Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 октября 2000 г. N 720/1
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца В. - директора, Т. - дов.юр-13 от 31.12.98 г.; от ответчика К. - дов. N 20/2484 от 10.08.2000 г., К. - дов. 20/3210 от 27.10.2000 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центра по охране и использованию памятников истории и культуры, г.Смоленск, на решение от 5.07.2000 г. и постановление от 24.08.2000 г. Арбитражного суда Смоленской области по делу N 720/1, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Г-93" (ООО "Г-93"), г.Смоленск, обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом г.Смоленска о понуждении к заключению договора купли-продажи нежилого помещения.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Центр по охране и использованию памятников истории и культуры г.Смоленска.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 1.09.99 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.11.99 г., в иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 18.01.2000 г. вышеуказанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
При новом рассмотрении суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Комитет по управлению государственным имуществом Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 5.07.2000 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 24.08.2000 г., иск удовлетворен. Суд обязал Комитет по управлению имуществом г.Смоленска заключить с ООО "Г-93" договор купли-продажи нежилого помещения площадью 232,4 кв.м, расположенного в доме N 22, по ул.Б.Советской, в г.Смоленске, выкупной стоимостью 375.098 руб., в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В кассационной жалобе Центр по охране и использованию памятников истории и культуры просит отменить решение от 5.07.2000 г. и в иске ООО "Г-93" отказать, ссылаясь на несоблюдение процедуры приватизации объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
В судебном заседании заявитель жалобы поддержал ее доводы.
Представители Комитета по управлению имуществом г.Смоленска и Комитета по управлению госимуществом Смоленской области поддержали доводы жалобы.
Представитель ООО "Г-93" просил оставить оспариваемые судебные решения без изменения.
Выслушав представителей сторон,третьих лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение от 5.07.2000 г. и постановление от 24.08.2000 г. отменить и в иске ООО "Г-93" отказать по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 31.08.93 г. по результатам коммерческого конкурса Фонд имущества г.Смоленска заключил с ТОО "Г-93" (правопредшественник истца) договор купли-продажи имущества магазина N 1 "ГЯ". В соответствии с приватизационным законодательством ООО "Г 93" приобрело право на долгосрочную (15 лет) аренду помещения магазина и на его выкуп. 14.06.94 г. Комитет по управлению имуществом г.Смоленска заключил с истцом на срок 15 лет договор N 633 аренды с правом выкупа нежилого помещения, площадью 241,5 кв.м, расположенного в г.Смоленске, по ул.Б.С., 22.
Решением Смоленской областной Думы от 28.02.95 г. дом N 22, по ул.Б.С., в г.Смоленске включен в список памятников истории и культуры Смоленской области как вновь выявленный объект, представляющий культурную ценность. Этим же решением запрещена приватизация памятников истории и культуры местного значения до принятия Правительством РФ решения о разграничении этих объектов на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации, утверждения методики оценки стоимости недвижимых памятников истории и культуры. Аналогичное решение N 87 от 31.07.97 г. принял и Смоленский Городской Совет.
Ссылаясь на то, что ему отказывают в приватизации арендуемого нежилого помещения со ссылкой на решения органов местного самоуправления о запрещении приватизировать памятники истории и культуры, ООО "Г-93" обратилось с вышеуказанным иском в суд.
Решением Смоленского Облсовета от 4.02.92 г. дом N 22, по ул.Б.С., в г.Смоленске передан в муниципальную собственность. Решением Смоленской областной Думы N 24 от 28.02.95 г. этот дом включен в список памятников истории и культуры местного значения. Поэтому суд обоснованно отнес спорное нежилое помещение к объектам муниципальной собственности. Довод заявителя жалобы о том, что дом N 22, по ул.Б.Советской, как памятник, является исключительно объектом Федеральной собственности, несостоятелен.
Суд первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что запрещение приватизировать объекты не входит к компетенцию органов местного самоуправления и ООО "Г-93" имеет право на выкуп арендуемого помещения в силу пункта 4.2
Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.94 г. N 1535, статьи 1 Указа Президента РФ от 26.11.94 г. N 2121 "О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения" (в редакции Указов президента РФ от 20.02.95 г. N 176, от 20.01.97 г. N 15).
Однако, в силу ст.1 названного Указа Президента РФ от 26.11.94 г. N 2121 решение о приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения принимаются по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению госимуществом и Министерством культуры Российской Федерации.
По рассматриваемому спору такое согласование отсутствует. Следовательно, иск ООО "Г-93" к Комитету по управлению имуществом г.Смоленска о понуждении заключить сделку приватизации недвижимого имущества является преждевременным, так как не соблюден порядок приватизации памятников истории и культуры местного значения. Поэтому решение от 5.07.2000 г. и постановление от 24.08.2000 г. следует отменить, в иске ООО "Г-93" отказать.
В силу пп.9, п.2, ст.4 Закона РФ "О государственной пошлине" с ООО "Г-93" необходимо взыскать в доход Федерального бюджета 834 руб. 90 коп. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.175 п.2, 176 ч.1, 2, 177 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 5.07.2000 г. и постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.08.2000 г. по делу N 720/1 отменить, в иске ООО "Г-93" отказать.
Взыскать с ООО "Г-93" в доход Федерального бюджета 834 руб.90 коп. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2000 г. N 720/1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании