г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А41-4889/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
судьи Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества страховая компания "Росгосстрах" - извещено, представитель не явился
от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Центральному федерального округу города Москвы - Павлова С.И. (представителя по доверенности от 03.05.2018), Пятова А.В. (представителя по доверенности от 03.05.2018),
рассмотрев 14.12.2020 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества страховая компания "Росгосстрах"
на решение от 26.05.2020
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 13.07.2020
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А41-4889/2020
по заявлению публичного акционерного общества страховая компания "Росгосстрах"
к Центральному Банку Российской Федерации в лице Главного управления по Центральному федерального округу города Москвы
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество страховая компания "Росгосстрах" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Центральному федерального округу города Москвы (далее также - Банк России, банк) от 10.12.2019 N 19-25729/3110-1 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.05.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неправильную оценку судами обстоятельств дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По доводам жалобы, в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, пропущен срок давности привлечения общества к административной ответственности, выводы судов об обратном являются неверными.
В отзыве на кассационную жалобу Банк России возражал против ее удовлетворения и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как основанные на правильном применении норм права и на фактических обстоятельствах спора.
Как указано в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", при рассмотрении кассационных жалоб на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражный суд кассационной инстанции на основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Исходя из разрешаемого вопроса и принимая во внимание доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, суд округа признал необходимым назначить судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы с явкой представителей лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
В судебном заседании представители Банка России возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, пояснили, что в данном случае идет речь о невыполнении обществом как страховой организацией требований страхового законодательства о хранении как документов по договору страхованию, заключенному в электронной форме (договору ОСАГО), в том числе документов, связанных с принятием договорных обязательств, документов, явившихся основанием для его заключения, так и об указанной в законе информации, а также не о выполнении мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационной системе общества.
Общество, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в судебном заседании в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Банка России, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в ходе проверки Банк России заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия от 22.05.2019 N 9 указал обществу в срок до 23.05.2019 предоставить в отношении договора ОСАГО от 14.07.2018 N ККК300351838 следующую информацию:
- общие сведения (в том числе условия) об этом договоре страхования, дополнительных соглашениях к нему, предыдущем договоре страхования (а также предыдущем полисе), если названный договор создан в связи с корректировкой сведений по договору;
- документы, явившиеся основанием для заключения договора (заявление на заключение договора, паспорт или документы о государственной регистрации юридического лица, ПТС, СТС, водительское удостоверение (ВУ) и т.д.);
- документы, явившиеся основанием для изменения договора (заявление, документы, подтверждающие новые сведения (в зависимости от вида изменений: ВУ, паспорт и т.д.);
- всю информацию, переданную (внесенную) в АИС РСА по данному договору: первоначальную и последующую (при внесении изменений, корректировок);
- платежные документы, подтверждающие оплату страхователем страховой премии по договору, а также доплату премии или ее возврат при ее пересчете (изменении условий договора);
- лог-файлы в соответствии с Указанием Банка России N 4190-У (в случае заключения договора в виде электронного документа).
В ответ на заявку общество письмами от 23.05.2019 N N 30518/82, 30312/82 сообщило Банку России о том, что упомянутый договор ОСАГО является переоформленным (новым) в связи с внесенными изменениями в первоначальный договор ОСАГО от 17.07.2018 N ХХХ0048783557, заключенный в форме электронного документа.
Также письмами от 23.05.2019 N N 30518/82, 30312/82 общество сообщило Банку России об отсутствии возможности предоставить часть запрошенных документов в связи с их отсутствием во внутренней системе общества, рассматриваемые документы не сохранились по неустановленным причинам.
По данному факту Банк России вынес постановление от 10.12.2019 N 19-25729/3110-1, которым привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ в виде 50 000 рублей штрафа.
Не согласившись с данным постановлением банка, общество оспорило его в судебном порядке.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что общество является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и обладает соответствующей лицензией, пришли к выводу о доказанности правонарушения, вмененного обществу и квалифицированного по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, а также состава данного правонарушения в действиях общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, а также непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела, Закон), на что указано в пункте 1 статьи 1 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона об организации страхового дела страховщик обязан отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных информационных систем, ведение которых предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2.1 статьи 6 Закона страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются органом страхового надзора, а также информации, содержащейся в информационных системах, ведение которых предусмотрено статьей 29.1 настоящего Закона.
Как указано в пункте 4 статьи 29.1 Закона, в случае непринятия страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в базах данных, ведение которых предусмотрено настоящей статьей, в том числе путем создания их резервных копий, страховщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
На основании пункта 2.1 статьи 6 Закона об организации страхового дела Центральным банком Российской Федерации издано Указание от 12.09.2018 N 4902-У "О перечне документов, сохранность которых должны обеспечить страховщики, и требованиях к обеспечению сохранности таких документов" (далее - Указание N 4902-У, Указание).
Данным Указанием предусмотрены Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики (далее - Перечень), и требования к обеспечению сохранности таких документов.
Пунктом 3 Перечня к этим документам отнесены следующие документы:
- документы, связанных с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, страхования и перестрахования, в том числе: договоры страхования (перестрахования), приложения и дополнительные соглашения к договорам страхования (перестрахования), соглашения о расторжении (досрочном прекращении действия) договоров страхования (перестрахования);
- первичные учетные документы по страховым операциям, в том числе документы, подтверждающие оплату страховой премии (страховых взносов), осуществление страховых выплат (страховых возмещений, выплату выкупных сумм) и факты хозяйственной жизни, связанные с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, сострахования и перестрахования;
- заявления страхователей (выгодоприобретателей), их представителей о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования (пеерстрахования), документы, явившиеся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования,
- а также копии предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов.
Пунктом 3 Указания N 4902-У установлено, что хранение указанных в Перечне документов (в том числе документов, связанные с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования) созданных в форме электронных документов, должно осуществляться страховщиком в соответствии с требованиями к обеспечению сохранности документов, установленными пунктами 4 и 6 настоящего Указания.
Согласно пункту 4 Указания документы, указанные в Перечне, должны быть систематизированы страховщиком для обеспечения их учета, поиска и использования.
Согласно пункту 6 Указания при хранении перечисленных в названном Перечне документов, созданных в форме электронных документов, страховщик должен обеспечить их защиту от порчи, утраты, воздействия вредоносных компьютерных программ и несанкционированного изменения их содержания, а также обеспечить создание их резервных копий.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны: представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
Согласно статье 153 Гражданского Кодекса Российской Федерации признаются сделками действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В данном случае идет речь о действиях страхователя и страховщика, направленных на принятие и исполнение обязательств по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, представлении данными лицами друг другу документов при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа форме, его исполнении, фиксации данных документов, действий, отражению соответствующей информации в электронной форме.
Как указано в пункте 4 статьи 1 Закона об организации страхового дела, действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона об организации страхового дела отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, помимо данного Закона регулируются также федеральными законами и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО, Закон).
Согласно пункту 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Законом.
Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, оператором которой является соответственно страховщик, в целях обеспечения обмена информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
Пунктом 11 статьи 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России.
Согласно пункту 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 14.11.2016 N 4190-У (далее - Указание N 4190-У), изданного на основании пункта 11 статьи 15 Закона об ОСАГО, в целях заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа физическое лицо (владелец транспортного средства) для его последующего определения страховщиком по простой электронной подписи должно предоставить страховщику с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующие сведения:
фамилия, имя и отчество (при наличии);
дата рождения;
вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер данного документа;
абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер), и (или) адрес электронной почты.
Владелец транспортного средства вправе одновременно с сообщением сведений, предусмотренных настоящим пунктом, предоставить страховщику посредством загрузки на сайте страховщика электронную копию документа, удостоверяющего личность, сведения о котором им предоставляются для целей, определенных абзацем первым настоящего пункта.
Из абзаца 11 пункта 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющих Приложением к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П следует, что при составлении договора обязательного страхования в электронном виде страховщик незамедлительно после исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии направляет страхователю страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи" по указанному страхователем адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО, предусмотренном Указанием N 4190-У.
Пунктом 9 Указания N 4190-У предусмотрено, что после уплаты страхователем страховой премии страховщик направляет сведения об уплате страховой премии по договору в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС ОСАГО), в которой регистрируется договор с присвоением уникального номера и сообщением его страховщику.
В соответствии с пунктом 28 Указания N 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года информации о действиях страхователей и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием N 4190-У.
Реализуя закрепленное в пункте 11 статьи 15 Закона об ОСАГО решение о необходимости установления требований к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, Центральный банк Российской Федерации к информации, которую страховщик обязан непрерывно регистрировать и хранить в течение одного года, отнес следующую информацию о действиях страхователей (владельцев транспортных средств) и страховщика, выполняемых с использованием названного сайта:
- порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия;
- набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- код, соответствующий выполняемому действию;
- идентификационную информацию, используемую для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты;
- информацию, передаваемую владельцем транспортного средства в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем;
- идентификационную информацию об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Как следует из положений части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, административная ответственность по данной части статьи 13.25 Кодекса может наступать не только за 1) неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством), но и за 2) непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством).
С учетом данных норм КоАП РФ и приведенных положений, регулирующих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе положений Закона об ОСАГО, Указания N 4190-У, относящихся к страховому законодательству, упомянутому в части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, наряду с Законом об организации страхового дела, при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ необходимо выделять:
- информацию, содержащуюся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) и
- документы, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Тем самым, непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения данной информации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, равно как и неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
С учетом этого довод общества о том, что совершенное обществом правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а не части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, был обоснованно отклонен апелляционным судом.
Как установили суды, по вопросу невыполнения соответствующих требований страхового законодательства к обеспечению хранения информации общество сообщило, что соответствующие сведения не сохранились во внутренней системе общества по неустановленным причинам.
Таким образом, вмененное обществу правонарушение правомерно, вопреки мнению общества, квалифицировано по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Общество, являясь страховой организацией, обязано было хранить документы по упомянутому договору ОСАГО, заключенному в электронной форме, в том числе документы, связанные с принятием обязательств по данному договору, документы, явившиеся основанием для его заключения; информацию, содержавшуюся в информационной системе общества по названному договору; выполнить меры по обеспечению хранения такой информации в информационной системе общества (в которой регистрируется договор ОСАГО при его заключении с присвоением данному договору уникального номера).
Проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, суды признали их соблюденными.
Ссылка общества на вынесение Банком России оспариваемого постановления от 10.12.2019 по истечению срока давности привлечения к административной ответственности отклоняется, поскольку, вопреки мнению общества, совершенное обществом правонарушение по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ является нарушением страхового законодательства, в отношении которого часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусматривает годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Оснований, предусмотренных статьей 288.2 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 285-287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.05.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А41-4889/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из положений части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, административная ответственность по данной части статьи 13.25 Кодекса может наступать не только за 1) неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством), но и за 2) непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством).
С учетом данных норм КоАП РФ и приведенных положений, регулирующих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе положений Закона об ОСАГО, Указания N 4190-У, относящихся к страховому законодательству, упомянутому в части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, наряду с Законом об организации страхового дела, при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ необходимо выделять:
- информацию, содержащуюся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) и
- документы, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Тем самым, непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения данной информации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, равно как и неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
С учетом этого довод общества о том, что совершенное обществом правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а не части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, был обоснованно отклонен апелляционным судом.
Как установили суды, по вопросу невыполнения соответствующих требований страхового законодательства к обеспечению хранения информации общество сообщило, что соответствующие сведения не сохранились во внутренней системе общества по неустановленным причинам.
Таким образом, вмененное обществу правонарушение правомерно, вопреки мнению общества, квалифицировано по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
...
Ссылка общества на вынесение Банком России оспариваемого постановления от 10.12.2019 по истечению срока давности привлечения к административной ответственности отклоняется, поскольку, вопреки мнению общества, совершенное обществом правонарушение по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ является нарушением страхового законодательства, в отношении которого часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусматривает годичный срок давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф05-16857/20 по делу N А41-4889/2020