Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 апреля 2004 г. N А62-3979/03
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя Н.Т.Е. - ю/к (дов.N 1-12/236 от 13.04.04 пост.), П.Н.В. - пом. ген. директора (дов.N 1-12/225 от 13.04.04 пост.); от налогового органа не явились, надлежаще уведомлены;
рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска на решение от 02.12.03 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-3979/03, установил:
ОАО "СОГ" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к МИ МНС РФ N 9 по Смоленской области (правопреемник - инспекция МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска) о признании недействительным ее решения от 27.06.03 N 98 в части доначисления единого социального налога в сумме 413622 руб., пени за неуплату налога в срок-1512 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование-268088 руб.
Решением от 02.12.03 Арбитражного суда Смоленской области заявление удовлетворено.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение от 02.12.03 и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки принято решение о доначислении ОАО "СОГ" за 2002 год единого социального налога в сумме 413622 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование-268088 руб., пени за несвоевременную уплату социального налога-1512 руб.
Доначисление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произведено из-за невключения в нарушение п.1 ст.237 НК РФ в налогооблагаемую базу за 2 полугодие 2002 г. перечисленных в негосударственный пенсионный фонд ОАО "СОГ" платежей в сумме 1914916 руб., которые должны были, по мнению инспекции, в соответствии с п. 16 ст.255 НК РФ при исчислении налога на прибыль включаться в расходы на оплату труда и, следовательно, признаваться объектом налогообложения согласно п.3 ст.236 НК РФ.
Рассматривая спор, суд исходя из буквального содержания и системного толкования положений ст.ст.236, 237, 243 НК РФ посчитал, что пенсионные взносы организации-вкладчика в негосударственный пенсионный фонд единым налогом не облагаются. Иное толкование положений главы 24 НК РФ "Единый социальный налог" противоречит ст.234 НК РФ и не соответствует ст. 39 Конституции РФ.
Вывод суда о том, что платежи по договорам негосударственного пенсионного обеспечения вообще не должны облагаться единым социальным налогом противоречит п.1 ст.237 НК РФ (в редакции ФЗ от 31.12.01 N 198-ФЗ), предусматривающему, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, в частности, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п.п. 7 п.1 ст. 238 настоящего Кодекса).
Условия договора добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) от 01.08.02 N 3-НПФ, заключенного между ОАО "СОГ" и негосударственным пенсионным фондом "СОГ" не соответствуют критериям, установленным п.п. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Однако, изложенное не означает, что взносы в негосударственный пенсионный фонд во всех остальных случаях создают объект налогообложения по единому социальному налогу.
Уплачивая взносы за своих работников в негосударственный пенсионный фонд, организация обеспечивает своим работникам получение дохода при наступлении страхового случая. Налоговый кодекс РФ не связывает процесс налогообложения таких доходов, получаемых от взносов по договору добровольного страхования, с реализацией потенциального права физического лица на пенсионное обеспечение за счет пенсионных резервов, сформированных негосударственным пенсионным фондом. Однако, организация-работодатель должна исчислять единый социальный налог в соответствии со ст.237 НК РФ отдельно по каждому работнику. При этом начисление налога должно производиться на дату фактического получения дохода, которая определяется на день перечисления взносов в пользу конкретного работника.
Судом установлено, что по договору "О негосударственном пенсионном обеспечении" от 01.08.02 N 3-НПФ взносы поступают в негосударственный пенсионный фонд на солидарный счет вкладчика - ОАО "СОГ". На текущий момент Вкладчик еще не определил участников, поскольку у них нет пенсионных оснований, в связи с чем вести персонифицированный учет нет возможности.
В соответствии с п.4 ст.243 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств открытия согласно п.5.1.3 договора пенсионных счетов на имя физических лиц, подлежащих включению по указанию вкладчика в состав участников фонда, представления в фонд заявительных листов, а также доказательств перечисления взносов на пенсионные счета в пользу конкретных работников, правовых оснований для доначисления единого социального налога у инспекции не имелось.
Соответственно неправомерным является доначисление пени по единому социальному налогу и применение налоговой санкции согласно п.1 ст. 122 НК РФ по этому же налогу. В силу вышеизложенного также является необоснованным доначисление указанных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Поскольку исходя из фактических обстоятельств дела, суд правильно разрешил спор, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в соответствии с п.16 ст.255 НК РФ инспекцией по результатам проверки налогооблагаемая прибыль уменьшена на сумму взносов по вышеназванному договору не может быть принята во внимание, так как указанная норма не может применяться к спорным правоотношениям, как обязательное условие, влекущее наступление таких последствий, как доначисление единого социального налога. Кроме того, предметом спора по настоящему делу не являлось решение инспекции в части уменьшения налога на прибыль за 2002 год.
На основании изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, постановил:
Решение от 02.12.03 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-3979/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу-без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 апреля 2004 г. N А62-3979/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании