Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2021 г. N Ф05-24545/20 по делу N А40-212163/2018

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между АО "Мосэнергосбыт" и ПАО "Научно-производственное предприятие "Сапфир" был заключен договор энергоснабжения N 14502069 от 29.12.2006 г., согласно которому АО "Мосэнергосбыт" обязалось подавать через присоединенную сеть электроэнергию, а абонент обязался оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1 ст. 539 ГК РФ). 01 февраля 2018 года третьим лицом была произведена проверка объектов электроснабжения ответчика и был составлен акт ТД/31-1256/18 инструментальной проверки узла электроэнергии, согласно которому измерительные трансформаторы тока и напряжения не опломбированы, дверцы ячеек с трансформаторами тока и трансформаторами напряжения не опломбированы, имеется доступ к вторичным цепям трансформаторов тока и трансформаторов напряжения. Нормативное определение безучетного потребления дано в пункте 2 "Основных положений 442", в соответствии с которым под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). Таким образом, единственным допустимым доказательством, исходя из характера зафиксированных нарушений, по настоящему делу может являться акт о безучётном потреблении. Между тем, акт о безучётном потреблении не был представлен ни истцом, ни третьим лицом, а поэтому суд правильно посчитал что исковые требования в данном случае являются недоказанными, в связи с чем правомерно отказал в иске (во взыскании неустойки), с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия.

Следует указать и о том, что заявленная ко взысканию неустойка подлежит взысканию только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ). При этом для оценки обоснованности требования о взыскании неустойки необходимо установить наличие самого обязательства, за ненадлежащее исполнение которого она начисляется. Вместе с тем, из Определения Верховного Суда РФ от 17.10.2019 г. по настоящему делу следует, что основанием для заявления требований о взыскании стоимости электроэнергии, определенной расчетным путем (без учета показаний прибора учета), должен являться акт о безучетном потреблении, который в материалы дела не был представлен, а поэтому суд обоснованно отказал во взыскании неустойки."