункт "з" пункта 4.2 настоящего Положения вступает в силу с 1 сентября 1999 г.
з) нотариально заверенную копию документа, свидетельствующего об окончании курсов в учебно-методическом центре по обучению руководителей временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации.
4.3. Иностранные граждане, кроме документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения, прилагают:
а) копию заключения Федерального органа Российской Федерации по вопросам профессионального образования о соответствии документа об образовании, выданного иностранным учебным заведением, российскому документу о высшем образовании (для лиц, обучавшихся в иностранном учебном заведении);
б) копии документов, подтверждающих право претендента на осуществление им трудовой деятельности на территории Российской Федерации, выданных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (для иностранных граждан).
4.4. Заявление кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются Банком России в установленном порядке.
Датой представления документов считается дата их регистрации в делопроизводственной службе территориального учреждения Банка России.
4.5. Заявление кандидата и прилагаемые к нему документы рассматриваются подразделением территориального учреждения Банка России, на которое возложены функции рабочего аппарата Комиссии, по письменному поручению руководителя территориального учреждения Банка России.
В случае представления документов в неполном объеме или ненадлежащего оформления документы возвращаются кандидату в течение 15 рабочих дней с момента представления им заявления на переоформление.
Оформленные, исправленные и повторно направленные в территориальное учреждение Банка России документы кандидата считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном порядке.
4.6. Территориальное учреждение Банка России обязано уведомить кандидата о принятом по его заявлению решении в течение 30 календарных дней со дня представления документов на аттестацию.
5. Порядок аттестации кандидатов на получение аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации
5.1. Решение об участии кандидата в аттестации выносится Комиссией, а при обращении непосредственно в Банк России - структурным подразделением центрального аппарата Банка России на основании документов кандидата.
5.2. Комиссия рассматривает документы кандидата, указанные в пунктах 4.1-4.3, в порядке, установленном нормативным актом Банка России, и в случае необходимости проводит с кандидатом аттестационное собеседование.
Кандидат письменно извещается о месте и сроке проведения аттестационного собеседования не менее чем за 10 дней.
Комиссия при принятии положительного решения по документам кандидата и результатам аттестационного собеседования направляет на рассмотрение в Банк России в порядке, установленном п.5.4 настоящего Положения, документы кандидатов на получение аттестата руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.
5.3. Комиссия вправе отказать кандидату в его участии в аттестации в связи с наличием в представленных документах недостоверной (искаженной) информации и (или) несоответствия кандидата квалификационным требованиям Банка России.
При принятии отрицательного решения Комиссия доводит до кандидата мотивированный отказ от участия в аттестации.
5.4. Аттестация руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации осуществляется уполномоченным органом Банка России из числа кандидатов, представленных территориальным учреждением Банка России или структурными подразделениями Банка России.
5.5. Территориальное учреждение Банка России совместно с представленным ходатайством о назначении временной администрации в кредитную организацию или ходатайством об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций направляет дела кандидатов для проведения их аттестации в качестве руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.
5.6. Кроме документов, указанных в пп.4.1-4.3 настоящего Положения, на рассмотрение уполномоченного органа Банка России направляются:
- заключение территориального учреждения Банка России, осуществлявшего надзор за деятельностью данной кредитной организации (филиала),- для кандидата, ранее занимавшего должности руководителя кредитной организации (филиала) или главного бухгалтера кредитной организации (филиала);
- копия приказа Банка России о назначении данного лица в состав временной администрации и заключение соответствующего территориального учреждения Банка России - для кандидата, ранее работавшего в составе временной администрации.
Заключение территориального учреждения Банка России составляется в произвольной форме и должно содержать информацию и выводы о деятельности кандидата в должности руководителя кредитной организации (филиала) или главного бухгалтера кредитной организации (филиала), а также о допущенных им нарушениях.
5.7. Решение уполномоченного органа Банка России является основанием для выдачи аттестата руководителя временной администрации и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации (далее - аттестат Банка России).
6. Выдача аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации
6.1. Аттестат Банка России составляется по установленной форме (Приложения 2, 3), подписывается Председателем Банка России или его заместителем и заверяется печатью Банка России.
Бланки аттестатов являются документами строгой отчетности и имеют учетные серию и номер.
6.2. В аттестате Банка России указываются:
а) полное наименование Банка России;
б) номер аттестата Банка России по реестру выданных аттестатов;
в) фамилия, имя, отчество, паспортные данные владельца аттестата (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
г) вид деятельности, на осуществление которой выдан аттестат (руководитель временной администрации, арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации, наименование кредитной организации);
д) номер и дата решения, принятого уполномоченным органом Банка России;
е) срок действия аттестата;
ж) дата выдачи аттестата.
6.3. Аттестат Банка России выдается на руки владельцу или направляется Банком России в территориальное учреждение Банка России вместе с приказом Банка России о назначении в кредитную организацию временной администрации или об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
6.4. Территориальное учреждение Банка России в течение 10 календарных дней после получения аттестата выдает его владельцу под расписку.
Расписка в получении аттестата является согласием его владельца на возложение на него обязанностей руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.
6.5. Служащие Банка России получают аттестат руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации в силу занимаемых ими должностей на основании решения Совета директоров Банка России.
6.6. Реестр выданных аттестатов Банка России подлежит публикации в "Вестнике Банка России" в порядке и сроки, установленные Банком России.
7. Порядок аннулирования аттестата Банка России
7.1. Лицо, имеющее аттестат Банка России (далее по тексту - аттестант) и назначенное руководителем временной администрации или арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, обязано надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.
7.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения аттестантами своих обязанностей Банк России вправе на основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (ст.20, 45) аннулировать выданные им аттестаты.
7.3. Для принятия решений об аннулировании аттестата Банк России вправе:
а) проводить проверки деятельности руководителя временной администрации и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации на предмет соответствия их деятельности требованиям законодательства;
б) получать у аттестанта необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений в деятельности аттестанта;
г) выносить решения, обязывающие аттестанта устранить выявленные в его работе нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) осуществлять иные полномочия по контролю за деятельностью руководителей временной администрации и арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации.
Аттестант обязан обеспечивать условия для проведения аттестующим органом проверок, включая предоставление необходимой информации и документов.
7.4. Документарным подтверждением допущенных нарушений может служить акт проверки, проведенной Банком России, а также правоохранительными органами.
С актом указанной проверки должен быть ознакомлен соответствующий руководитель временной администрации или арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации. При несогласии с результатами проверки они обязаны представить в Банк России свои письменные замечания в течение 5 календарных дней с даты их ознакомления с актом проверки.
7.5. Решение об аннулировании аттестата принимается Банком России в течение 30 календарных дней со дня выявления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководителем временной администрации или арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации.
7.6. Банк России в 3-дневный срок со дня принятия решения об аннулировании аттестата в письменной форме сообщает об этом решении владельцу аттестата, арбитражному суду, по решению которого на аттестанта было возложено исполнение обязанностей арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации, а также в арбитражные суды, в которых аттестант зарегистрирован.
Решение об аннулировании аттестатов принимается Банком России по представлению территориального учреждения Банка России либо структурного подразделения центрального аппарата Банка России.
Указанное решение оформляется Приказом Банка России и подлежит публикации в "Вестнике Банка России".
8. Прекращение действия аттестата Банка России
8.1. Аттестат Банка России прекращает свое действие в случае истечения срока его действия, а также в случае аннулирования аттестата по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
8.2. Владелец аттестата, действие которого прекращено, обязан возвратить аттестат в территориальное учреждение или центральный аппарат Банка России в течение 10 календарных дней со дня прекращения срока его действия или после получения уведомления об аннулировании аттестата.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его опубликования в "Вестнике Банка России" и действует по 1 ноября 1999 года, если иное не будет установлено Банком России, кроме подпунктов "а" и "и" пункта 3.1 и подпунктов "г" и "з" пункта 4.2.
Положением ЦБР от 21 июля 1999 г. N 84-П настоящее Положение отменено с 23 июля 1999 г.
9.2. Подпункты "а" и "и" пункта 3.1 и подпункт "г" пункта 4.2 вступают в силу с 1 сентября 1999 года.
Председатель Банка России |
В.В.Геращенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящее Положение определяет объем квалификационных требований, порядок выдачи, продления и аннулирования аттестатов Банка России руководителям временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражным управляющим при банкротстве кредитных организаций. Устанавливается, что аттестат руководителя временной администрации и арбитражного управляющего действителен в течение шести месяцев. Определены органы Банка России, осуществляющие аттестацию. К аттестации допускается кандидат, имеющий лицензию арбитражного управляющего ФСДН РФ; не имеющий ограничений на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц; зарегистрированный как арбитражный управляющий как минимум в одном арбитражном суде; не имеющий судимости (даже снятой) за совершение преступлений против государственной власти и в сфере экономики; не совершивший в течение последних 5 лет административного правонарушения в области торговли и финансов; в отношении которого в Банке России отсутствует информация о нарушениях банковского законодательства и законодательства о банкротстве; прошедший обучение в утвержденном Банком России учебно-методическом центре по обучению руководителей временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации. Положение вступает в силу с момента его опубликования в "Вестнике Банка России" и действует по 1 ноября 1999 года, если иное не будет установлено Банком России.
Положение ЦБР от 25 марта 1999 г. N 71-П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации"
Текст положения опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 марта 1999 г., N 19, в газете "Финансовая Россия" от 8 - 14 апреля 1999 г., N 13, в газете "Бизнес и банки", N 15, апрель 1999 г.
Согласно пункту 9.1 настоящее Положение вступает в силу с момента его опубликования в "Вестнике Банка России" и действует по 1 ноября 1999 г., если иное не будет установлено Банком России, кроме подпунктов "а" и "и" пункта 3.1 и подпунктов "г" и "з" пункта 4.2, которые вступают в силу с 1 сентября 1999 г.
Положением ЦБР от 21 июля 1999 г. N 84-П настоящее Положение отменено с 23 июля 1999 г.