Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 февраля 2003 г. N А23-2793/02А-5-182
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - А. - гл.бухгалтера (дов. от 01.01.03 - пост.), К. - юриста (дов. от 17.09.02 N 160 - пост.), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги на решение от 15.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.12.02 Арбитражного суда Калужской области по делу NА23-2793/02А-5-182, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги от 13.09.02 N 1221/12.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.10.02 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.12.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги, просит решение и постановление суда отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги проведена камеральная проверка налоговой декларации по акцизам за май 2002 г., представленной ООО "А" 01 июля 2002 г. В ходе проведения проверки налоговым органом установлено несвоевременное представление указанной декларации, так как, по мнению инспекции, налоговая декларация по акцизам за май 2002 г. должна быть представлена в соответствии с внесенными Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ изменениями в ст. 204 НК РФ не позднее 15 июня 2002 г. По результатам проверки инспекцией МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги принято решение от 13.09.02 N 1221/12 о привлечении ООО "А" к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 101100,3 руб.
Не согласившись с принятым инспекцией решением, ООО "А" обратилось в суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон по существу спора и вынес обоснованные судебные акты по делу.
В соответствии со ст. 204 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Таким образом, за отчетный налоговый период - май 2002 г. ООО "А" должно было подать декларацию не позднее 30 июня 2002 г. Поскольку 30 июня 2002 г. пришлось на выходной день, то учитывая положения ст. 6.1 Налогового кодекса РФ, срок подачи декларации переносится на первый рабочий день, следующий за выходным днем, то есть в данном случае на 01 июля 2002 г. Следовательно, представленная 01 июля 2002 г. обществом налоговая декларация за май 2002 г. считается поданной в установленный законом срок.
Судом первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонен довод налогового органа о том, что указанная налоговая декларация должна была быть представлена в срок, установленный Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ", то есть до 15 июня 2002 года.
Указанный Федеральный закон, опубликованный 31.05.02, внес изменения в ст. 204 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за налоговый (отчетный период) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Поправки в ст. 204 НК РФ вводятся в действие Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ" с 01 июня 2002 г.
Однако согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц. Вносимые ФЗ от 29.05.02 N 57-ФЗ поправки в ст. 204 НК РФ ухудшают положение налогоплательщика, поскольку вводится новый, более укороченный срок подачи налоговых деклараций. В связи с этим, принимая во внимание положения ст. 5 НК РФ, налоговым периодом, с которого начинают действовать поправки в ст. 204 НК РФ, является июнь 2002 г.
Кроме того, как установлено судом первой и апелляционной инстанций, заявитель при подаче налоговой декларации по акцизам 01 июля 2002 г. руководствовался письменными разъяснениями МНС РФ, изложенными в официальном печатном издании МНС РФ - журнале "Российский налоговый курьер" N 11 за 2002 г., согласно которым срок подачи деклараций по акцизам за май 2002 г. определен до 01 июля 2002 г.
Пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В силу п.п.3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, являются обстоятельствами, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 15.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.12.02 Арбитражного суда Калужской области по делу NА23-2793/02А-5-182 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Октябрьскому округу г. Калуги - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 февраля 2003 г. N А23-2793/02А-5-182
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании