г. Москва |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А41-33693/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - жилищно-строительного кооператива "Восход-15" - Суетиной В.Ю. (представителя по доверенности от 17.03.2021),
от Министерства жилищной политики Московской области - Шамсутдиновой Э.Х. (представителя по доверенности от 30.12.2019),
рассмотрев 18.03.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение от 16.09.2020
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03.12.2020
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-33693/2020
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Восход-15"
к Министерству жилищной политики Московской области
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Восход-15" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - министерство) о признании незаконным решение, оформленное уведомлением от 27.02.2020; об обязании выдать кооперативу разрешение на строительство многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Серпуховская, на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0110203:114.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.09.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе министерство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку судами всех обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель кооператива возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей министерства и кооператива, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что 20.02.2020 кооператив обратился в министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, микрорайон N 1, ул. Серпуховская, д. 36.
Решением министерства, оформленным уведомлением от 27.02.2020, в выдаче разрешения на строительство было отказано исходя из следующего:
1) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 10.2.1 Административного регламента, а именно: правоустанавливающих документов на земельные участки под размещение объектов инженерного обеспечения, благоустройства, расположенных за границами земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110203:114;
2) проектная документация разработана не в соответствии с информацией градостроительного плана земельного участка от 04.04.2018 N RU50525101-MSK001761 (в составе проектной документации отсутствуют сведения о проектировании объекта в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения или об отсутствии расположения объекта в таких границах);
3) несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка:
- проектом планировки территории предусмотрено строительство многоквартирного жилого дома с указанием общей площади - 7856,00 кв.м, площади застройки - 823,81 кв.м, жилой площади - 3321,70 кв.м, строительного объема - 36 146 куб.м, согласно проектной документации общая площадь - 10 992,10 кв.м, площадь застройки - 798,70 кв.м, жилая площадь - 3498,40 кв.м, строительный объем - 40 192,10 куб.м;
- парковочные места автомобилей запроектированы не в соответствии с проектом планировки территории;
- Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 27.12.2017 N 20/8-СД, установлен максимальный процент застройки земельного участка - 16,4%, согласно проектной документации площадь застройки превышена;
4) несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и действующими на дату выдачи разрешения на строительство: в составе проектной документации отсутствуют запроектированные сети ливневой канализации, сброс ливневых стоков осуществляется на рельеф, что недопустимо в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Не согласившись с министерством, кооператив оспорил названное решение в судебном порядке.
Признавая заявление подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что кооперативом был представлен полный пакет документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство. Все документы представлены в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Решение об отказе не содержит ссылки на основания, предусмотренные названным Кодексом, для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Не соглашаясь с утверждениями министерства, изложенными в оспариваемом отказе, суды признали, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что объекты инженерного обеспечения, благоустройства не являются объектами капитального строительства, определение которых содержится в пункте 10 статьи 1 ГрК РФ. Нахождение рассматриваемого земельного участка, принадлежащего кооперативу на праве собственности и имеющего вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", в зоне санитарной охраны III пояса трех артезианских скважин АО "Раменский водоканал" учтено при составлении проектной документации, которая получила положительное заключение экспертизы.
Также суды исходили из того, что в проектной документации указана общая площадь квартир - 8026,88 кв. м и жилая площадь квартир 3498,4 кв. м. В проектную документацию входит как площадь квартир (7856 кв. м) так и мест общего пользования (всего площадь 10992,1 кв. м). Разночтения в площади произошли в связи с незначительным изменением конструктивных элементов здания, что допускается проектной документацией.
Дополнительно суды приняли во внимание письмо Жуковского гражданпроекта N 36 от 22.04.2019, в котором указано, что в утверждаемой части Проекта планировки территории на жилую группу по адресу г. Раменское мкрн N 1 ул. Стахановская, в ведомости жилых и общественных зданий и сооружений (Основная часть проекта планировки, черт. N 89946к, поз. 36) указан общая площадь квартир и жилая площадь квартир объекта, определенная согласно СНиП 2.08-01-89* "Жилые здания".
При этом, как указали суды, упомянутым положительным заключением экспертизы утвержден проект застройки с указанными характеристиками.
Что касается вопроса о сбросе ливневых стоков на рельеф, то, как установили суды, проектной документацией, прошедшей экспертизу и получившей положительное заключение экспертизы, предусмотрена система водоотведения на основании технических условий от 23.04.2015 N 20-КС выданных АО "Раменский водоканал", продленных впоследствии. Проектом предусматривается отвод хозяйственно-бытовых стоков в проектируемую сеть канализации, идущую во дворе жилого дома, с последующим присоединением ее в канализационную сеть. Для отвода аварийных стоков в помещение ИТП предусматривается приямок, из которого стоки с помощью дренажного насоса перекачиваются во внутреннюю сеть хозяйственно-бытовой канализации. Дождевые стоки с кровли здания отводятся системой внутреннего водостока с открытым выпуском на отмостку, на зимний период предусматривается перепуск в систему бытовой канализации. Отвод дождевых и талых вод с территории осуществляется на рельеф, в лотки около здания с отводом вод на проезжую часть существующей дороги с последующим выводом самотеком в ливневую канализацию по ул. Гурьева. Расход дождевых и талых вод с прилегающей территории составляет 30,11 л/с. Усредненные концентрации загрязнений с территории составят: взвешенные вещества - 332, 86 мг/л, БПКп - 36,12 мг/л, нефтепродукты 15,77 мг/л.
При этом суды учли положения статьи 16 Закона N 7-ФЗ о плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты хранение, захоронение отходов производства и потребления и приняли во внимание, что в данном случае идет речь именно о сливе на рельеф местности именно ливневых стоков (дождевых и талых вод).
По вопросу о парковочных местах автомобилей суды учли, что в момент подготовки проектной документации при определении нормативов по автостоянкам проектная организация руководствовалась СП 42.13330.2011 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений". Согласно нормативам расчетное количество мест на стоянках составляет 109 единиц. Расчетное количество открытых (гостевых) автостоянок составляет 22 единицы. Поскольку утвержденный проект планировки территории данным нормативам не соответствовал, то кооперативом было принято решение отказаться от строительства ФОК и увеличить количество автостоянок, в том числе за счет машиномест в шестиэтажном гараже-стоянке. Такие изменения ППТ согласованы Администрацией Раменского района в письме от 25.06.2019 N 161-01 и схемой планировочной организации участка, а также учтены при прохождении строительной экспертизы.
Проект планировки территории, утвержденный постановлением главы Раменского района от 07.04.2010 N 858, как указали суды, на момент разработки проектной документации предусматривал застройку 23,27% земельного участка, по нему получено положительное заключение экспертизы, эти данные положены в основу разработанной проектной документации кооператива, получившей положительное заключение экспертизы от 08.11.2019. Максимальный процент застройки участка 16,4% установлен уже позже решением Совета депутатов Раменского района от 27.12.2017 N 20/08-СД.
Кроме того, суды приняли во внимание, что имеется дополнительный земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110203:115, общая площадь которого составляет 1654 кв. м, На этом участке предусматриваются гостевые стоянки легковых автомобилей на 22 парковочных места, площадка для мусоросборных контейнеров с асфальтобетонным покрытием, иные объекты благоустройства, с учетом которого процент застройки соблюден.
Вопреки мнению министерства, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, и правильном применении положений АПК РФ, ГрК РФ, Закона N 7-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы министерства, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 по делу N А41-33693/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается вопроса о сбросе ливневых стоков на рельеф, то, как установили суды, проектной документацией, прошедшей экспертизу и получившей положительное заключение экспертизы, предусмотрена система водоотведения на основании технических условий от 23.04.2015 N 20-КС выданных АО "Раменский водоканал", продленных впоследствии. Проектом предусматривается отвод хозяйственно-бытовых стоков в проектируемую сеть канализации, идущую во дворе жилого дома, с последующим присоединением ее в канализационную сеть. Для отвода аварийных стоков в помещение ИТП предусматривается приямок, из которого стоки с помощью дренажного насоса перекачиваются во внутреннюю сеть хозяйственно-бытовой канализации. Дождевые стоки с кровли здания отводятся системой внутреннего водостока с открытым выпуском на отмостку, на зимний период предусматривается перепуск в систему бытовой канализации. Отвод дождевых и талых вод с территории осуществляется на рельеф, в лотки около здания с отводом вод на проезжую часть существующей дороги с последующим выводом самотеком в ливневую канализацию по ул. Гурьева. Расход дождевых и талых вод с прилегающей территории составляет 30,11 л/с. Усредненные концентрации загрязнений с территории составят: взвешенные вещества - 332, 86 мг/л, БПКп - 36,12 мг/л, нефтепродукты 15,77 мг/л.
При этом суды учли положения статьи 16 Закона N 7-ФЗ о плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты хранение, захоронение отходов производства и потребления и приняли во внимание, что в данном случае идет речь именно о сливе на рельеф местности именно ливневых стоков (дождевых и талых вод).
По вопросу о парковочных местах автомобилей суды учли, что в момент подготовки проектной документации при определении нормативов по автостоянкам проектная организация руководствовалась СП 42.13330.2011 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений". Согласно нормативам расчетное количество мест на стоянках составляет 109 единиц. Расчетное количество открытых (гостевых) автостоянок составляет 22 единицы. Поскольку утвержденный проект планировки территории данным нормативам не соответствовал, то кооперативом было принято решение отказаться от строительства ФОК и увеличить количество автостоянок, в том числе за счет машиномест в шестиэтажном гараже-стоянке. Такие изменения ППТ согласованы Администрацией Раменского района в письме от 25.06.2019 N 161-01 и схемой планировочной организации участка, а также учтены при прохождении строительной экспертизы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2021 г. N Ф05-1067/21 по делу N А41-33693/2020