г. Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-145884/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.04.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Азербайджан Хава Йоллары" - Шипулева И.Б. (представителя по доверенности от 02.12.2019),
от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 15.04.2021 в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Азербайджан Хава Йоллары"
на решение от 18.11.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21.01.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-145884/2020
по заявлению закрытого акционерного общества "Азербайджан Хава Йоллары"
к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Азербайджан Хава Йоллары" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - служба) от 12.08.2020 N 120000093066 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, пояснил, что в данном случае трудно понять позицию управления, поскольку рассматриваемые авиарейсы из Вашингтона в Баку и из Вильнюса в Баку выполнялись без приземления воздушных судов на территории Российской Федерации, что было известно управлению, не оспаривалось и соответствует судебным актам. Между тем, судами, по мнению общества, при применении норм материального права также не учтено, что при выполнении этих рейсов общество осуществляло международный полет в воздушном пространстве Российской Федерации, а не международную воздушную перевозку через территорию Российской Федерации, так как не имело на ней пунктов отправления, назначения, посадки.
В отзыве на кассационную жалобу служба просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указав, что перевозки по данным рейсам из Вашингтона в Баку и из Вильнюса в Баку являются международной воздушной перевозкой, поскольку пункты отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств (США и Азербайджанской Республики в первом случае и Литовской Республикой и Азербайджанской Республикой во втором случае), каких-либо иных возражений против доводов общества не привела.
Служба, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направила, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что постановлением службы от 12.08.2020 N 120000093066 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ в виде 50 000 рублей штрафа.
В качестве административного правонарушения обществу вменено несоблюдение требований части 5 статьи 11 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности, Закон), пункта 8 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного приказом Минтранса России от 19.07.2012 N 243 (далее также - Порядок), выразившееся в том, что общество не представило в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее также - АЦБПДП) сведения о пассажирах и членах экипажа по следующим рейсам, выполненным авиакомпанией "Buta Airways" (Азербайджан) 23.04.2020:
- рейс AHY4102, аэропорт вылета - Вашингтон (Даллес), аэропорт назначения - Баку (Гейдар Алиев);
- рейс AHY7072, аэропорт вылета - Вильнюс (Международный), аэропорт назначения - Баку (Гейдар Алиев).
Не согласившись со службой, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности.
Часть 5 статьи 11 Закона о транспортной безопасности предусматривает ряд данных, которые подлежат передаче в АЦБПДП при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств (фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство).
Согласно части 6 статьи 11 Закона порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 8 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, воспроизводит сведения, которые перечислены в части 5 статьи 11 Закона.
Как предусмотрено частью 3 статьи 11 Закона, автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности, а также субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
Руководствуясь приведенными положениями законодательства Российской Федерации, а также нормами пункта 44 Порядка, суды первой и апелляционной инстанций признали законным оспариваемое постановление, поскольку пришли к выводу о том, что в действиях общества имеется событие вмененного административного правонарушения. При этом суды исходили из того, что общество как перевозчик и субъект транспортной инфраструктуры обязано было передать в АЦБПДП данные о пассажирах, формируемые в процессе регистрации пассажиров при выполнении названных авиарейсов.
С данными выводами судов согласиться нельзя.
Согласно пункту 12 Порядка субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства, являющиеся собственниками транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных законных основаниях, обеспечивают передачу в АЦБПДП сведений о пассажирских перевозках в соответствии с настоящим Порядком, если международными договорами Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с пунктом 44 Порядка авиаперевозчик, выполняющий регулярные международные перевозки пассажиров, а также нерегулярные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, а для перевозчиков-резидентов Российской Федерации также в пределах территории Российской Федерации по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру), передает в АЦБПДП данные о пассажирах, формируемые в процессе регистрации пассажиров, не позднее чем за 15 минут до вылета воздушного судна.
Согласно тому же пункту Порядка субъект транспортной инфраструктуры, осуществляющий регистрацию пассажиров авиаперевозчика, выполняющего регулярные, а также нерегулярные перевозки пассажиров из Российской Федерации, передает в АЦБПДП данные о пассажирах, формируемые в процессе регистрации пассажиров, не позднее чем за 15 минут до вылета воздушного судна.
Тем самым, из положений пунктов 12 и 44 Порядка следует, что обязанность по передаче в АЦБПДП данных о пассажирах, формируемых в процессе регистрации пассажиров, возникает у авиаперевозчика при выполнении регулярных международных перевозок пассажиров и нерегулярных перевозок пассажиров:
- в Российскую Федерацию,
- из Российской Федерации,
- через территорию Российской Федерации.
В данном случае упомянутые рейсы (из Вашингтона и Вильнюса в Баку) выполнялись не в Российскую Федерацию и не из Российской Федерации.
При рассмотрении вопроса о возможности отнесения этих рейсов к рейсам по перевозке пассажиров через территорию Российской Федерации необходимо также принимать во внимание иные положения Порядка и нормы Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 ВК РФ внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 101 ВК РФ международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:
- соответственно на территориях двух государств;
- на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 ВК РФ международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.
Согласно пункту 2 статьи 79 ВК РФ международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При этом в силу пункта 2 статьи 1 ВК РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Согласно статье 5 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Тем самым, как следует из приведенных и иных положений, необходимо выделять воздушное пространство Российской Федерации и территорию Российской Федерации.
С учетом этого для целей применения положений пунктов 12 и 44 Порядка необходимо разграничивать международную воздушную перевозку (при которой предполагается взлет и посадка воздушного судна на территориях разных государств, в том числе Российской Федерации) и международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации (которые могут осуществляться и не через территорию Российской Федерации).
В связи с этим перевозки по рассматриваемым авиарейсам (из Вашингтона в Баку и из Вильнюса в Баку, проходящие в воздушном пространстве Российской Федерации), как отмечает управление, являются международной воздушной перевозкой (при которой пункты отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств), что, однако вопреки мнению управления, не давало основание для вывода о том, что рейсы осуществлялись через территорию Российской Федерации.
Поэтому у общества как авиаперевозчика в силу требований Закона о транспортной безопасности и Порядка могла возникнуть обязанность по предоставлению названных данных при международной воздушной перевозке через территорию Российской Федерации, но не в случае выполнения международного полета упомянутых воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации без осуществления международной воздушной перевозки через территорию Российской Федерации.
При этом дополнительно принимается во внимание, что, как указано в пункте 65 Порядка, для перевозок пассажиров по рейсам в международном сообщении передача персональных данных о пассажирах и членах экипажа должна осуществляться:
- для прибывающих в Российскую Федерацию рейсов: не позднее чем за 24 часа до прибытия в порт назначения;
- для убывающих из Российской Федерации рейсов: не позднее чем за 24 часа до отправления из порта отправления.
Для случаев выполнения международного полета иностранного воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации без взлета и посадки воздушного судна на территории Российской Федерации Порядок не предусматривает какие-либо сроки о передаче упомянутых данных, что объяснимо тем, что такая обязанность у авиаперевозчиков, осуществляющих подобные рейсы при международной воздушной перевозке, не возникает.
Поскольку у общества в силу приведенных норм материального права отсутствовала обязанность при выполнении названных авиарейсов предоставлять сведения в АЦБПДП о персональных данных пассажиров и персонале транспортных средств, у управления и судов не имелось оснований для указания о невыполнении обществом такой обязанности, и, как следствие, для вывода о событии рассматриваемого административного правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности.
Исходя из указанного обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене ввиду неправильного применения норм материального права с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу N А40-145884/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2020 N 12000093066 о привлечении закрытого акционерного общества "Азербайджан Хава Йоллары" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 5 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Тем самым, как следует из приведенных и иных положений, необходимо выделять воздушное пространство Российской Федерации и территорию Российской Федерации.
С учетом этого для целей применения положений пунктов 12 и 44 Порядка необходимо разграничивать международную воздушную перевозку (при которой предполагается взлет и посадка воздушного судна на территориях разных государств, в том числе Российской Федерации) и международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации (которые могут осуществляться и не через территорию Российской Федерации).
В связи с этим перевозки по рассматриваемым авиарейсам (из Вашингтона в Баку и из Вильнюса в Баку, проходящие в воздушном пространстве Российской Федерации), как отмечает управление, являются международной воздушной перевозкой (при которой пункты отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств), что, однако вопреки мнению управления, не давало основание для вывода о том, что рейсы осуществлялись через территорию Российской Федерации.
Поэтому у общества как авиаперевозчика в силу требований Закона о транспортной безопасности и Порядка могла возникнуть обязанность по предоставлению названных данных при международной воздушной перевозке через территорию Российской Федерации, но не в случае выполнения международного полета упомянутых воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации без осуществления международной воздушной перевозки через территорию Российской Федерации.
При этом дополнительно принимается во внимание, что, как указано в пункте 65 Порядка, для перевозок пассажиров по рейсам в международном сообщении передача персональных данных о пассажирах и членах экипажа должна осуществляться:
...
Как следует из пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф05-6356/21 по делу N А40-145884/2020