Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 мая 2003 г. N А09-585/03-30
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя П. - зам. председателя (дов. от 5.02.03 N 26, пост.), К. - гл. бухгалтера (дов. от 4.02.03 N 25, пост.), от налогового органа М. - специалиста 1 категории (дов. от 4.01.03 N ВП-02/04, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области на решение от 20.02.03 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-585/03-30, установил:
Брянская областная организация Всероссийского добровольного пожарного общества (далее по тексту - Брянская областная организация ВДПО) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании неправомерными действий межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области, выразившихся в отказе заявителю на применение упрощенной системы налогообложения (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.02.03 требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция МНС РФ N 10 по Брянской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что Брянская областная организация ВДПО обратилась в межрайонную инспекцию МНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, считая, что все условия для перехода на указанную систему им соблюдены.
Однако уведомлением N 302 от 31.12.02 налоговый орган отказал в применении упрощенной системы налогообложения по основаниям п.п. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, считая, что в составе Брянской областной организации ВДПО имеются обособленные подразделения (филиалы).
Не согласившись с действиями межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области по отказу в применении упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Исходя из ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Законодательство России о налогах и сборах не содержит прямого определения понятий "филиал" и "представительство" для целей налогообложения.
Следовательно, данные термины для целей налогообложения необходимо применять в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Таким образом, при буквальном толковании п.п. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ можно сделать вывод о том, что организация, имеющая обособленное подразделение, которое в соответствии с ГК РФ нельзя признать ни филиалом, ни представительством, имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, местные районные советы при наличии признака территориально-обособленного подразделения, не обладают признаками филиала и представительства.
При таких обстоятельствах, у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа плательщику в применении упрощенной системы налогообложения по основаниям п.п. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана правильная правовая оценка.
Кроме того, разрешая спор по существу, суд обоснованно исходил из п. 7 ст. 3 НК РФ, трактуя все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 20.02 03 по делу N А09-585/03-30 оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 мая 2003 г. N А09-585/03-30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании