г. Москва |
|
1 февраля 2021 г. |
Дело N А41-4545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Комитета лесного хозяйства Московской области -Алфимов В.Г., представитель по доверенности от 23 сентября 2020 года;
от заинтересованного лица: Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - Малышева Е.С., представитель по доверенности от 28 декабря 2020 года;
рассмотрев 19-26 января 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
на решение от 15 мая 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 07 сентября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-4545/2020,
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
о признании незаконным действий, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее - департамент), выразившихся в проведении внеплановой документарной проверки Комитета с 17 декабря 2019 года по 20 декабря 2019 года; признании незаконным приказа от 12 декабря 2019 года N 752; признании незаконным акта проверки от 20 декабря 2019 года N 181; признания недействительным предписания от 24 декабря 2019 года N 3/2019-ВПО "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Московской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 года, предписание департамента от 24 декабря 2019 года N 3/2019-ВПО признано незаконным. В отношении остальной части требований производство по делу прекращено.
Не согласившись с выводами судов, департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании 19 января 2021 года объявлен перерыв до 26 января 2021 года. Представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представлен отзыв.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12 декабря 2019 года начальником Департамента издан приказ N 752 о проведении с 17 декабря 2019 года по 20 декабря 2019 года проверки в отношении Комитета с целью проверки информации о нарушениях лесного законодательства на территории Можайского городского округа Московской области, указанной в обращении адвоката Именитова Е.Л.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 20 декабря 2019 года N 181 и выдано предписание от 24 декабря 2019 года N 3/2019-ВПО, в соответствии с которым Комитету предписано обеспечить в срок до 27 декабря 2019 года привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не принявших меры по исполнению информации, в соответствии с запрашиваемыми материалами внеплановой документарной проверки.
Не согласившись с действиями и ненормативными актами департамента, комитет обратился в суд.
Удовлетворяя требования в части признания предписания незаконным, суды указали следующее.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрен Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, суды пришли к выводу, что любые внеплановые проверки, как выездные, так и документарные, подлежат согласованию с прокуратурой.
В нарушение пункта 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ, пунктов 28, 31 Приказа Минприроды России от 03 июля 2019 года N 434 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", пункта 6 приказа Рослесхоза от 15 апреля 2015 года N 116 "Об утверждении порядка действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением переданных полномочий в области лесных отношений в форме проверок" (действовавшем на момент проведения проверки) провел внеплановую проверку деятельности Комитета, издал приказ о проведении внеплановой проверки и вынес предписание, без согласования с органами прокуратуры.
Суды пришли к выводу, что указанные действия и оспариваемое предписание Департамента нарушают права Комитета, поскольку повлекли проверку Комитета в отсутствие законных оснований и незаконное вмешательство в деятельность государственного органа субъекта Российской Федерации.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы департамента о необходимости применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежат отклонению.
Абзацем вторым пункта 8 статьи 29.2 Закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной настоящей статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Полномочия Комитета по обеспечению соблюдения лесного законодательства на землях лесного фонда Московской области по своей юридической природе являются властными, в связи с этим проведение проверок реализации данных полномочий на предмет соответствия обязательным требованиям не относится к тем отношениям, которые поименованы в абзаце втором пункта 8 статьи 29.2 Закона N 184-ФЗ.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 года по делу N А41-4545/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы департамента о необходимости применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежат отклонению.
Абзацем вторым пункта 8 статьи 29.2 Закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной настоящей статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Полномочия Комитета по обеспечению соблюдения лесного законодательства на землях лесного фонда Московской области по своей юридической природе являются властными, в связи с этим проведение проверок реализации данных полномочий на предмет соответствия обязательным требованиям не относится к тем отношениям, которые поименованы в абзаце втором пункта 8 статьи 29.2 Закона N 184-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф05-23409/20 по делу N А41-4545/2020