Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 сентября 2004 г. N А62-1428/2004
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя К.А.А. - представителя, доверенность от 14.09.04 постоянная; от регистрирующего органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу ООО "АС" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.06.04 по делу N А62-1428/2004, установил:
ООО "АС" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска от 05.02.04 N 227 об отказе в государственной регистрации.
Решением суда от 24.06.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения документов, представленных 03.02.04 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "АС", Инспекцией МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска принято решение от 05.02.04 N 227 об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с тем, что в нарушение требований Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы на регистрацию представлены лицом, действующим на основании доверенности.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, заявитель обратился в суд с вышеуказанным требованием.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок представления документов при государственной регистрации регламентируется статьей 9 названного закона, устанавливающей, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Так же данной нормой определен исчерпывающий перечень лиц, которые могут являться заявителями при государственной регистрации юридического лица.
Федеральным законом от 23.06.03 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", вступившим в действие с 01.01.04, из данного перечня исключены лица, действующие на основании доверенности.
Таким образом, начиная с 01.01.04 действующие по доверенности лица, не могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что представительство по доверенности, предусмотрено Гражданским кодексом РФ, который является федеральным законом, а следовательно, в силу абз. 8 п. 1 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ мог являться заявителем при государственной регистрации.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду абз. 8 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ
Данный довод не может быть принят кассационной инстанцией по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
При этом полномочия представителя могут быть основаны как на доверенности, так и на указании закона, акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а так же явствовать из обстановки, в которой действует представитель - ч. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, действующее законодательство различает представительство основанное на доверенности, а так же предусмотренное федеральным законом, или актом органа власти.
На основании п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации может явиться непредставление определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
При таких обстоятельствах, поскольку Законом "О государственной регистрации юридических лиц", а так же иными нормативными актами, регулирующими данные правоотношения, возможность принятия документов от лиц действующих на основании доверенности не допускается, отказ налоговой инспекции в регистрации правомерен.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.06.04 по делу N А62-1428/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 сентября 2004 г. N А62-1428/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании