Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 марта 2004 г. N А14-4037-03/150/31
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика не явился, извещен надлежащим образом, от третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "РЖД" в лице Лискинского отделения филиала "ЮВЖД", г. Лиски, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 ноября 2003 г. по делу N А14-4037-03/150/31, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие (далее ФГУП) "ЮВЖД" Министерства путей сообщения Российской Федерации в лице его Лискинского отделения, г. Лиски, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Финансовому отделу Городского комитета администрации Лискинского района, г. Лиски, о взыскании убытков в сумме 100 000 руб., возникших у истца в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах".
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика убытки, понесенные в результате ненадлежащего исполнения последним договора N 33 от 28.03.2002 г. в размере 815 965 руб. 11 коп.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Отдел социальной защиты населения Администрации Лискинского района Воронежской области и Главное финансовое управление Администрации Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2003 г. в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, правопреемник истца - ОАО "РЖД" в лице Лискинского отделения филиала "ЮВЖД" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что судом были неполно исследованы существенные для дела вопросы о том, какая сумма была заявлена ответчиком областному бюджету для возмещения затрат по предоставлению льгот и как были израсходованы выделенные этим бюджетом денежные средства в размере 3 245 000 руб.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Арбитражным судом установлено, что истец осуществлял обслуживание жилых домов, состоящих на его балансе. В данных домах проживают граждане, имеющие льготы по оплате коммунальных услуг, установленные Законом РФ "О ветеранах".
Поскольку, в соответствии с названным Законом, гражданами-ветеранами производилась оплата жилья и коммунальных услуг на льготных основаниях, у ФГУП "ЮВЖД" за период с июля по декабрь 2002 г. образовались убытки в размере 815 965 руб. 11 коп., которые и составили сумму исковых требований.
Согласно п. п. а, б п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона РФ "О ветеранах" расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
На основании и во исполнение Федерального закона "О ветеранах" Администрация Воронежской области приняла постановление N 511 от 23.05.2002 г. "О временном порядке возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" в Воронежской области", которым установлен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот за счет средств, поступающих из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и предусмотренных Законами Воронежской области "Об областном бюджете на 2002 год" и последующие годы.
Указанным временным порядком установлено, что денежные средства, поступившие из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, перечисляются Главным финансовым управлением Администрации Воронежской области на лицевой счет Главного управления труда и социального развития Администрации Воронежской области, которое на основании заключенных договоров производит возмещение расходов организациям, понесшим затраты за установленные льготы.
28.03.2002 г. между Финансовым отделом городского комитета г. Лиски (администрация) и ФГУП "ЮВЖД" (организация) был заключен договор N 33, предметом которого является предоставление льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", и возмещение расходов в связи с предоставлением ветеранам услуг на льготных основаниях за счет средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Пункт 2.5 договора предусматривает, что Финансовый отдел городского комитета г. Лиски производит возмещение понесенных расходов по реализации льгот в пределах выделенных бюджетных средств.
Во исполнение договора ответчик в 2002 г. перечислил истцу 926 645 руб. 69 коп. Данная сумма покрыла фактические затраты истца на указанные цели за период с января по июнь 2002 г.
Средств, необходимых для покрытия понесенных затрат на реализацию установленных льгот с июля по декабрь 2002 г., ФГУП "ЮВЖД" не получило, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Размер задолженности ответчиком и третьими лицами не оспаривается и подтверждается актом сверки (л.д. 31 т. 2).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд исходил из того, ответчик исполнил свое обязательство по возмещению расходов в рамках выделенных ему бюджетных средств.
Однако данный вывод суда является недостаточно обоснованным, поскольку он сделан без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Постановлением Администрации Воронежской области от 27.02.2002 г. N 215 в целях упорядочения распределения расходов между организациями, осуществляющими предоставление льгот и финансированию их в объемах, предусмотренных законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2002 г." N 1-ОЗ от 15.01.2002 г., был утвержден порядок финансирования расходов по возмещению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
На погашение кредиторской задолженности муниципальному образованию "Лискинский район" из областного бюджета было выделено 4932 тыс. руб., в том числе 3245 тыс. руб. на оплату жилищно-коммунальных услуг, из которых истцу перечислено 926 645 руб. 69 коп.
Таким образом, в нарушение ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необоснованным является вывод суда о том, что ответчик исполнил свою обязанность по возмещению расходов в пределах выделенных областным бюджетом для этого сумм, поскольку размер выделенных бюджетных средств превышает размер кредиторской задолженности.
В материалах дела отсутствуют доказательства целевого использования ответчиком выделенных на оплату жилищно-коммунальных услуг средств из областного бюджета.
В связи с этим, необоснованным является также вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом наличия обязательных условий для возмещения ущерба: противоправности действий лица, к которому требования о возмещении предъявлены и наличия причинной связи между убытками и противоправными действиями.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить допущенные нарушения, необходимо установить, как фактически использованы ответчиком средства, выделенные из областного бюджета Муниципальному образованию "Лискинский район" и с учетом изложенного разрешить спор.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 3, 288 ч. 1, 2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 ноября 2003 г. по делу N А14-4037-03/150/31 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2004 г. N А14-4037-03/150/31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании