г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А40-335309/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
судьи Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: страхового акционерного общества "ВСК" - Панченко Ю.М., представитель по доверенности от 14 июля 2020 года, Лурье В.Л., представитель по доверенности от 14 июля 2020 года;
от заинтересованного лица: Центрального Банка Российской Федерации - Дмитриев О.И., представитель по доверенности от 20 декабря 2018 года;
рассмотрев 13 января 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации
на решение от 06 мая 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 3 августа 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-335309/2019,
по заявлению страхового акционерного общества "ВСК"
к Центральному Банку Российской Федерации
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
страховое акционерное общество "ВСК" (далее - заявитель, страховщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган) от 16 октября 2019 года N 19-22364/3110-1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2020 года, требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, Банк России обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
Дело в соответствии со статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с вызовом лиц, участвующих в деле. В судебном заседании представитель
Банка России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель страховщика в судебном заседании и представленном отзыве возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Банка России от 16 октября 2019 года N 19-22364/3110-1 заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей по факту не осуществления регистрации и хранения в течение одного года информации о действиях страхователя и страховщика в ходе сессии 12 июля 2019 года.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неверной квалификации выявленного административного правонарушения, так как диспозиция части 3 статьи 13.25 КоАП РФ не охватывает действия страховщика по ненадлежащему обеспечению регистрации информации о действиях страхователя, которые по существу вменяются САО "ВСК". Обязанности страховщика по хранению информации, связанной с кратковременными ошибками работы сайта страховщика, законом не предусмотрено.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, пришел к выводу, что страховщиком были нарушены требования пункта 28 Указания Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 4190-У), что образует состав вмененного административного правонарушения. Одновременно с этим апелляционный суд пришел к выводу, что срок давности привлечения к административной ответственности Банком России пропущен.
Суд округа соглашаясь с выводами апелляционного суда относительно наличия в действиях ВСК события нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, не может согласиться с выводами апелляционного суда в части пропуска срока привлечения к административной ответственности и с выводами суда первой инстанции в части неверной квалификации выявленного административного правонарушения.
12 июля 2019 года гражданин обращался на официальный сайт Страховщика для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа. В ходе оформления полиса смс-код не был направлен на телефонный номер страхователя и была активирована система замещения, где путем всплывающего окна на экране устройства страхователю было предложено перейти на официальный сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе поступило обращение страхователя о незаконных действиях САО "ВСК", выразившихся в необеспечении возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) на официальном сайте Страховщика.
В ответ на запрос Банка России страховщик пояснил, что в ходе осуществления Страхователем действий по заключению договора ОСАГО со Страховщиком система записи логирования Страховщика дала сбой и лог-файлы записались без фиксации ошибки.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела, Закон), на что указано в пункте 1 статьи 1 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона об организации страхового дела страховщик обязан отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных информационных систем, ведение которых предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2.1 статьи 6 Закона страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются органом страхового надзора, а также информации, содержащейся в информационных системах, ведение которых предусмотрено статьей 29.1 настоящего Закона.
Как указано в пункте 4 статьи 29.1 Закона, в случае непринятия страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в базах данных, ведение которых предусмотрено настоящей статьей, в том числе путем создания их резервных копий, страховщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Согласно пункту 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Законом.
Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, оператором которой является соответственно страховщик, в целях обеспечения обмена информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
Пунктом 11 статьи 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России.
Согласно пункту 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2016 года N 4190-У (далее - Указание N 4190-У), изданного на основании пункта 11 статьи 15 Закона об ОСАГО, в целях заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа физическое лицо (владелец транспортного средства) для его последующего определения страховщиком по простой электронной подписи должно предоставить страховщику с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующие сведения:
фамилия, имя и отчество (при наличии);
дата рождения;
вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер данного документа;
абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер), и (или) адрес электронной почты.
Владелец транспортного средства вправе одновременно с сообщением сведений, предусмотренных настоящим пунктом, предоставить страховщику посредством загрузки на сайте страховщика электронную копию документа, удостоверяющего личность, сведения о котором им предоставляются для целей, определенных абзацем первым настоящего пункта.
Из абзаца 11 пункта 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющих Приложением к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П следует, что при составлении договора обязательного страхования в электронном виде страховщик незамедлительно после исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии направляет страхователю страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи" по указанному страхователем адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО, предусмотренном Указанием N 4190-У.
Пунктом 9 Указания N 4190-У предусмотрено, что после уплаты страхователем страховой премии страховщик направляет сведения об уплате страховой премии по договору в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС ОСАГО), в которой регистрируется договор с присвоением уникального номера и сообщением его страховщику.
В соответствии с пунктом 28 Указания N 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года информации о действиях страхователей и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием N 4190-У.
Реализуя закрепленное в пункте 11 статьи 15 Закона об ОСАГО решение о необходимости установления требований к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, Центральный банк Российской Федерации к информации, которую страховщик обязан непрерывно регистрировать и хранить в течение одного года, отнес следующую информацию о действиях страхователей (владельцев транспортных средств) и страховщика, выполняемых с использованием названного сайта:
- порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия;
- набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- код, соответствующий выполняемому действию;
- идентификационную информацию, используемую для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты;
- информацию, передаваемую владельцем транспортного средства в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем;
- идентификационную информацию об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Как следует из положений части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, административная ответственность по данной части статьи 13.25 Кодекса может наступать не только за 1) неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством), но и за 2) непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством).
С учетом данных норм КоАП РФ и приведенных положений, регулирующих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе положений Закона об ОСАГО, Указания N 4190-У, относящихся к страховому законодательству, упомянутому в части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, наряду с Законом об организации страхового дела, при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ необходимо выделять:
- информацию, содержащуюся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) и
- документы, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Тем самым, непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения данной информации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, равно как и неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
С учетом этого вывод суда первой инстанции о том, что совершенное обществом правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а не части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, неправомерен.
В свою очередь апелляционный суд неверно исчислил срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение страхового законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Следовательно, указанные нарушения относятся к страховому законодательству, а не нарушениям в области связи и информации, как указал апелляционный суд.
Принимая во внимание изложенное, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 мая 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2020 года по делу N А40-335309/2019 отменить.
В удовлетворении требований страхового акционерного общества "ВСК" отказать.
Судья |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из положений части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, административная ответственность по данной части статьи 13.25 Кодекса может наступать не только за 1) неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством), но и за 2) непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством).
С учетом данных норм КоАП РФ и приведенных положений, регулирующих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе положений Закона об ОСАГО, Указания N 4190-У, относящихся к страховому законодательству, упомянутому в части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, наряду с Законом об организации страхового дела, при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ необходимо выделять:
- информацию, содержащуюся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) и
- документы, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Тем самым, непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения данной информации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, равно как и неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
С учетом этого вывод суда первой инстанции о том, что совершенное обществом правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а не части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, неправомерен.
В свою очередь апелляционный суд неверно исчислил срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение страхового законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2021 г. N Ф05-19307/20 по делу N А40-335309/2019