г. Москва |
|
3 февраля 2021 г. |
Дело N А41-17968/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Иванников В.В., дов. от 25.03.2020
от ответчиков: не явился, уведомлен
от Администрации городского округа Воскресенск Московской области -
от Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и озеленение" -
от третьего лица:
рассмотрев 27 января 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО "Воскресенское ППЖТ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2020 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 24 сентября 2020 года,
по иску АО "Воскресенское ППЖТ"
к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, Муниципальному казенному учреждению "Благоустройство и озеленение"
об обязании,
третье лицо: ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен АО "Воскресенское ППЖТ" к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, Муниципальному казенному учреждению "Благоустройство и озеленение" об обязании произвести ремонт автодороги на подходах к железнодорожным переездам 8ПК 0+879, 10ПК 1+011, 21ПК 2+107.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2020 года оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, АО "Воскресенское ППЖТ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Ответчики и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 04.10.2019 по делу А41-20383/2019, установлено, что АО "Воскресенское ППЖТ" на праве собственности принадлежат железнодорожные пути по улицам Колыберевской, Московской, Суворова города Воскресенска Московской области.
На основании соглашения от 28.12.2018, заключенного между Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области и Администрацией городского поселения Воскресенск, собственником дорог по улицам Колыберевской, Московской, Суворова города Воскресенска Московской области является городское поселение Воскресенск.
Истец указывает, что в результате осуществления ремонта автодороги по ул. Колыберевская в объеме 1000 кв. м на основании муниципального контракта N 2019.532 от 07.10.2019, заключенного между МКУ "Благоустройство и озеленение" и ООО "Воскресеночка", производились работы по устройству выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси (п. 5 акта КС-2) и работы по устройству покрытия толщиной 4 см. из горячих асфальтобетонных смесей (п. 12 акта КС-2).
При этом по акту сдачи-приемки работ от 02.12.2019 подрядчиком полностью выполнен ремонт автодороги по улице Колыберевская, а МКУ "Благоустройство и озеленение" работы приняты.
Истец отмечает, что при проведении ремонта автодороги работы выполнены не в полном объеме, им при осмотре переездов на пересечении путей промышленного железнодорожного транспорта автодорогой по улице Колыберевская 8ПК 0+879, 10ПК 1+011 установлено, что при подходах к пересечению железнодорожного пути до боковых настилов крайних рельс автодорога не имеет надлежащего твердого асфальтобетонного покрытия в обоих направлениях.
Также истец полагает, что с учетом требований законодательства при осуществлении ремонта автодороги необходимо устройство дорожного покрытия и обустройство горизонтальной площадки профиля автодороги за счет лица, являющегося владельцем дороги, в местах железнодорожных переездов.
Истец указывает, что при проведении ремонта работы по устройству дорожного покрытия и обустройству горизонтальной площадки профиля автодороги в местах переездов на пересечении путей промышленного железнодорожного транспорта автодорогой 8ПК 0+879, 10ПК 1+011, 21ПК 2+107 не выполнялись.
При таких обстоятельствах истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности, при этом указав следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу с части 2 стать 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ о железнодорожном транспорте.
Частью 3 указанной статьи установлено, что владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2015 N 237 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов, которые устанавливают требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним (далее -Условия).Условия обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства независимо от их принадлежности, а также для работников этих организаций.
В соответствии с пунктом 7 Условий, владелец железнодорожного пути -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Владельцем железнодорожных путей по улице Колыберевской города Воскресенска Московской области является истец.
МКУ "Благоустройство и озеленение" осуществляет содержание указанной автодороги, а также её текущий ремонт в рамках установленного бюджетной сметой учреждения финансирования и соблюдения требований законодательства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее -Классификация).
Из положений пункта 6 Классификации следует, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, по дорожным одеждам: очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий; восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума; устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений; ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр; обеспыливание проезжей части автомобильных дорог; восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2; устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки дорожного покрытия; восстановление сцепных свойств покрытия путем устройства защитных слоев, слоев износа или поверхностной обработки.
Указанные работы по участкам автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования) возлагаются на владельца железнодорожных путей, то есть на истца.
На основании вышеизложенных положений, и принимая во внимание, что обязанность по устранению разрушений дорожного покрытия в виде многочисленных выбоин и просадок, затрудняющих движение транспортных средств, за которые отвечает общество как лицо, осуществляющее его содержание (владелец железнодорожного пути), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны Администрации незаконного бездействия по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах железнодорожных переездов по улице Колыберевской города Воскресенска Московской области.
Приведенные выводы соответствуют судебным актам по делу N А41-20383/2019.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 421 ГК РФ, части 2 стать 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2015 N 237, Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку обязанность по устранению разрушений дорожного покрытия лежит на истце как владельце железнодорожного пути, со стороны администрации отсутствует незаконное бездействие по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах железнодорожных переездов.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года по делу N А41-17968/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 421 ГК РФ, части 2 стать 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2015 N 237, Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку обязанность по устранению разрушений дорожного покрытия лежит на истце как владельце железнодорожного пути, со стороны администрации отсутствует незаконное бездействие по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах железнодорожных переездов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф05-23036/20 по делу N А41-17968/2020