Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 марта 2001 г. N А09-7595/2000-14
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2002 г. N 12385/01 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании от истца - не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, от ответчика - Я.Н.В. - ю/к (дов. 1 от 01.02.01 пост.), З.Ш.А. - представителя (дов. 4 от 01.03.01 пост.), К.М.В. - представителя (дов. 2 от 01.03.01 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2000 по делу N А09-7595/2000-14, установил:
Отдел вневедомственной охраны при Дятьковском РОВД обратился в Арбитражный суд с иском к инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области о признании недействительным решения от 14.11.2000 N 1711 в части взыскания недоимок и пени по налогам на прибыль, на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда на общую сумму 156187 руб. 84 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2000 иск удовлетворен.
В апелляционную инстанцию решение Арбитражного суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе заявитель - инспекция МНС РФ по г. Дятьково Брянской области, просит решение Арбитражного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца, суд кассационной инстанции находит решение Арбитражного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией МНС РФ по г. Дятьково проведена выездная налоговая проверка отделения вневедомственной охраны при Фокинском ГОМ (с 31.08.2000 ОВД при Фокинском ГОС объединен с ОВД при Дятьковском ГРОВД), которой установлен ряд налоговых нарушений, в том числе, неуплата в 1999 - 2000 г.г. налогов на прибыль, на пользователей автодорог, на содержащие жилфонда. По мнению налоговой инспекции, неполная уплата указанных налогов произошла в результате неполного учета полученной выручки от оказания услуг по охране объектов при определении налогооблагаемой базы и суммы превышения доходов над расходами.
По результатам проверки составлен акт от 20.10.2000, на основании которого принято решение от 14.11.2000 N 1711 о привлечении ОВД при Дятьковском ГОМ, как правопреемника ОВД при Фокинском ГОМ, к налоговой ответственности в соответствии с п. 1, 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложено перечислить в бюджет неуплаченные суммы налогов и пени за их неуплату.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что ОВО при Фокинском ГОМ не является плательщиком налога на прибыль, налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с выручки, полученной за охрану объектов, поскольку деятельность подразделений вневедомственной охраны не является предпринимательской, а, следовательно, эти органы не могут быть отнесены к хозяйствующим субъектам.
Данный вывод противоречит нормам материального права.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 18.01.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами, по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом налогообложения является сумма выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
Порядок определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на содержание жилфонда определен п. 4 Положения "О порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов", утвержденного Постановлением Совета народных депутатов г. Дятьково и Дятьковского района N 67 от 15.05.98, согласно которому объектом налогообложения является объем реализации продукции (товаров, работ, услуг) в действующих ценах.
Согласно ст. 2 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Статьей 39 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе, обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Учитывая, что услуги, оказываемые отделением вневедомственной охраны по защите имущества собственников на основе договоров, являются платными, указанная организация должна была уплачивать как налог на прибыль в установленном Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 порядке с сумм превышения доходов над расходами, так и налоги на пользователей автодорог и на содержание жилфонда с суммы выручки от реализации услуг по этим договорам.
Кроме того, в соответствии с пунктами 10, 11 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 589, вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам об собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. Таким образом, средства, получаемые истцом по договорам от собственников охраняемого имущества, включаются в выручку от реализации услуг и облагаются вышеуказанными налогами.
Учитывая изложенное, налоговая инспекция правомерно доначислила истцу налоги на прибыль, на пользователей автодорог, на содержание жилфонда за 4 квартал 1999 года и 1-3 кварталы 2000 года, и у суда не было оснований для признания решения инспекции недействительным в данной части.
Руководствуясь ст. 95, п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2000 по делу N А09-7595/2000-14 отменить.
Отделу вневедомственной охраны при Дятьковском РОВД в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с отдела вневедомственной охраны при Дятьковском РОВД в доход бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что услуги, оказываемые отделением вневедомственной охраны по защите имущества собственников на основе договоров, являются платными, указанная организация должна была уплачивать как налог на прибыль в установленном Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 порядке с сумм превышения доходов над расходами, так и налоги на пользователей автодорог и на содержание жилфонда с суммы выручки от реализации услуг по этим договорам.
Кроме того, в соответствии с пунктами 10, 11 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 589, вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам об собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. Таким образом, средства, получаемые истцом по договорам от собственников охраняемого имущества, включаются в выручку от реализации услуг и облагаются вышеуказанными налогами."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2001 г. N А09-7595/2000-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2002 г. N 12385/01 настоящее постановление отменено