г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А40-1855/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы" -Нотова Е.В., представитель по доверенности от 1 сентября 2020 года;
от заинтересованного лица: Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 14 января 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы"
на решение от 10 июня 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-1855/20,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2020 года, отказано в удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы" (далее - заявитель, учреждение) об оспаривании предписания Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 28 октября 2019 года N 0505-287.1/2019. В части требований о продлении срока исполнения предписания производство прекращено.
Не согласившись с выводами судов, учреждение обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проверки Департаментом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2012 года N 424-ПП "Об отнесении лесов, входивших до 1 июля 2012 г. в состав лесного фонда и включенных в границы города Федерального значения Москвы, к зеленому фонду города Москвы и территорий, вошедших в зеленый фонд города Москвы" распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы учреждению предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки особо охраняемых зеленых территорий (далее - ООЗТ) в количестве 184 шт. общей площадью 67214,876812 га.
В период с 2017 по 2019 годы учреждением разработано 10 паспортов инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы на общую площадь 3156,57 га.
Установив, что на 174 земельных участка общей площадью 64058,3 га. учреждением паспорта инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы не разработаны, Департамент пришел к выводу, что учреждение нарушило требования пунктов 7.1.1, 7.1.5, 7.1.7, 7.1.23 Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", в связи с чем выдал заявителю предписание от 28 октября 2019 года N 0505-287.1/2019, которым обязал последнего в срок до 31 августа 2020 года разработать паспорта инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы на все земельные участки, находящиеся в его собственности.
Не согласившись с предписанием департамента, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды указали следующее.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" установлено, что правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы (совокупность территорий, занятых зелеными насаждениями и природными сообществами) обязаны проводить учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и природных сообществ, обеспечивать их удовлетворительное состояние и нормальное развитие (раздел 1). Учет зеленых насаждений в городе Москве осуществляется путем проведения инвентаризации (пункт 7.1.1).
Инвентаризация территорий зеленого фонда города Москвы проводится, в том числе в целях получения достоверных данных о состоянии зеленых насаждений, видовом, возрастном составе, о количественных и площадных характеристиках природных сообществ, элементах комплексного благоустройства для ведения городского хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования (пункт 7.1.5). Документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы, для особо охраняемых природных, особо охраняемых зеленых и природных территорий города Москвы - Паспорт инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы (пункт 7.1.7).
Своевременное проведение инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы, достоверность и поддержание результатов инвентаризации в актуальном состоянии, а также контроль за соблюдением сроков передачи данных в Реестр зеленых насаждений обеспечивает правообладатель земельного участка территории зеленого фонда города Москвы (пункт 7.1.23).
Суды пришли к выводу, что учреждение допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в отсутствии разработанных паспортов инвентаризации особо охраняемой природной, особо охраняемой зеленой и природной территории города Москвы. Фактические обстоятельства учреждением не оспариваются.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами не установлено несоответствия оспариваемого предписания требованиям закона и не установлено нарушений прав заявителя, в связи с чем в удовлетворении требований правомерно отказано.
Также суды правомерно прекратили производство по требованиям учреждения о продлении срока исполнения предписания без рассмотрения, поскольку вопросы продления сроков исполнения предписаний относятся к исключительной компетенции государственных органов их выдавших, в то время как полномочия суда на совершение указанных действий действующим законодательством не предусмотрены.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2020 года по делу N А40-1855/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" установлено, что правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы (совокупность территорий, занятых зелеными насаждениями и природными сообществами) обязаны проводить учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и природных сообществ, обеспечивать их удовлетворительное состояние и нормальное развитие (раздел 1). Учет зеленых насаждений в городе Москве осуществляется путем проведения инвентаризации (пункт 7.1.1).
...
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2021 г. N Ф05-19871/20 по делу N А40-1855/2020