г. Москва |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А41-1201/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев 15 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Воскресенск Московской области
на решение от 27 марта 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 14 июля 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-1201/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГИПРОЗЕМ"
к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГИПРОЗЕМ" (далее - общество, ООО "ГИПРОЗЕМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Воскресенск Московской области и Администрации Воскресенского муниципального района Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, о признании незаконным решения от 13.11.2019 N 3340/030 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070801:44 и обязании предоставить в собственность за плату земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2020 года, оставленного без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа Воскресенск Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В материалы дела от общества поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, в которой заявитель возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по договору от 24.05.2010 N 891 в аренду ООО "ГИПРОЗЕМ" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:29:0070801:44 площадью 1000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - бытовое обслуживание, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Побуды, уч. 14а.
В границах данного земельного участка ООО "ГИПРОЗЕМ" возведено нежилое здание площадью 904,2 кв. м с кадастровым номером 50:29:0070801:668, на которое общество оформило право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ООО "ГИПРОЗЕМ" обратилось в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070801:44 в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
По итогам рассмотрения заявления Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области принято решение от 13.11.2019 N 3340/030 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, поскольку фактическое назначение здания не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ГИПРОЗЕМ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Подпунктом 14 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор утвержден приказом Минэкономразвития России N 540 от 01 сентября 2014 года "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Вместе с этим, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Из совокупного толкования положений пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, частей 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Судами установлено, что спорный земельный участок предоставлен в аренду заявителю для строительства офисного здания, а также, что право собственности ООО "ГИПРОЗЕМ" на здание с кадастровым номером 50:29:0070801:668 зарегистрировано 30.06.2016.
Суды указали, что постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 07.11.2016 N 2366-1111З изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070801:44 с "для строительства офисного здания" на "бытовое обслуживание". В преамбуле данного постановления указано, что изменение вида разрешенного использования согласовано с МВК Министерства имущественных отношений Московской области, о чем имеет решение в протоколе от 27.10.2016 N 42.
Кроме того, суды приняли во внимание, что согласно заключению об ограничении оборотоспособности земельный участок с кадастровым номером 50:29:0070801:44 расположен в функциональной зоне "О-2" зона специализированной общественной застройки (зона размещения объектов социального, бытового, образовательного, культурного и религиозного назначения) согласно Генеральному плану г.п. Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, утв. решением Совета депутатов от 08.12.2017 N 585/54, а также в функциональной зоне "О-1" (многофункциональная общественно-деловая) согласно действовавшим Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, утв. решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района МО от 08.12.2017 N 586/54. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070801:44 относится к основным видам разрешенного использования с максимальным процентом застройки - 60.
На основании изложенного суды пришли к выводу о соответствии использования земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070801:44 для размещения здания с кадастровым номером 50:29:0070801:668 требованиям градостроительных регламентов, установление вида разрешенного использования произведено по согласованию с уполномоченными органами публичной власти. Таким образом, суды правомерно признали оспариваемый отказ незаконным в связи с отсутствием достаточных правовых оснований для отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070801:44 без проведения торгов.
При этом доводы Администрации городского округа Воскресенск Московской области о недостижении цели предоставления земельного участка в аренду - строительства здания, которое заключается в несоответствии вида разрешенного использования земельного участка - "бытовое обслуживание населения" назначению возведенного здания - "офисное здание", поскольку на момент обращения ООО "Гипрозем" с заявлением об оказании услуги земельный участок находился в зоне "О1-Многофункцимональная общественно-деловая зона", а с 01.01.2020 года участок стал относиться к зоне "Ж1-Зона многоквартирной жилой застройки", которая бытового обслуживания населения и наличия офисных зданий не предусматривает, отклонен, в связи с тем, что земельный участок не находился в зоне "01" на момент вынесения оспариваемого решения (ноябрь 2019 года).
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений норм арбитражного процессуального законодательства по изложенным в кассационной жалобе доводам, в том числе в части признания соответчиком Администрации городского округа Воскресенск Московской области, не установлено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2020 года по делу N А41-1201/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из совокупного толкования положений пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, частей 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2020 г. N Ф05-15487/20 по делу N А41-1201/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15487/20
08.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9998/2021
22.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15487/20
14.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7379/20