город Москва |
|
02 апреля 2021 г. |
Дело N А40-285433/19-79-2247 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Шенкер Бизнес Сервисез": Лисова Е.В. (дов. от 09.09.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Выборгской таможни: Агаджаняна А.Н. (дов. N 07/00009 от 11.01.2021 г.);
от третьего лица ООО "Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц": не явились, извещены;
рассмотрев 31 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Шенкер Бизнес Сервисез"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 сентября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г.
по делу N А40-285433/19-79-2247
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шенкер Бизнес Сервисез"
к Выборгской таможне
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях N 10206000-3007/2019, N 10206000-3008/2019, N 10206000-3009/2019, N 10206000-3012/2019, N 10206000-3013/2019, N 10206000-3014/2019, N 10206000-3015/2019 от 15 октября 2019 г.,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц",
УСТАНОВИЛ: в 2017 - 2018 гг. обществом с ограниченной ответственностью "Шенкер Бизнес Сервисез" (далее - ООО "Шенкер Бизнес Сервисез", общество, заявитель, таможенный представитель) во исполнение договора от 05 мая 2014 г. N 0650/05-2014-05-3 (дата начала срока действия контракта - 05 мая 2014 г., дата окончания - 31 декабря 2018 г.), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ", на Выборгский таможенный пост Выборгской таможни были поданы ДТ с использованием электронной формы декларирования, оформленной в соответствии с требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных в ДТ, была определена и заявлена ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и принята таможенным органом.
Товары ввозились в рамках исполнения внешнеторговых договоров, заключенных между ООО "ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ" (далее - декларант, покупатель) и H&M Hennes & Mauritz GBC AB, Швеция (далее - H&M GBC, продавец), на условиях поставки CIP.
Должностными лицами службы таможенного контроля после выпуска товаров Центрального таможенного управления была проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ" по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ за период с 2016 - 2018 года с учетом сроков, установленных статьей 310 ТК ЕАЭС (Акт от 17 мая 2019 г. N 10100000/210/170519/А000163).
Согласно сведениям, содержащимся в графе 22 ДТС-1, обществом из таможенной стоимости товаров, ввезенных по договору купли-продажи от 18 декабря 2009 г. N ТР00385, заявлены к вычету расходы на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории Союза от места их прибытия на таможенную территорию Союза.
По результатам проверки обоснованности заявленных вычетов установлено, что при декларировании таможенной стоимости указанных товаров, заявителем заявлены к вычету расходы на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории ТС от места их прибытия на таможенную территорию ТС, которые документально не подтверждены.
В ходе камеральной таможенной проверки должностными лицами СТКПВТ ЦТУ установлено, что расходы на перевозку товаров включены продавцом (H&M GBC) в цену товаров.
Как следует из письма ООО "ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ" от 29 января 2019 г. N MOW 04-1/2019, поставщик товаров отказался предоставить информацию, подтверждающую стоимость перевозки (транспортировки), а именно: договоры на оказание услуг по перевозке грузов, заключенные между транспортными компаниями и поставщиком товаров; соответствующие счета/инвойсы по перевозке грузов в отношении всех поставок в рамках проверяемого периода.
В рамках проведенной камеральной таможенной проверке по результатам анализа представленных транспортных перевозочных документов (транспортные накладные, книжки МДП, CMR), установлено, что фактическими перевозчиками товаров, ввезенных по договору купли-продажи N ТР00385, являются организации, отличные от экспедиторов (заключались посреднические договоры).
Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что заявленные таможенным представителем ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" вычеты из таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ, в части расходов на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории ТС от места их прибытия на таможенную территорию ТС количественно не определены, произвольны и документально не подтверждены.
На основании полученных данных Выборгской таможней в отношении ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" составлены протоколы об административных правонарушениях.
15 октября 2019 г. Выборгской таможней вынесены постановления по делам об административных правонарушениях N N 10206000-3007/2019, N 10206000-3008/2019, N 10206000-3009/2019, N 10206000-3012/2019, N 10206000-3013/2019, N 10206000-3014/2019, N 10206000-3015/2019, которыми ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 591 руб. 45 коп., 7 367 руб. 55 коп., 14 516 руб. 94 коп., 10 253 руб. 26 коп., 10 200 руб. 40 коп., 10 533 руб. 04 коп., 8 997 руб. 49 коп.
Считая указанные постановления незаконными, ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Выборгской таможне об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Выборгская таможня просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения..
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Выборгской таможни против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) (действовали на момент декларирования товара) таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статья 4 Соглашения предусматривает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза - общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункты 1 и 2).
В силу пункта 2 статьи 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем) и подтверждены им документально.
Аналогичные положения в настоящее время предусмотрены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), которым установлены по существу такие же правила определения таможенной стоимости (пункты 1 и 3 статьи 39, подпункт 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса).
Анализ названных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию являются одним из составных компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
По смыслу взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 5 Соглашения (пункт 3 статьи 39 и подпункт 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса) выделение названного компонента из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар, предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию, а также необходимость подтверждения характера и размера упомянутых расходов.
При этом таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса. Соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку) товаров, обозначенных в данной норме, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров (транспортной экспедиции, перевозки и т.п.).
В то же время представляемые документы во всяком случае должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9-10, 13 статьи 38 Таможенного кодекса, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.
Если декларантом не выполнены условия, при которых расходы на транспортировку исключаются из таможенной стоимости, таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть достоверно определена первым методом.
На основании абзаца второго пункта 15 статьи 38 Таможенного кодекса в этом случае таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных методов. В частности, на основании пункта 2 статьи 45 Таможенного кодекса таможенная стоимость может определяться резервным способом - путем вычета из контрактной цены товаров расчетной величины расходов на перевозку (транспортировку), исходя из имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений о тарифах на перевозку.
Действия, связанные с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Обязательным элементом объективной стороны состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, является освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, либо наличие возможности наступления этих последствий в результате недостоверного декларирования, в том числе, недостоверного заявления сведений об их таможенной стоимости. Размер административного штрафа при этом определяется в кратном размере от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, даже невыполнение декларантом условий для вычета транспортных расходов из таможенной стоимости, определенной по первому методу, само по себе не является достаточным основанием для наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Для вывода о наличии состава административного правонарушения и назначения наказания требуется установить правильный размер таможенной стоимости, применив иной метод таможенной оценки, в частности, с использованием имеющихся в распоряжении таможни сведений об обычных транспортных тарифах.
Кроме того, отсутствие раздельного указания в контракте на поставку товаров и (или) инвойсах поставщика цены товаров и стоимости перевозки ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию само по себе не означает отсутствие оснований для вычета таких расходов из таможенной стоимости ввозимых товаров.
Данные правовые позиции изложены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 305-ЭС20-14096 по делу N А41-81409/2019.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что товары, указанные в ДТ, поставлены на условиях поставки CIP-Москва.
Данные условия поставки в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2010" означают, что продавец передает товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику для перевозки товара до места назначения. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения. В соответствии с данными условиями поставки продавец должен нести все расходы и риски для доставки товара до места назначения.
Из обжалуемых судебных актов также следует, что задекларированные товары фактически пересекли границу Таможенного союза.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможней не представлено, судами не указано.
При этом, как следует из обжалуемых судебных актов, таможня не указала правильный размер таможенной стоимости, доводов, основанных на применении иного метода таможенной оценки, в частности, с использованием имеющихся в распоряжении таможни сведений об обычных транспортных тарифах, не привела.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что размер штрафа, назначаемый по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, производен от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
В этой связи не может быть признан обоснованным вывод судов о доказанности таможенным органом факта совершения ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г. по делу N А40-285433/19-79-2247 отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Выборгской таможни от 15 октября 2019 г. по делам об административных правонарушениях о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Шенкер Бизнес Сервисез" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможней не представлено, судами не указано.
При этом, как следует из обжалуемых судебных актов, таможня не указала правильный размер таможенной стоимости, доводов, основанных на применении иного метода таможенной оценки, в частности, с использованием имеющихся в распоряжении таможни сведений об обычных транспортных тарифах, не привела.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что размер штрафа, назначаемый по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, производен от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
В этой связи не может быть признан обоснованным вывод судов о доказанности таможенным органом факта совершения ООО "Шенкер Бизнес Сервисез" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2021 г. N Ф05-4383/21 по делу N А40-285433/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60528/2021
02.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4383/2021
23.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58806/20
08.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-285433/19