г. Москва |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А40-67524/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Кочергиной Е.В.,
судей Петровой В.В., Кольцовой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца: Министерства обороны Российской Федерации" - Франчик Д.И., по доверенности от 25.11.2020 г.,
от ответчика: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Наумов А.Г., по доверенности от 15.06.2020 г.,
рассмотрев 02 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2020 года по делу N А40-67524/2020
по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 15 995 712 рублей 11 копеек
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 15 995 712 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы 21 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по существу спора судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на то, что специальный срок исковой давности не может применяться к отношениям, регулируемым настоящим контрактом, поскольку спорный контракт не является договором перевозки в чистом виде по правилам, установленным частью 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как помимо услуг по перевозке грузов предусматривает привлечение подвижного состава и дополнительные услуги, которые не связаны с перевозками напрямую; к отношениям сторон по предоставлению услуг по перевозке и сопутствующих услуг применяется общий срок исковой давности в три года, который истцом не пропущен, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В связи с наличием предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований определением Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2021 произведена замена председательствующего судьи Голобородько В.Я. на судью Кочергину Е.В.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, по доводам приобщенного к материалам дела отзыва.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом и ответчиком заключен государственный контракт от 27.08.2018 N 257/12545/3050512 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Минобороны России во внутригосударственном сообщении.
Поскольку ответчик, являясь перевозчиком нарушал нормативный срок доставки грузов по транспортным железнодорожным накладным, истец начислил неустойку за нарушение срока доставки грузов в период с 06.06.2018 по 30.06.2018 в размере 15 995 712 руб. 11 коп..
Оставление ответчиком без удовлетворения направленной в его адрес претензии с требованием уплаты неустойки послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 195, 200, 202, 784, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 97, 123, 124, 125 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 39 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), и позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 27.10.2017 по делу N 303-ЭС17-16846 и определении от 20.10.2017 по делу N 307-ЭС17-16336, исходили из пропуска истцом годичного срока исковой давности по заявленным требованиям, установив, что спорные отношения вытекают из договора перевозки, событием, послужившим основанием для начисления неустойки, явилась просрочка доставки грузов, и, приняв во внимание, что по заявленным истцом транспортным железнодорожным накладным грузы пребывали на станции назначения в период с 06.06.2018 по 30.06.2018, соответственно, срок исковой давности, с учетом соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (+ 30 дней) по спорным накладным, истек 30.07.2019, в то время как настоящий иск поступил в суд 17.04.2020, то есть за пределами установленного специального годичного срока исковой давности.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном применении судом к спорным правоотношениям статьи 97 Устава железнодорожного транспорта отклоняются как основанные на неправильном толковании заявителем условий контракта и норм материального права и не соответствующие установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, поскольку, как установлено судами, правоотношения сторон, возникшие вследствие заключения государственного контракта от 27.08.2018 N 257/12545/3050512, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, и на него распространяются положения Устава железнодорожного транспорта, предусматривающего специальную ответственность за нарушение срока доставки грузов или порожних вагонов железнодорожным транспортом.
Доводы заявителя жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям общего срока исковой давности подлежат отклонению, поскольку заявленные исковые требования связаны с реализацией договорных обязательств сторон по контракту на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок.
Ссылка заявителя жалобы на то, что спорный контракт не является договором перевозки в чистом виде, несостоятельна, поскольку прямо противоречит существу спорных отношений.
Ссылки заявителя жалобы на судебную практику по другим делам отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм права с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам спора.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2020 года по делу N А40-67524/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В. Кочергина |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 195, 200, 202, 784, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 97, 123, 124, 125 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 39 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), и позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 27.10.2017 по делу N 303-ЭС17-16846 и определении от 20.10.2017 по делу N 307-ЭС17-16336, исходили из пропуска истцом годичного срока исковой давности по заявленным требованиям, установив, что спорные отношения вытекают из договора перевозки, событием, послужившим основанием для начисления неустойки, явилась просрочка доставки грузов, и, приняв во внимание, что по заявленным истцом транспортным железнодорожным накладным грузы пребывали на станции назначения в период с 06.06.2018 по 30.06.2018, соответственно, срок исковой давности, с учетом соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (+ 30 дней) по спорным накладным, истек 30.07.2019, в то время как настоящий иск поступил в суд 17.04.2020, то есть за пределами установленного специального годичного срока исковой давности.
...
Доводы заявителя жалобы о неправомерном применении судом к спорным правоотношениям статьи 97 Устава железнодорожного транспорта отклоняются как основанные на неправильном толковании заявителем условий контракта и норм материального права и не соответствующие установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, поскольку, как установлено судами, правоотношения сторон, возникшие вследствие заключения государственного контракта от 27.08.2018 N 257/12545/3050512, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, и на него распространяются положения Устава железнодорожного транспорта, предусматривающего специальную ответственность за нарушение срока доставки грузов или порожних вагонов железнодорожным транспортом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2021 г. N Ф05-1289/21 по делу N А40-67524/2020