г. Москва |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А40-343294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.02.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Колмаковой Н.Н., Кочергиной Е.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД": Мельникова Е.В. по доверенности от 01.12.2020, Бубнова А.А. по доверенности от 01.12.2020,
от ООО "ОТТ": Коржикова С.П. по доверенности 10.10.2019,
рассмотрев 11.02.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Облтранстерминал" (ООО "ОТТ")
на решение от 15.07.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 11.11.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дорогие" (ОАО "РЖД")
к ООО "ОТТ"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Облтранстерминал" (далее - ответчик, ООО "Облтранстерминал") о взыскании ущерба в размере 8 090 890 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Облтранстерминал" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, не выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ОАО "РЖД" представило отзыв (возражения) на кассационную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые акты законными и обоснованными.
ООО "Облтранстерминал" представило в материалы дела отзыв на отзыв (возражения) истца с дополнительными документами, которые подлежат возврату ввиду отсутствия правовых оснований для приобщения судом кассационной инстанции дополнительных доказательств.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали свои позиции по делу, возражая против доводов другой стороны, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор от 21.02.2018 N 182\ПГ-18, который регулирует отношения сторон по перевозке грузов и (или) порожних вагонов по графику с согласованным временем отправления и прибытия (перевозки грузов по графику).
Наименование маршрутов следования, груза, количество грузовых поездов и вагонов в поезде при перевозках грузов и (или) порожних вагонов по графику на условиях договора согласованы сторонами в Приложении N 1 к договору.
В соответствии с п. 2.1.1 договора, ОАО "РЖД" обеспечивает перевозку грузов по графику с целью выполнения условий договора, в объемах и по направлениям, согласованным сторонами в Приложении N 1 к договору, в соответствии с графиком, согласованным сторонами в Приложении N 2 к договору.
На основании п. 2.2.3 заключенного договора ответчик ежемесячно, не позднее, чем за 10 дней до начала месяца, предшествующего планируемому, предоставляет данные, указанные в Приложении N 1 к договору.
В Приложении N 1 к договору, сторонами был установлен график отправления грузов и (или) порожних вагонов, в том числе временной период, маршрут следования (станция отправления и станция назначения), номенклатура грузов - грузы в контейнерах с длиной поезда в 57-71 условный вагон, а также размер оплаты услуг в случаях прибытия с допустимым к отклонением от графика (100% и 50%).
Приложением N 2 к договору было предусмотрено составление ответчиком посуточного графика отправления и предоставлением его истцу.
Сторонами были заключены дополнительные соглашения к договору от 19.03.2018 N 1, от 21.12.2018 N 2, от 31.01.2019 N 3, от 11.03.2019 N 4.
Плательщиками и грузополучателями по договору являлись ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы" и ООО "Дальневосточная транспортная компания", что подтверждается прилагаемыми накладными.
Протоколом совещания у начальника управления Центра фирменного транспортного обслуживания от 24.08.2018 N ЦФТО-276/пр было установлено назначение контейнерных поездов в графике движения поездов на 2018/2019 годы.
В соответствии с "Порядком организации перевозок груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов" (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 01.02.2018 N 176/р) перевозка контейнерными поездами возможна:
1) с объявлением телеграммой ОАО "РЖД" (без разработки специализированного расписания) маршрута следования и длины контейнерного поезда в условных вагонах, отправлением и проследованием по ниткам графика грузовых поездов без присвоения номера контейнерного поезда со скоростью маршрутных отправок;
2) с разработкой специализированного расписания контейнерного поезда с присвоением номера поезда (в рамках услуги на перевозку грузов и (или) порожних вагонов по графику и согласованным временем (в часах) отправления и прибытия), и объявления поезда телеграфным указанием ОАО "РЖД".
Телеграммой Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД (далее - телеграмма по маршруту) были объявлены маршруты перевозки грузов в контейнерных поездах на 2018/2019 год длиной 71 условный вагон, в том числе по маршруту Электроугли - ЧерустиДружинино - Называевская - Иня-Восточная. ЦФТО/ТЦФТО посуточный график отправления согласно приложению N 2 по направлениям и объемам, распоряжением от 07.12.2018 N 2630/р "Об утверждении плана формирования грузовых поездов на железных дорогах ОАО "РЖД" на 2018/2019 год" с 09.12.2018 введен в действие план формирования грузовых поездов.
Во исполнение распоряжения от 07.12.2018 N 2630/р Московским центром фирменного транспортного обслуживания была дана телеграмма от 13.12.2018 N 239/МСК ТЦФТО, которой предусмотрены нормы по весу и длине поезда, а также предусмотрено проставление отметки "Контейнерный поезд" при соблюдении условий: наличия разработанной и объявленной на сеть нитки графика контейнерного поезда с присвоением номера поезда, объявления маршрута следования контейнерного поезда.
Телеграммой Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 11.12.2018 N исх.-11348/МОСКД (далее - телеграмма по нитке) были предусмотрены в графике движения поездом 2018/2019 расписания контейнерных поездов в ускоренном режиме длиной 57-71 условных вагонов, в том числе поезд N 1358 Электроугли - Угловая.
Телеграммой Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 24.01.2019 с 28.01.2019 N исх.-1077 (далее - телеграмма по нитке) в маршруты контейнерных поездов был назначен контейнерный поезд N 1376 длиной 57-71 условных вагонов по маршруту Электроугли - Иня-Восточная - Базаиха.
Таким образом, сторонами по договору, а также вышеуказанными телеграммами, были установлены станции назначения, маршруты следования, длина поезда (условные вагоны) и другие условия перевозки контейнерными поездами с применением понижающих провозную плату коэффициентов.
При соблюдении вышеуказанных условий, клиент имел право на проставление отметки "контейнерный поезд" и получение скидки по провозной плате по пункту 2.35 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части N 1 и N 2), согласно которому к плате за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, дополнительно применяются следующие коэффициенты: 0,95 - при перевозке на расстояние свыше 2000 км.
Так как клиентом в нарушение вышеуказанных условий договора и телеграмм отметки "контейнерный поезд" были проставлены необоснованно, перевозчиком применены понижающие коэффициенты, что в совокупности привело к недобору провозной платы по вагонам и отправкам, указанным в расчете к исковому заявлению.
Недобор провозной платы согласно расчету истца составил 8 090 890 руб. 78 коп. с учетом НДС.
С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования возникших разногласий истцом в адрес ответчика была направлена претензия, от 08.07.2019 исх. N 6058/МСК ТЦФТО с предложением погасить недобор провозной платы в добровольном порядке 8 090 890 руб. 78 коп., которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, условия договора, признав доказанным факт нарушения ответчиком своих обязательств, суды обеих инстанций в соответствии со статьями 307, 309, 310, 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 25, 27, 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, положениями "Правил перевозок грузов и (или) порожних вагонов на железнодорожном транспорте" пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку установили, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих право на получение скидки при перевозке груза с проставлением отметки "контейнерный поезд", следовательно, ответчик необоснованно проставлял отметку "контейнерный поезд", не соблюдая ни условия договора, ни порядок, определенный телеграфными указаниями ОАО "РЖД", что привело к недобору провозной платы.
При этом судами учтено, что именно действия ответчика привели к неверному исчислению тарифа, поскольку им внесены в перевозочные документы неверные сведения о типе использованных при перевозке контейнеров, материалами дела установлен факт неправильного указания в транспортных железнодорожных накладных особых отметок, а именно штемпеля "контейнерный поезд", что привело к занижению тарифа, взысканного при приеме груза к перевозке.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неверном толковании норм права и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А40-343294/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Облтранстерминал" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с "Порядком организации перевозок груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов" (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 01.02.2018 N 176/р) перевозка контейнерными поездами возможна:
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, условия договора, признав доказанным факт нарушения ответчиком своих обязательств, суды обеих инстанций в соответствии со статьями 307, 309, 310, 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 25, 27, 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, положениями "Правил перевозок грузов и (или) порожних вагонов на железнодорожном транспорте" пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку установили, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих право на получение скидки при перевозке груза с проставлением отметки "контейнерный поезд", следовательно, ответчик необоснованно проставлял отметку "контейнерный поезд", не соблюдая ни условия договора, ни порядок, определенный телеграфными указаниями ОАО "РЖД", что привело к недобору провозной платы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф05-744/21 по делу N А40-343294/2019