город Москва |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А41-13096/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Пшечук А.Ю., доверенность от 29.12.2020;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 03 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Финмаркт"
на решение от 07 августа 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 02 ноября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-13096/20
по заявлению ООО "Финмаркт"
об оспаривании бездействия
к Минмособлимуществу, Правительству Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Финмаркт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минмособлимуществу (далее - министерство) и Правительству Московской области (далее - правительство) о признании незаконным бездействия министерства и правительства, выразившегося в не включении нежилого здания с кадастровым номером 50:20:0000000:307200, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий поселок Новоивановское, ул. Западная, стр. 181, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Минмособлимущества от 28.11.2019 N 15ВР-1947 (далее - Перечень, Распоряжение N 15-ВР-1947), и об обязании министерства и правительства совершить действия, предусмотренные пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: включить нежилое здание с кадастровым номером 50:20:0000000:307200, расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий поселок Новоивановское, ул. Западная, стр. 181, в Перечень, направить измененный перечень, сформированный на 2020 год, в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальных сайтах Правительства Московской области, Минмособлимущества, губернатора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Финмаркт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу на праве собственности принадлежит объект: здание пешеходного перехода торгового-центра, помещения в котором сдаются в аренду под размещение магазинов и объектов торговли, для административных и иных целей, а также для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания населения, по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, р/п Новоивановское, ул. Западная, стр. 181 (кадастровый номер 50:20:0000000:307200).
Указанный объект поставлен на кадастровый учет 06.11.2019.
Перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, на 2020 год утвержден Распоряжением N 15ВР-1947. Спорный объект в Перечень не включен.
13.12.2019 общество известило министерство и правительство о постановке объекта на кадастровый учет 06.11.2019 и просило внести нежилое здание с кадастровым номером 50:20:0000000:307200 в Перечень на 2020 год.
Полагая, что бездействие министерства и правительства по не включению нежилого здания с кадастровым номером 50:20:0000000:307200 в Перечень на 2020 год незаконно, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований в связи со следующим.
Особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, на территории Московской области установлены Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/200303 "О налоге на имущество организаций в Московской области" (далее - Закон N 150/2003-03).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 150/2003-03, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется, в том числе в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1.000 кв.м, включенных в Перечень, формирование которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, торговым центром (комплексом) в целях данной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судами установлено, что в соответствии со сведениями ЕГРН от 13.11.2019, объект с кадастровым номером 50:20:0000000:307200 является нежилым зданием "Надземный закрытый пешеходный переход через железнодорожные пути и Минское шоссе, торгового центра, северного и южного выходов, сходов на платформы, РП, а также обеспечение подъездов и транспортного, хозяйственного и противопожарного обслуживания здания", площадью 31.004,6 кв.м, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:935 определен как "для размещения автомобильных дорог", земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0010336:1188 и 50:20:0020411:342 - "полоса отвода для обеспечения деятельности, эксплуатации и обслуживания железной дороги", земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020321:3046 - "автомобильный транспорт", земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020321:3185 - "для комплексного освоения в целях создания инновационного центра "Сколково", в том числе под жилую застройку, застройки объектами социального, образовательного, культурно-бытового и торгового назначения, застройку административными и общественно-деловыми зданиями, под строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, создание рекреационных зон", земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0020411:3212 и 50:20:0020411:3213 - "для строительства многофункционального торгово-развлекательного комплекса".
Таким образом, суды обоснованно отметили, что виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание с кадастровым номером 50:20:0000000:307200 однозначно не свидетельствуют о расположении на данных земельных участках торгового объекта. В связи с чем, для рассмотрения вопроса о включении в перечень объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:20:0000000:307200 требуется установление вида его фактического использования.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Московской области от 01.07.2014 N 512/25 (далее - Порядок N 512/25).
Согласно Порядку N 512/25, определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в форме обследования.
В соответствии с Порядком N 512/25, для проведения обследования собственник объекта недвижимости представляет в адрес центрального исполнительного органа государственной власти Московской области по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющихся объектом налогообложения (Минмособлимущество), в том числе кадастровый паспорт здания (технический паспорт, поэтажный план, технический план, экспликацию).
Как следует из материалов дела и установлено судами, обращение общества направлено в министерство 13.12.2019. В соответствии с действующим законодательством обращение общества должно быть рассмотрено в разумный срок.
Письмом от 20.03.2020 N 15ИСХ-8149 министерство в адрес общества направило запрос о предоставлении ряда документов на данное здание, в том числе технических, после представления которых министерством в установленном порядке будет проведено обследование объекта с кадастровым номером 50:20:0000000:307200 с целью определения вида его фактического использования для целей налогообложения.
Таким образом, вопрос включения в Перечень объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:20:0000000:307200 может быть рассмотрен министерством после установления фактического использования данного объекта.
С учетом указанных обстоятельств суды обоснованно заключили, что разумный срок рассмотрения обращения общества министерством не нарушен.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование общества к министерству не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-03 "О Правительстве Московской области", правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 (далее - Положение), министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области.
Пунктами 13.5, 13.5 (1) и 13.5 (2) Положения установлено, что министерство осуществляет следующие полномочия:
- организация учета и ведение реестра имущества, находящегося в собственности Московской области, а также ведение иных реестров и баз данных по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
- определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным правительством.
Согласно статье 28 Устава Московской области, подписанного Губернатором Московской области от 11.12.1996 N 55/96-ОЗ, принятого решением Мособлдумы от 05.11.1996 N 5/108 и решением Мособлдумы об отклонении заключения Главы Администрации Московской области от 04.12.1996 N 6/112, органы государственной власти Московской области в пределах своей компетенции самостоятельны.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требование общества к правительству также не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что правительство является ненадлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2020 года по делу N А41-13096/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Финмаркт" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Финмаркт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минмособлимуществу (далее - министерство) и Правительству Московской области (далее - правительство) о признании незаконным бездействия министерства и правительства, выразившегося в не включении нежилого здания с кадастровым номером 50:20:0000000:307200, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий поселок Новоивановское, ул. Западная, стр. 181, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Минмособлимущества от 28.11.2019 N 15ВР-1947 (далее - Перечень, Распоряжение N 15-ВР-1947), и об обязании министерства и правительства совершить действия, предусмотренные пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: включить нежилое здание с кадастровым номером 50:20:0000000:307200, расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий поселок Новоивановское, ул. Западная, стр. 181, в Перечень, направить измененный перечень, сформированный на 2020 год, в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальных сайтах Правительства Московской области, Минмособлимущества, губернатора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
...
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 150/2003-03, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется, в том числе в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1.000 кв.м, включенных в Перечень, формирование которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, торговым центром (комплексом) в целях данной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2021 г. N Ф05-1089/21 по делу N А41-13096/2020