город Москва |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А40-47485/20-154-352 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Мелас"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2020 г.,
по делу N А40-47485/20-154-352
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мелас"
к Смоленской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10113000-247/2020 от 20 февраля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Мелас" (далее - ООО "Мелас", общество, заявитель, декларант) в рамках внешнеторгового контракта от 04 марта 2019 г. N МС-2, заключенного с компанией "Вербау НВ/СА" (Бельгия) (VERBAU NV/SA), через таможенного представителя - акционерного общества "Милитцер и Мюнх" (далее - АО "Милитцер и Мюнх", таможенный представитель), действующего на основании договора таможенного представителя с декларантом от 28 апреля 2018 г. N CLB-8724/18, на Смоленский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Смоленской таможни (далее - таможенный орган) в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления была подана таможенная декларация на партию из 2 товаров (далее - ДТ, декларация) N 10113110/161219/0193205.
Соответствующий товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза в составе товарной партии, перемещаемой на транспортном средстве (регистрационный номер 0114КЕ7/А7575В5) по транзитной декларации N 11216417/141219/0323614, CMR N 0181 от 13 декабря 2019 г., проформе-инвойсу N PF2019.04 от 28 мая 2019 г.
В качестве товара N 2 в ДТ заявлены "десерты - продукты пригодные для непосредственного употребления в пищу, в виде однородной пастообразной массы, не содержащие ГМО, ввозятся для собственных нужд ООО "Мелас", в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 294 (далее - Положение N294); производитель: VERBAU NV/SA, товарный знак: VERBAU: 1) десерт соленая карамель,... в пластиковом стаканчике, артикул: SALTED CARAMEL, количество: 50 шт.; 2) десерт малина,... в пластиковом стаканчике, артикул: RASPBERRY, количество: 50 шт.; 3) десерт клубника,... в пластиковом стаканчике, артикул: STRAWBERRY, количество: 50 шт.; 4) десерт чизкейк,... в пластиковом стаканчике, артикул: CHEESECAKE, количество: 50 шт.; 5) десерт манго и маракуйя,... в пластиковом стаканчике, артикул: PASSIONFRUIT&MANGO, количество: 50 шт.; 6) десерт лимон,... в пластиковом стаканчике, артикул: LEMON, количество: 50 шт., страна происхождения - Бельгия.
В отношении ввезенного товара в графе 33 ДТ указан классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 2106 90 980 9, что соответствует товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС - "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные; - прочие; - - прочие; - - - прочие; - - - - прочие".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 625 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778" (далее - Постановление N 625) товары, классифицируемые в товарной подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением биологически активных добавок; специализированной пищевой продукции для питания спортсменов; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевых волокон; пищевых добавок (в том числе комплексных) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию сроком до 31 декабря 2020 г.
Так, товар N 2 в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 980 9 по наименованию не попадает в список исключений, разрешенных к ввозу в соответствии с Постановлением N 625.
В целях отнесения данной продукции к запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации, в рамках системы управления рисками, в отношении товара N 2 таможенным органом было вынесено решение о назначении первичной таможенной экспертизы от 17 декабря 2019 г. N 10113110/171219/ДВ/000512 и произведен отбор проб и образцов.
Согласно исследовательской части и выводам, содержащимся в экспертном заключении от 27 декабря 2019 г. N 12403020/0046348, сведения о товаре, заявленные в ДТ N 101113110/161219/0193205, и классификационный код подтверждены.
По наименованию данный товар, заявленный в ДТ и классифицируемый в товарной подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в перечень исключений (биологически активные добавки; специализированная пищевая продукция для питания спортсменов; витаминно-минеральные комплексы; вкусо-ароматические добавки; концентраты белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевые волокна; пищевые добавки (в том числе комплексные), ввоз которых в Российскую Федерацию разрешен, не попадает.
Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что товар N 2, заявленный в ДТ N 10113110/161219/0193205 в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС, страной происхождения которого является Бельгия, попадает в перечень товаров, утвержденных Постановлением N 625, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию сроком до 31 декабря 2020 г.
09 января 2020 г. таможенным органом в отношении товара N 2, заявленному в ДТ N 10113110/161219/0193205, отказано в выпуске в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с запрещением его к ввозу в Российскую Федерацию.
03 февраля 2020 г. на основании полученных данных Смоленской таможней в отношении ООО "Мелас" был составлен протокол об административном правонарушении.
20 февраля 2020 г. Смоленской таможней вынесено постановление N 0113000-247/2020 о привлечении ООО "Мелас" к административной ответственности на основании статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Мелас" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Смоленской таможне о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2020 г. заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Смоленской таможни от 20 февраля 2020 г. N 0113000-247/2020 о привлечении ООО "Мелас" к административной ответственности.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2020 г. отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Мелас" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Смоленская таможня просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пункту 10 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения представляют собой меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении товаров военного назначения, и радиационные требования, установленное в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств - членов.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ) установлено, что для обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации и их устранения: для минимизации угрозы нарушений прав и свобод ее граждан могут примениться специальные экономические меры. Указанные меры обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 135 ТК ЕАЭС предусмотрены условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которыми являются: 1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС; 2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС; 3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС; 4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.
Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях безопасности Российской Федерации" запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Сроки действия указанных отдельных специальных экономических мер в целях безопасности Российской Федерации неоднократно продлевались на основании Указов Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 (продлено до 31 декабря 2019 г.), от 24 июня 2019 г. N 293 (продлено до 31 декабря 2020 г.).
Постановлением N 625 определен Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2020 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (приложение к Постановлению N 625 от 25 июня 2015 г.), исходя из кода ТН ВЭД ЕАЭС.
Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу согласно пункту 25 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Действия, связанные с несоблюдением установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Мелас" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судом установлено, что введенный обществом товар "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные; - прочие; - - прочие; - - - прочие; - - - - прочие" с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2106 в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС - 2106 90 980 9, включены в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, республика Албания, Черногория, республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Судом также сделан вывод о том, что все действия таможенного представителя по таможенному оформлению ввоза товаров на таможенную территорию Российскую Федерацию осуществлялись таможенным представителем от имени декларанта - ООО "Мелас", в связи с чем ответственность за действия таможенного представителя, осуществленные в рамках договора с декларантом, в данном случае несет декларант.
Вина ООО "Мелас" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 16.3 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2020 г. по делу N А40-47485/20-154-352 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Мелас" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Мелас" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Размер штрафа соответствует санкции статьи 16.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф05-25819/20 по делу N А40-47485/2020