Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 октября 2003 г. N А68-106/АП-02
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Ч. - нач. сектора претензионно-исковой работы юр/ отдела (дов. от 11.12.02, пост.), от налогового органа - не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Т" на решение от 19.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 3.09.03 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-106/АП-02, установил:
Открытое акционерное общество "Т" (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ N по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее по тексту - Инспекция) о признании недействительным требования N 74 от 16.05.02 об уплате пени по налогу на прибыль в сумме 244 597 руб. 63 коп., а также недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 17 137 227 руб. и пени в размере 3 854 578 руб. 38 коп.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.05.03 требования Общества удовлетворены в части взыскания недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 17 137 227 руб. и пени в сумме 3 833 324 руб. 49 коп. В остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 3.09.03 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Т" просит изменить мотивировочную часть принятых по делу судебных актов в части налога на пользователей автомобильных дорог, не изменяя при этом их резолютивную часть, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения обжалуемых решения и постановления суда.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области в адрес ОАО "Т" направлено требование от 16.05.02 N 74 об уплате недоимки по налогу на прибыль в областной бюджет в сумме 5 928 992 руб., в территориальный бюджет в сумме 817 791 руб. и пени в размере 224 597 руб. 63 коп., а также недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 17 137 227 руб. и пени в размере 3 854 578 руб.
Не согласившись с указанным требованием налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оспаривая требование налогового органа, налогоплательщик исходит из следующего: требование вынесено с нарушением положений п. 4 ст. 69 НК РФ, поскольку не содержит указание на основания взимания налога и ссылку на закон, устанавливающий обязанность по уплате конкретного налога; требование по уплате пени по налогу на прибыль неправомерно в связи с тем, что по состоянию на 16.05.02 у налогоплательщика имелась переплата по налогу в федеральный бюджет в сумме 1 020 134 руб. 12 коп.; требование в части уплаты пени по налогу на пользователей автомобильных дорог неправомерно в связи с тем, что федеральное и региональное законодательство, устанавливающее обязанность по уплате данного налога не установило срок его уплаты, а значит, правовых оснований для начисления пени не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований по налогу на прибыль, суд обоснованно указал, что налоговым законодательством не предусмотрена возможность зачета налога на прибыль, недоплаченного в бюджет одного уровня за счет бюджета другого уровня.
Удовлетворяя требований налогоплательщика в части налога на пользователей автомобильных дорог, суд правомерно исходил из следующего.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен Постановлением Верховного Совета от 23.01.92 N 2235-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда РФ", которым определено, что организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно в срок до 15 числа за прошедший месяц.
Однако Федеральными Законами "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы. Иных законодательных актов федерального уровня об установлении срока уплаты этого налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в 2001-2002 годах принято не было.
Законом Тульской области "О территориальном дорожном фонде" от 28.12.95 N 23-ЗТО срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд также не установлен.
Суд правильно указал, что согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Таким образом, обязанность по уплате пени (п. 2 ст. 57 НК РФ) у налогоплательщика возникает в случае нарушения им срока уплаты суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы, определенной по окончании календарного года или иного периода времени применительно к отдельным налогам.
Следовательно, поскольку в спорный период отсутствовал законно установленный налоговый период применительно к налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд, то исходя из положений ст. 55 НК РФ, налоговая база для исчисления упомянутого налога должна производиться по итогам календарного года.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, а также доводы налогоплательщика, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах, выводы суда являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 19.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 3.09.03 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-106/АП-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Т" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 октября 2003 г. N А68-106/АП-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании