Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 октября 2002 г. N А64-1817/02-16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, уведомлены надлежащим образом; от ответчика - С.Т.Ю. - ю/к (доверенность постоянная от 10.09.02 N14/1493);
рассмотрев кассационную жалобу Администрации Инжавинского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.02 по делу N А64-1817/02-16, установил:
Кооператив "Л" Инжавинского района Тамбовской области (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации Инжавинского района Тамбовской области (далее - Администрация) о признании недействительными постановлений от 08.05.01 N227 и от 07.06.01 N300.
Решением от 24.06.02 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность данного решения не проверялась.
В кассационной жалобе Администрация Инжавинского района просит судебный акт по делу отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, кооперативу "Л" на основании акта на право владения, пользования землей от 30.03.92 N152 было предоставлено 2219га. земли, из которых 2161 га. пашни.
Постановлениями Администрации от 08.05.01 N227 и от 07.06.01 N300 у истца на основании п."е" ст.79 Закона Тамбовской области "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" (далее - Закон) за систематическое нарушение земельного законодательства, выразившееся в нерациональном использовании земель в целом по кооперативу, было изъято 815 и 738 гектаров земли.
Посчитав данные постановления незаконными, кооператив "Л" обратился за защитой в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно п."е" ст.79 Закона, основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является нерациональное и неэффективное использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, выражающееся в снижении фактической урожайности за последние пять лет по сравнению с нормальной, установленной по кадастровой оценке, более чем на 25 процентов.
Из содержания ст.82 Закона, регламентирующей порядок прекращения прав на земельный участок, следует:
1.Принудительное прекращение прав на земельный участок по основаниям предусмотренным в частности п."е" ст.79 Закона производится в следующем порядке:
а) при выявлении нарушения на виновных юридических лиц или граждан специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах предоставленной им компетенции налагается штраф в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. Одновременно с наложением штрафа выносится предупреждение об устранении в срок до трех месяцев допущенных нарушений;
б) при неустранении нарушений в сроки, предусмотренные п. "а" части первой настоящей статьи, специально уполномоченные государственные органы вносят в Администрацию области или орган местного самоуправления, представившие земельный участок, представление о прекращении прав на него.
2. Принудительное прекращение прав на земельный участок производится на основании постановления Администрации области или органа местного самоуправления. Копия постановления вручается собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, арендатору в 7-дневный срок с момента получения копии постановления.
3. При несогласии собственника землевладельца, землепользователя, арендатора с постановлением о прекращении прав на земельный участок, он вправе заявить об этом органу, принявшему постановление, в 15-дневный срок с момента получения копии постановления.
В этом случае исполнение постановления не производится, а орган принявший его может предъявить иск о принудительном прекращении прав на земельный участок в суд.
Государственная регистрация прекращения прав на землю не производится до решения суда.
В связи с несоблюдением Администрацией указанных требований закона, а также отсутствия в оспариваемых постановлениях данных о том, какие конкретно земельные участки истца подлежат изъятию, суд обоснованно признал эти ненормативные акты недействительными.
Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих факты нерационального и неэффективного использования земельного участка сельхозназначения, ответчиком не представлено. Указанные в протоколе нарушения: земля не обрабатывается, заросла многолетним сорняком, материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.02 по делу N А64-1817/02-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п."е" ст.79 Закона, основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является нерациональное и неэффективное использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, выражающееся в снижении фактической урожайности за последние пять лет по сравнению с нормальной, установленной по кадастровой оценке, более чем на 25 процентов.
Из содержания ст.82 Закона, регламентирующей порядок прекращения прав на земельный участок, следует:
1.Принудительное прекращение прав на земельный участок по основаниям предусмотренным в частности п."е" ст.79 Закона производится в следующем порядке:
...
б) при неустранении нарушений в сроки, предусмотренные п. "а" части первой настоящей статьи, специально уполномоченные государственные органы вносят в Администрацию области или орган местного самоуправления, представившие земельный участок, представление о прекращении прав на него."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2002 г. N А64-1817/02-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании