Письмо ЦБР от 24 сентября 1999 г. N 281-Т
"Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"
Указанием ЦБР от 21 марта 2011 г. N 2598-У настоящее письмо отменено
Решением Верховного Суда РФ от 3 марта 2000 г. N ГКПИ99-1176, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. N КАС00-185, настоящее официальное разъяснение признано недействующим с момента издания
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" Банк России разъясняет следующее.
1. Пунктом 5 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" установлено, что Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство) осуществляет планы реструктуризации кредитных организаций, утвержденные открытым акционерным обществом небанковской кредитной организацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" ко дню вступления в силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", независимо от доли участия открытого акционерного общества небанковской кредитной организации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" в уставном капитале кредитной организации. Указанные кредитные организации считаются находящимися под управлением Агентства со дня, когда Агентство приобретает права на акции (доли в уставном капитале) кредитной организации в условиях, позволяющих ему реализовывать планы реструктуризации кредитной организации. При этом Агентство может выступать владельцем акций (долей) в соответствии с требованиями федеральных законов или обладать иным кругом прав, позволяющим в течение всего срока осуществления плана реструктуризации определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Факт приобретения Агентством прав на акции указанных кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерных обществ, устанавливается в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а прав на доли в уставном капитале кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью, - в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
К указанным кредитным организациям в полном объеме могут быть применены требования Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", если при переходе их под управление Агентства были одновременно соблюдены следующие условия:
1) указанные кредитные организации подпадают под признаки кредитных организаций, на которые распространяет свое действие Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" (статья 2 указанного Федерального закона);
2) финансовое состояние указанных кредитных организаций в момент принятия решения уполномоченным органом Агентства об утверждении плана их реструктуризации соответствовало положениям статьи 3 указанного Федерального закона;
3) условием плана реструктуризации кредитной организации явилось предоставление Агентству полномочий, позволяющих Агентству определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.
В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 и пунктом 4 статьи 49 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о реорганизации и ликвидации акционерного общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Таким образом, кредитная организация, действующая в организационно-правовой форме акционерного общества, может считаться находящейся под управлением Агентства в соответствии с требованиями Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", если Агентство является владельцем более трех четвертей от общего объема голосующих акций или обладает в отношении указанных акций иным кругом прав, позволяющих ему в течение всего срока осуществления плана реструктуризации определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации.
К указанным кредитным организациям положения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" применяются в полном объеме со дня, когда Агентство приобретает полномочия, позволяющие ему определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.
К кредитным организациям, находящимся под управлением Агентства, но не отвечающим вышеуказанным требованиям, Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" применяется со дня приобретения Агентством прав на акции (доли в уставном капитале), за исключением положений подпункта 3 пункта 2 и пункта 5 статьи 13, статьи 16, пункта 4 статьи 23 указанного Закона.
Суммы санкций имущественного характера, примененные к кредитным организациям, которые в соответствии с настоящими разъяснениями признаются находящимися под управлением Агентства, в период до дня опубликования настоящего разъяснения, в том числе за нарушение пруденциальных требований и (или) порядка депонирования обязательных резервов, не подлежат возврату. Иные меры ответственности, примененные к указанным кредитным организациям в период до опубликования настоящего разъяснения, подлежат исполнению и могут быть отменены в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" с момента перехода кредитной организации под управление Агентства до окончания срока осуществления плана реструктуризации кредитной организации: вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по ее обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Федеральный закон не уполномочивает какой-либо орган своим решением вводить мораторий. Требования, касающиеся моратория, как это следует из текста закона, начинают применяться в силу свершившегося юридического факта перехода кредитной организации под управление Агентства.
Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" установил, что к мораторию применяются соответствующие положения статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в частности, касающиеся перечня тех обязательств кредитной организации, на которые распространяет свое действие мораторий.
В соответствии с частью второй подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" мораторий распространяет свое действие на денежные обязательства и обязательные платежи кредитной организации, возникшие до момента принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства.
В соответствии с частью третьей подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации действует до 12 месяцев и может быть продлен Агентством, но не более чем на шесть месяцев или отменен Агентством до истечения срока его действия. Следовательно, Агентство вправе в любой момент после принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства принять решение об отмене моратория. Решение об отмене или продлении моратория может быть принято правлением Агентства, как органом управления Агентства, который в соответствии со статьей 37 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" принимает решение о формах и об условиях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, утверждает планы реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Мораторий отменяется в отношении всех обязательств кредитной организации, на которые он распространял свое действие.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" кредитная организация, находящаяся под управлением Агентства (в том числе, если решение о переходе под управление Агентства было принято до дня вступления в силу указанного Федерального закона), и ее кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
К отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации, если иное не предусмотрено главой IV Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" или не вытекает из существа правоотношений, связанных с реализацией указанного Федерального закона, применяются соответствующие правила о мировом соглашении, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со статьей 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, т.е., с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы. С учетом требований статей 23-27 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в процессе заключения мирового соглашения вправе участвовать по обязательным платежам кредитной организации налоговые и иные уполномоченные органы или Агентство в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций". При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в целях заключения мирового соглашения под задолженностью кредитных организаций перед Российской Федерацией по обязательным платежам понимаются задолженности кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков, а также задолженность кредитных организаций по уплате в федеральный бюджет (внебюджетные фонды) сумм налогов и сборов их клиентов, включая начисленные штрафы и пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованию кредиторов первой и второй очереди. Пунктом 2 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторским договорам. К правилам о заключении мирового соглашения не могут быть применены положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", так как пунктом 2 статьи 5 указанного Федерального закона установлено, что в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются. Поэтому, как это следует из существа правоотношений, в состав лиц, требования которых должны быть удовлетворены до заключения мирового соглашения в соответствии со статьей 123 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не могут быть включены физические лица, являющиеся кредиторами кредитной организации по договору банковского счета или банковского вклада, требования которых при банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" подлежат удовлетворению в первую очередь. При заключении мирового соглашения стороны должны исходить из того, чтобы для физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по договору банковского счета или банковского вклада, были созданы условия, позволяющие удовлетворить их требования в рамках мирового соглашения в соответствии с принципами очередности расчетов, установленных при ликвидации кредитной организации, то есть в первую очередь.
В случае непринятия кредиторами кредитной организации условий мирового соглашения применяются правила пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций". Иными словами, кредиторы получают возмещение по своим требования в очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Настоящее официальное разъяснение публикуется в "Вестнике Банка России" и в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" подлежит обязательному применению на всей территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 24 сентября 1999 г. N 281-Т "Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 29 сентября 1999 г., N 60, в газете "Бизнес и банки", N 43, октябрь 1999 г., в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", N 11, 1999 г.
Указанием ЦБР от 21 марта 2011 г. N 2598-У настоящее письмо отменено
Решением Верховного Суда РФ от 3 марта 2000 г. N ГКПИ99-1176, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. N КАС00-185, настоящее официальное разъяснение признано не действующим с момента издания