Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 мая 2002 г. N А23-1/02А-14-1
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 9194/02 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: Председательствующего, судей, при участии в заседании от истца не явились, надлежаще уведомлены, от ответчика С.Н.А.-зам.нач.юр.отдела (дов.N49-14/1 от 18.01.02 пост.), О. М.А.-гл.госналогинспектора (дов.N49-13/8 от 22.03.02), Ц. Н.С.-гл.госналогинспектора (дов.N49-13/8 от 22.03.02),
рассмотрев кассационную жалобу ОАО "КЭ" на решение от 11.02.02 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.02 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1/02А-14-1, установил:
ОАО "КЭ" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к управлению МНС РФ по Калужской области о признании недействительным ее решения N61 от 25.12.01 по п.1.1 в сумме 798 970 руб., по п.2 полностью.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.02.02 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же арбитражного суда от 25.03.02 решение от 11.02.02 оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты об отказе в иске о признании недействительным решения инспекции N 61 от 25.12.01 в части взыскания налога на прибыль в сумме 676260 руб. (п.1.1), п.2 решения полностью в связи с тем судом неправильно применены нормы материального права и удовлетворить в этой части иск.
От заявителя кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Центрального округа поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела по причине нахождения до 07.06.02 представителя ОАО "КЭ" в командировке. Учитывая, что ст.173 АПК РФ установлен месячный срок рассмотрения кассационных жалоб, который является предельным и не может быть продлен ни в каких исключительных случаях, суд кассационной инстанции не находит возможным удовлетворить данное ходатайство, так как срок рассмотрения кассационной жалобы истекает 06.06.02, то есть до того времени, когда истец имеет возможность обеспечить явку своего представителя.
Проверив материалы дела, заслушав представителей ответчика, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из решения налогового органа N 61 от 25.12.01, основанием для доначисления ОАО "КЭ" налога на прибыль, применения штрафной санкции по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ послужило то, что истец в нарушение п.1 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, относил на себестоимость технические потери электроэнергии сверх установленного норматива, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в сумме 2254,2 тыс. руб.
Предъявляя иск, налогоплательщик ссылался на то, что право относить на себестоимость фактические затраты на трансформацию и передачу покупной электроэнергии предусмотрено абз.8 п.6 упомянутого Положения о составе затрат, поэтому произведенная налоговым органом корректировка в целях налогообложения с учетом согласованного с региональной энергетической комиссией лимита потерь электроэнергии противоречит налоговому законодательству, поскольку плановые потери электроэнергии носят рекомендательный характер и согласованы с региональной энергетической комиссией в целях экономического обоснования тарифов на электроэнергию, а не для корректировки себестоимости.
Исходя из ст.3 Закона РФ от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций.
При установлении государственно регулируемых тарифов согласно ст.4 указанного Закона должна быть определена экономическая обоснованность планируемой себестоимости и прибыли, а также экономическая обоснованность затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
В соответствии со ст.6 Закона органами государственного регулирования тарифов являются Федеральная энергетическая комиссия РФ и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации. Полномочия по установлению конкретного порядка государственного регулирования тарифов предоставлены Правительству РФ (ст.15). Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 г. N 121 утверждены Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ. Пункт 11 Основных положений, устанавливающий порядок утверждения и применения норм и нормативов, предусматривает, что Федеральная энергетическая комиссия утверждает обязательные для исполнения всеми региональными энергетическими комиссиями и коммерческими организациями указания, инструкции, правила и другие документы по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, в том числе Федеральная энергетическая утверждает нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых величин себестоимости и прибыли, применяемых для расчета тарифов на электрическую энергию.
Согласно пункту 12 Основных положений документом, содержащим экономические обоснования и нормативы, необходимые для регулирования тарифов на электрическую энергию, является плановый баланс производства и поставок электрической (тепловой) энергии и электрической мощности в рамках Единой энергетической системы России. Указанный Баланс утверждается Федеральной энергетической комиссией по согласованию с региональной энергетической комиссией субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 04.12.98 N 46/8 "Об утверждении Плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой ) энергии и электрической мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка на 1999 год и 1 квартал 1999 года" утвержден плановый баланс производства и поставок электрической энергии для ОАО "КЭ" в рамках единой энергетической системы России.
Данный порядок утверждения тарифов на электроэнергию, где норматив плановых потерь является неотъемлемой частью расчета ее балансовой стоимости, произведен в соответствии с Законом РФ от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (п.п.3, 4, 6), Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" (п.11).
В соответствии с п.5 раздела 1 указанного расчета, согласованного с региональной энергетической комиссией, плановый норматив потерь электроэнергии в сетях ОАО "КЭ" составляет 11,1 % от количества полученной электроэнергии. Однако фактические потери электроэнергии в сетях ОАО "КЭ" составили 11,5 %, которые в полном объеме, включены в себестоимость продукции.
Принимая решение об отказе в иске, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется, как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции определяется в соответствии с Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N552. Пунктом 1 указанного Положения определено, что для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
Поскольку упомянутым Законом РФ от 14.04.95 N 41-ФЗ предусмотрено, что при утверждении тарифов должны определяться и обоснованные затраты (норматив потерь) на передачу и распределение электроэнергии, суд правомерно признал обоснованными те затраты истца (потери электроэнергии), которые он согласовал с региональной энергетической комиссией (в размере 11,1 %).
При этом судом правильно применен п.1 Положения о составе затрат, действие которого распространяется на остальные пункты Положения, содержащий обязательное правило о том, что в целях налогообложения организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
Таким образом, вывод суда о том, что включение в себестоимость продукции фактических потерь электроэнергии (11,5%) вместо нормативных (11,1%), утвержденных с соблюдением установленного законом порядка, привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в связи с чем у инспекции имелись законные основания для доначисления налога на прибыль и применения налоговых санкций, следует признать правомерным. К тому же суд обоснованно учел довод ответчика о том, что в данной ситуации истец при определении прибыли нарушил ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", применив несопоставимые показатели: при реализации продукции (электроэнергии) применил утвержденные тарифы, а в себестоимость включал фактические потери электроэнергии в сетях истца в размере 11,5%.
Всем доводам истца Арбитражным судом Калужской области дана надлежащая судебная оценка.
В силу изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Исходя из указанного, руководствуясь п.1 ст.175, ст.177 АПК РФ, постановил:
Решение от 11.02.02 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.02 Арбитражного суда Калужской области по делу NА23-1/02А-14-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2002 г. N А23-1/02А-14-1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 9194/02 настоящее постановление отменено