Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф05-5450/21 по делу N А40-80683/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) был заключен государственный контракт от 23.08.2016 N 1617187377022090942000000 на выполнение работ по проектированию и строительству объекта: "Обустройство объектов военного городка "Кузьминский" 150 МСД (Российская Федерация, Ростовская область)" (внеплощадочные инженерные сети и сооружения) (шифр объекта Ю-42/16-13). Согласно пункту 2.1 контракта, генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ"). Пунктом 5.2 контракта были установлены сроки выполнения работ: инженерные изыскания -15.09.2016 г.; разработка проектной документации, градостроительной документации - 10.10.2016 г.; получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации- 10.11.2016 г.; разработка рабочей документации - 21.11.2016 г.; выполнение строительно-монтажных работ - 15.12.2016 г., дата подписания итогового акта приемки выполненных работ -20.04.2017 г. Однако, истец указал, что в указанные сроки генподрядчиком работы не были выполнены и государственному заказчику не были сданы. Согласно пункту 18.4 контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Цена контракта составляет 1.511.939.697 руб. (пункт 3.1 контракта). Просрочка исполнения этапа работ (инженерные изыскания) с 16.09.2016 г. по 10.10.2016 г. составляет 25 дней. Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (инженерные изыскания) составляет 12.675.094,46 руб. Просрочка исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) с 11.10.2016 г. по 10.11.2016 г. составляет 31 день. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) составляет 15.623.376,87 руб. Просрочка исполнения этапа работ (получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) с 11.11.2016 г. по 21.11.2016 г. составляет 11 дней. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) составляет 5.543.778,89 руб. Просрочка исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) с 22.11.2016 г. по 15.12.2016 г. составляет 24 дня. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ разработка рабочей документации) составляет 12.095.517,58 руб. Просрочка исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 16.12.2016 г. по 20.04.2017 г. составляет 126 дней. Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) составляет 63.186.479,84 руб. Согласно пунктам 1.1.17, 13.12 контракта, выполнение всех обязательств генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ. По состоянию на 16.10.2017 обязательства по контракту генподрядчиком не были исполнены, и как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не был подписан. Согласно пункту 18.3 контракта, в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Просрочка исполнения обязательств по контракту с 21.04.2017 г. по 16.10.2017 г. составляет 179 дней. Сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет 81.480.950,18 руб. Общий размер неустойки по государственному контракту от 23.08.2016 N 1617187377022090942000000 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом (п. 18.4 контракта), и неустойки за просрочку исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом (п. 18.3 контракта), и составляет 190.605.197,82 руб. Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, который был удовлетворён частично, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 330, 702, 711, 740, 753, 758, 763, ГК РФ, правомерно исходил из того, что начисление неустойки за нарушение срока этапа получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации противоречит существу обязательства, поскольку условиями контракта на ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (указанные мероприятия осуществляются заказчиком), в свою очередь, на ответчика возложена ответственность за своевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по контракту, т.е. ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которого не зависит от его воли. При этом обязательство по прохождению государственной экспертизы было возложено на заказчика (п. 1 ст. 49 ГрК РФ, п. 7.1.2, 7.1.13 контракта). Таким образом, вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства. Условиями контракта не была предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку пунктом 18.4 контракта (на который ссылался истец в обоснование исковых требований) была предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения работ. Пункт 2.1 контракта содержит понятие работ: к ним относятся работы по разработке технической (рабочей) документации и капитальному ремонту объекта. Получение положительного заключения государственной экспертизы к работам не относится, поскольку ответчик может лишь устранять замечания экспертизы по разработанной документации, которые находятся в его компетенции, а не компетенции заказчика, и, следовательно, п. 18.4 контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения. Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, и, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно заказчик или технический заказчик."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф05-5450/21 по делу N А40-80683/2020