Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 декабря 2002 г. N А08-4566/02-9
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: Председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца И. - юрисконсульта (дов. от 1.09.02 б/н, пост.), от ответчика Е. - нач. общего отдела (дов. от 18.12.02 N 21-02/8-2618, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу Открытого акционерного общества "СЗ им. Л" на определение Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.02 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 10.10.02 по делу N А08-4566/02-9, установил:
Открытое акционерное общество "СЗ им.Л" (далее по тексту - ОАО "СЗ им. Л") обратилось в арбитражный суд с иском к Межрайонной инспекции N4 МНС РФ по Белгородской области (налоговая инспекция) об обжаловании неправомерных действий руководителя инспекции М., выразившихся в принятии противоречащего налоговому законодательству решения от 15.05.02 N34 о проведении выездной налоговой проверки; заместителя руководителя инспекции М., выразившихся в принятии решения от 28.05.02 N1 о проведении выездной налоговой проверки; сотрудников инспекции М. и Б., выразившихся в участии в проведении выездной проверки с 15.05.02 и составлении акта N 54дсп без полномочий на проведение контроля на весь период проверки, а также в неправильном оформлении окончания проверки (без справки о проведении проверки), сотрудников Л. и Р. по изъятию документов (с учетом уточнения иска).
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.02 производство по делу прекращено по основаниям п. 1 ст. 85 АПК РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.10.02 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель-ОАО "СЗ им.Л", просит определение и постановление отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить, направив дело в первую инстанцию суда для рассмотрения по существу.
Из материалов дела следует, что 15.05.02 руководителем Межрайонной инспекции N 4 МНС РФ по Белгородской области было принято решение N 34 о выездной налоговой проверке ОАО "СЗ им.Л" за период 2000-2001г.г., проведение которой поручено старшим госналогинспекторам Л. и Р.
Заместителем руководителя налоговой инспекции М. 28.05.02 принято решение N1 о назначении выездной налоговой проверки указанного налогоплательщика за период с ноября 2000г. по 31 декабря 2001г., проведение которой поручено заместителю начальника отдела налогообложения физических лиц М. и старшему инспектору Б.
В ходе проведения проверки главными госналогинспекторами Л. и Р. были изъяты документы без надлежащего оформления изъятия.
Кроме того, акт выездной налоговой проверки от 21.06.02 N 54 дсп был составлен неправомочными, по мнению налогоплательщика, должностными лицами инспекции.
Расценив вышеуказанные действия должностных лиц Межрайонной инспекции N 4 МНС РФ по Белгородской области как неправомерные, ОАО "СЗ им.Л" обратилось в суд с иском.
Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что акт выездной налоговой проверки не является ненормативным актом, в связи с чем не может быть обжалован в суд, а оспариваемые действия должностных лиц налоговых органов не нарушили прав налогоплательщика, поэтому спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с этими выводами суда.
Согласно ст. ст. 137, 138 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать как акты налоговых органов ненормативного характера, так и действия или бездействие их должностных лиц, если, по его, мнению, такие акты, действие или бездействие нарушают его права.
Как усматривается из искового заявления и уточнений к нему от 15.08.02, налогоплательщиком заявлены требования об обжаловании неправомерных действий должностных лиц налогового органа.
Следовательно, поскольку по данному делу стороны спорят не о ненормативном акте как таковом, а о правомерности действий должностных лиц налоговой инспекции, выразившихся в принятии решений, противоречащих, по мнению истца, требованиям налогового законодательства, суду необходимо было рассмотреть спор, исхода из фактически заявленных требований.
Кроме этого, ст. 170 АПК РФ предусмотрена обязанность суда указать в мотивировочной части решения все фактические обстоятельства, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства, со ссылкой на закон и нормативные акты.
Поскольку ОАО "СЗ им.Л" обжалует действия должностных лиц налогового органа, суд должен был выяснить, в чем выразилось нарушение прав налогоплательщика данными действиями.
При новом рассмотрении дела, суду надлежит устранить отмеченные недостатки, дать оценку доводам истца о нарушении его прав, изложенным в уточненных исковых требованиях и вынести законное и обоснованное решение по существу спора.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Определение Арбитражного суда Белгородской области от 15.08.02 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 10.10.02 по делу N А08-4566/02-9 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 декабря 2002 г. N А08-4566/02-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании