Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 января 2004 г. N А36-181/16-03
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - Б. - юрисконсульта 2 категории (дов. от 29.12.03 N 571, пост.), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка на решение от 16.10.03 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-181/16-03, установил:
Открытое акционерное общество "НМК" (далее по тексту - ОАО "НМК") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка от 28.04.03 N 16 в части проведения зачета возмещаемого обществом налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке 0%, в счет погашения пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 48 588, 20 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 16.10.03 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе инспекция МНС РФ по Центральному району г. Липецка просит отменить судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и вынести новое решение.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Центральному району г. Липецка вынесено решение от 28.04.03 N 16, в соответствии с которым налогоплательщику произведен зачет возмещаемого НДС в сумме 70 048 588 руб. 20 коп., в том числе в счет погашения недоимки по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 70 000 000 руб. и пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 48 588 руб. 20 коп.
Полагая, что данное решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ОАО "НМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта недействительным в части зачета возмещаемого НДС в счет погашения пени по ЕСН, считая, что на ежемесячные авансовые платежи по единому социальному налогу не может производиться начисление пени.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования налогоплательщика, суд указал, что исходя из ст.ст. 52-55 НК РФ, начисление пени на ежемесячные авансовые платежи по ЕСН является правомерным. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа вынесено с нарушением установленной процедуры и срока, а также в нарушение установленного НК РФ порядка принудительно взыскания сумм пени.
Однако суд не учел следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 55 части первой Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Таким образом, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации за отчетный период по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев единый социальный налог исчисляется исходя из налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов деятельности.
Учитывая вышеизложенное, при неуплате налога за отчетный период в сроки, установленные статьей 243 НК, данные суммы будут являться задолженностью налогоплательщика.
Статьей 75 НК установлено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При начислении пени за неуплату или несвоевременную уплату единого социального налога следует исходить из того, что пени подлежат уплате налогоплательщиками в случае образования у них недоимки, то есть неуплаченной в установленный срок суммы налога.
Правомерность начисления пени за неуплату или несвоевременную уплату налога, определенного по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, подтверждается пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Учитывая, что единый социальный налог по отчетным периодам исчисляется налогоплательщиками-работодателями исходя из реальных финансовых результатов деятельности, применение ст. 75 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов является правомерным.
Вместе с тем, поскольку ежемесячные авансовые платежи по налогу исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога, то есть, исчисляются не на основе реальной налоговой базы, а предполагаемой, то при начислении пени на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода, будут нарушаться положения ст. 75 НК РФ и права налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, у налогового органа не было оснований для начисления пени по ежемесячным авансовым платежам по единому социальному налогу.
Следовательно, приведенный выше мотив суда о том, что по ежемесячным авансовым платежам налоговые органы вправе начислять пени, нельзя признать правомерным.
Однако, ошибочное толкование норм материального права в данном случае не привело к принятию судом неправильного решения.
Исходя из изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.10.03 по делу N А36-181/16-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 января 2004 г. N А36-181/16-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании