г. Москва |
|
1 февраля 2021 г. |
Дело N А40-308870/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: акционерного общества "Санте Медикал Системс" - Некрасова А.С., представитель по доверенности от 10 октября 2020 года;
от заинтересованного лица: Московской областной таможни - Волков В.В., представитель по доверенности от 30 декабря 2020 года;
рассмотрев 26 января 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на постановление от 30 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-308870/19,
по заявлению акционерного общества "Санте Медикал Системс"
к Московской областной таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Санте Медикал Системс" (далее - заявитель, общество, АО "Санте Медикал Системс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Московской областной таможне (далее таможенный орган, таможня) с требованием признать незаконным и отменить решение Московской областной таможни, изложенное в письме от 09 августа 2019 года N 18-06/26280 о внесении изменений, в части отказа в корректировке деклараций на товары и возврате излишне уплаченных таможенных платежей на сумму 542 717 рублей 51 копейка, из которых НДС в сумме 333 342 рубля 42 копейки, таможенная пошлина 209 275 рублей 09 копеек по ДТ N 10013180/140818/0009844 (товар N 1, 3, 4, 5), N 10013180/180918/0011432 (товар N 2, 5, 6, 7) и N 10013160/260219/0026119 (товар N 1, 3, 4, 5); обязать возвратить излишне уплаченные по ДТ N 10013180/140818/0009844 (товар N 1, 3, 4, 5), N 10013180/180918/0011432 (товар N 2, 5, 6, 7) и N 10013160/260219/0026119 (товар N 1, 3, 4, 5) суммы таможенных платежей в размере 542 717 рублей 51 копейка, из которых НДС в сумме 333 342 рубля 42 копейки, таможенная пошлина 209 275 рублей 09 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2020 года отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами апелляционного суда, таможня обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Московской областной таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционного суда устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене постановления апелляционного суда.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Санте Медикал Системе" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации медицинские изделия производства Велч Эллин. Инк., США: "осветители, отоскопы, дефибрилляторы, офтальмоскопы, стетоскопы".
В целях таможенного оформления таможенному органу Заявителем были представлены декларации на товары (ДТ): ДТ N 10013180/140818/0009844, N 10013180/180918/0011432, N 10013160/260219/0026119 с приложением соответствующих регистрационных удостоверений и деклараций о соответствии товара.
Общество обратилось с заявлением о корректировке сведений на товар, отраженный в указанных ДТ, с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, а также соответствующих ввозных ставок, приложив корректировочные таможенные декларации.
Письмом от 09 августа 2019 года N 18-06/26280 таможенный орган отказал во внесении изменений в декларации на товар и возврате таможенных платежей, поскольку в составе представленных документов, отсутствовали документы, подтверждающие целевое назначение ввозимого товара, а именно письмо Минздрава России.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" коды ТН ВЭД ТС заменены кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
В своем обращении декларант указывает на необходимость изменения кода ТН ВЭД товаров на коды товаров, содержащие сноску 4).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ). Правило 1 ОПИ устанавливает, что примечания к ТН ВЭД имеют юридическое значение.
Согласно примечанию к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, для отнесения товаров к кодам ТН ВЭД, содержащим сноску 4) необходимо подтвердить целевое назначение исключительно для медицинских целей товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, государства - члена Евразийского экономического союза.
Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Документом, подтверждающим целевое назначение, ввозимого товара (для медицинских целей), является исключительно письмо Минздрава России, выдаваемое Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий, в ответ на обращение заявителя.
При рассмотрении заявления АО "Санте Медикал Системс" установлено, что в предоставленном комплекте отсутствуют документы о целевом назначении ввозимого товара, предусмотренные примечанием к сноске 4). Таким образом, основания для отнесения спорных товаров к товарным позициям ТН ВЭД, помеченным сноской 4) отсутствуют.
В данном случае для классификации необходимо использовать "прочие" товарные позиции субпозиций одного уровня.
Суд отклонил доводы заявителя о том, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие само по себе является достаточным документом, подтверждающим целевое назначение ввозимого товара, поскольку право и функция подтверждения целевого назначения медицинских изделий возложена на Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции сделал вывод, что отнесение товаров для медицинских целей не является достаточным условием для отнесения товаров к товарным позициям со сноской 4), а в соответствии с ТН ВЭД требуется конкретный документ, для целей таможенного контроля истцом не предоставленный.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества, апелляционный суд указал следующее.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом согласно тому же подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Согласно пункту 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень). Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Из содержания регистрационного удостоверения и декларации о соответствии следует, что отоскопы, дефибрилляторы, офтальмоскопы, стетоскопы классифицированы по коду 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС, осветительное оборудование для медицинских целей 9405 40 390 1.
Таким образом, код товара, содержащий сноску 4) указан только в отношении трех позиций и одного вида товара осветительное оборудование для медицинских целей.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1416 (далее Правила) предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие само по себе является достаточным документом, подтверждающим целевое назначение ввозимого товара, поскольку осветители диагностические бестеневые с принадлежностями зарегистрированы в качестве медицинских изделий в соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Дополнительного подтверждения целевого назначения указанные медицинские изделия в уполномоченном органе не требуют, так как именно этим уполномоченным органом в лице Росздравнадзора и было выдано соответствующее регистрационное удостоверение, подтверждающее целевое назначение данных медицинских изделий. Требование Примечания 4 связано с тем, что данная товарная позиция расположена в группе, не связанной с медицинскими изделиями (которые, как правило, размещены в группе 90) за исключением некоторых позиций с назначением "для медицинских целей".
Обществом на территорию Российской Федерации ввозились товары: отоскопы, дефибрилляторы, офтальмоскопы, стетоскопы и осветительное оборудование для медицинских целей.
Принадлежности к отоскопам, дефибрилляторам, офтальмоскопам, стетоскопам квалифицируется соответственно по кодам ОКП по РУ 944200, 944410, 944240, 944250, соответственно по кодам ОКПД2 26.60.12.119, 26.60.13.130, 26.60.12.119, 26.60.12.125. Упомянутые принадлежности квалифицированы по коду ТН ВЭД 9018 90 840 9.
Из регистрационных удостоверений видно, что ввезенный обществом товар относится к медицинским изделиям с кодом ТН ВЭД 9018.
Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N 305-ЭС20-4310.
Согласно части 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Таможенного кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 Таможенного кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Апелляционный суд установил, что поданные обществом в таможенный орган заявления соответствуют установленным требованиям действующего законодательства. Заявителем указаны сведения и приложены все документы, указанные в части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, инициирована процедура внесения изменений в декларации на товары, указан перечень вносимых изменений.
Таким образом, с учетом представленных регистрационных удостоверений, Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042, в который по коду ОКП товар заявителя включен, апелляционный суд пришел к выводу, что общество вправе было применить льготу по уплате НДС в виде ввоза товара по ставке 0%.
Выводы апелляционного суда сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Компетенция суда кассационной инстанции закреплена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие Московской областной таможни с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 года по делу N А40-308870/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Таможенного кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 Таможенного кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Апелляционный суд установил, что поданные обществом в таможенный орган заявления соответствуют установленным требованиям действующего законодательства. Заявителем указаны сведения и приложены все документы, указанные в части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, инициирована процедура внесения изменений в декларации на товары, указан перечень вносимых изменений.
Таким образом, с учетом представленных регистрационных удостоверений, Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042, в который по коду ОКП товар заявителя включен, апелляционный суд пришел к выводу, что общество вправе было применить льготу по уплате НДС в виде ввоза товара по ставке 0%."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф05-24025/20 по делу N А40-308870/2019